Оригинальная подсветка приборов ВАЗ 2109

Стандартная для ВАЗ 2109 подсветка приборов нравится далеко не всем. Но ее можно очень просто изменить, придав салону автомобиля некоторую изюминку. И справиться с работой сможет каждый, кто умеет в руках держать отвертку, так как работы не очень много. Приборка девятки имеет текстолитовую плату, на которой произведен монтаж электронных компонентов, осуществлено подключение индикаторных устройств и разъемов. Но начнем по порядку, как изменить подсветку на приборной доске?

Снятие приборки ВАЗ 2109 и ее «усовершенствование»

Для работы вам потребуется отвертка и, вполне возможно, плоскогубцы. Отверните два самореза, которыми соединена приборка с бородой. Выньте пепельницу и прикуриватель. Возможно, придется на время демонтировать магнитофон. Но если у вас установлен простой проигрыватель флешек, то его снятие не потребуется.

Вот, пожалуй, все, что нужно было сделать. Теперь остается лишь сорвать пластиковую панельку с металлических фиксаторов пружинного типа. Подняли ее и зафиксировали в таком положении – получили доступ непосредственно к приборке ВАЗ 2109.

Крепится она при помощи двух саморезов слева и справа. Выкручиваете их, после чего тянете аккуратно комбинацию приборов на себя. Рукой проникнуть нужно в заднюю часть, чтобы выкрутить тросик спидометра и извлечь три штекера.

Вот и вся работа, теперь можно полностью провести демонтаж приборной панели. Когда снимите ее, увидите плату, а с ней соединена лента с токопроводящим слоем. Впрочем, надежность ее сомнительна, так как теряется контакт постоянно, а при езде лампы могут даже выпадать.

Но можно «усовершенствовать» эту систему при помощи одного лишь паяльника. Для этого купите три ярких светодиода. Цвет выбираете сами, какой вам больше по нраву. Далее нужно залудить участки дорожек, на которые будет производиться монтаж диодов.

К дорожке припаяйте выводы светодиодов и установите их в отверстия. Нужно только снять стандартный зеленый светофильтр, а для этого придется разобрать полностью приборку ВАЗ 2109. В противном случае фильтр будет приглушать свет, отчего яркости не хватит для нормального восприятия.

После пропайки установите светодиоды так, как ранее стояли лампы. Пустое пространство заполните ватой, например, либо сверху наклейте двусторонний скотч. Это позволит избежать утечку света под панель.

Вот таким нехитрым способом на ВАЗ 2109 подсветка приборов может приобрести привлекательный вид. При сборке не забудьте подключить все штекеры и тросик спидометра. Причем последний накручивайте с усилием, до конца, чтобы он не стерся, иначе появится посторонний шум от него.

В этой статье рассмотрим, как улучшить внешний вид панели приборов, изменив по своему усмотрению яркость и цвет подсветки шкал приборов и кнопок, так как по этим параметрам штатная панель приборов ВАЗ 2109 устраивает далеко не всех владельцев этих авто.Для этого будем устанавливать вместо обычных лампочек накаливания, используемых в подсветке панели приборов светодиоды. Они имеют более яркое свечение и могут быть разных цветов, которые можно выбрать по своему усмотрению. Стандартные цвета белый, красный, зеленый, синий, еще встречается фиолетовый. Обратите внимание, что для подсветки кнопок используются светодиоды с обычным цоколем как у лампочки, а для подсветки комбинации приборов необходимо установить такой светодиод в специальный патрон, потребуется пайка. Но можно приобрести и готовый светодиод уже смонтированный в патроне.

Кроме того, в продаже имеются светодиоды имеющие точечное свечение, когда свет диода узко направлен только в одном направлении (вперед), и светодиоды, имеющие рассеянное свечение, которое достигается особой формой линзы светодиода. Какой вам предпочтительнее, выбирайте сами. Итак, приступаем.

Подсветка консоли управления отопителем (печкой).

Снимаем пластиковые ручки рычажков управления заслонками печки. Снимаем стекло блока управления печкой, подцепив его ножом. Делаем из фольги отражатель и закрепляем его под стеклом блока управления печкой ВАЗ 2109. Если его не изготовить, подсветка консоли будет сосредоточена только в месте установки светодиода подсветки рядом с ручкой управления скоростью вентилятора печки, и будет уменьшаться в сторону противоположной области, что выглядит не слишком привлекательно.


Затем откручиваем нижнюю часть центральной консоли (бороду), извлекаем патрон с лампой подсветки блока управления печкой и меняем лампу на светодиод. Собираем все в обратном порядке.

Надо отметить, что при простой замене лампы подсветки на светодиодную, несмотря на все ухищрения, полностью равномерную подсветку панели управления отопителем получить не удастся. Хотя это все лучше, чем штатная подсветка.

Для окончательной доработки подсветки этого узла лучше всего наклеить на дно светодиодную ленту длиной 10 см, к ее контактам припаять 2 провода (плюс и минус), а провода подключить к патрону лампы подсветки этого узла. Только действуйте аккуратно, не оставляйте неизолированных участков проводов во избежание короткого замыкания!


Светодиодная лента для подсветки панели управления отопителем

Теперь подсветка панели управления отопителем светится ярко и равномерно по всей площади. Причем подсветка эта заметна и днем, и ночью.


Так выглядит подсветка днем

Однако, если в светлое время суток с подсветкой все здорово, то при наступлении темноты я понял, что яркость такой подсветки для меня избыточна, и неплохо бы сделать ее немного менее яркой. Можно конечно регулировать яркость всей подсветки панели приборов с помощью соответствующего регулятора слева от руля, но яркость остальных ламп подсветки панели приборов меня устраивала, поэтому я поступил по другому. Берем черный маркер, и закрашиваем им покрытие над светодиодами (LED-полоска у меня изолированная) до желаемого уровня светопропускания - и проблема избыточной яркости решена. На фото выше приведен уже доработанный таким образом вариант подсветки. Можно также накрыть светодиодную ленту кусочком тонировочной пленки, эффект будет тот же.

Подсветка кнопок на панели приборов.

Процедура крайне незатейлива: извлекаем кнопку из панели, поддевая отверткой (аккуратно), разбираем её, достаем установленную в ней лампочку, устанавливаем в нее светодиод понравившегося цвета, извлекаем светофильтр и все собираем обратно. Вот как выглядит результат доработки: кнопки и комбинация приборов светятся ярко-белым светом.


А так выглядит белая подсветка днем:

Можно и не вынимать из кнопки светофильтр, а наоборот, подбором светофильтра создать подходящую яркость и цвет свечения кнопки. На моем автомобиле подсветка кнопки обогрева заднего стекла оранжевая, кнопки включения противотуманок светится бирюзовым цветом. Бирюзовый цвет получился в результате свечения белого светодиода сквозь зеленый светофильтр.

Подсветка кнопки аварийной сигнализации на иномарочный манер сделана красной.


Подсветка панели приборов ВАЗ 2109 часто не устраивает водителей. Изменить цвет и ее яркость можно самостоятельно, не обращаясь за помощью в салон.

Чтобы усовершенствовать подсветку, нужно установить светодиоды вместо обычных лампочек накаливания. Их свечение намного ярче, кроме того, можно выбрать цвет подсветки на свое усмотрение: синий, зеленый, красный или белый. Это основные цвета, однако если поискать, то можно найти еще и светодиоды фиолетового цвета.

Замена лампочек или цоколя должна проводиться внимательно и аккуратно. Если владелец авто решил использовать светодиоды для подсветки кнопок, то необходимо приобрести лампочку с обычным цоколем. Пайка и специальный патрон нужны в том случае, если есть желание заменить подсветку комбинации приборов. Среди множества светодиодов есть и такие, которые имеют рассеянное или, наоборот, точечное свечение.

Эти эффекты достигаются при помощи конфигурации фокусирующей линзы. Более равномерная подсветка подойдет для освещения шкалы на панели приборов, а свет поярче — для пиктограммы кнопок. Особенности изменения конструкции должен учитывать каждый водитель, совершенствуя свое авто.

Подсветка панели управления приборами

Проводя тюнинг внутри салона, некоторые водители нужные детали приобретают в специализированных магазинах или делают их своими руками. Переделывая конструкцию ламп, нужно сохранять первичные размеры, чтобы можно было легко поставить их вместо родных. Обычно ставят подсветку панели управления печкой и приборами. Некоторые дизайнеры используют подсветку для вольтметра, часов, индикатора давления масла.

Для подсветки печки нужно для начала осторожно снять пластиковые ручки рычагов, которые управляют заслонками, и вынуть стекло. Под ним находится сама печка. Для этого возьмите любой острый предмет (нож или ножницы) и аккуратно подденьте стекло. По его размеру заготовьте фольгу. Она будет дополнительным источником подсветки.

Закрепленная на внутренней стороне стекла, она придаст очень привлекательный вид печке, и подсветка консоли не будет сосредотачиваться только в месте установки светодиода рядом с ручкой.

Следующим этапом будет извлечение патрона с лампой из подсветки блока управления печкой. Лампу нужно заменить на приобретенный светодиод. Чтобы свет распространялся по всему периметру печки, используют светодиодную ленту, которую наклеивают на дно. К контактам обычно припаивают два провода, которые подключаются к патрону.

Все соединения при этом тщательно изолируют. Сборку производят в обратном порядке. Если одна из деталей не работает, снова проверяют все контакты и соединения. Подсветка панели управления печкой станет намного лучше и современнее, свет от нее будет распространяться по всему периметру как днем, так и ночью.

Особенности замены подсветки

Как поменять панель, сделав ее дизайнерской? Нужно быть предельно осторожными и точными при снятии и разборе приборной панели, чтобы впоследствии не нарушить правильность ее показаний. Часто при разборе страдает хромированное покрытие деталей. Поэтому наберитесь терпения и приступайте к работе.

Для начала снимите щиток приборной панели. О том, как его поменять, можно прочитать в инструкции по ремонту вашей марки авто. Затем извлеките комбинацию приборов, отсоедините штекеры, отогните трос спидометра и произведите замену лампочек. Постепенно извлекайте светофильтры из кнопок. Зелено-голубую световую гамму лучше оставить на панели без изменений, а вот зеленые светофильтры — заменить полностью.

Можно сделать подсветку кнопки обогрева заднего стекла оранжевой, а кнопку включения противотуманных фар — бирюзовой. Такого оттенка можно достичь, пропуская белый цвет светодиода через зеленый светофильтр. Светоотражателем может служить фольга, закрепленная с помощью двухстороннего скотча. Подсветка аварийной сигнализации должна быть красной (как в иномарках). При этом особое значение имеет соблюдение полярности.

В кольцевом светофильтре с помощью надфиля можно сделать прорезы треугольной формы, через которые свет будет рассеиваться. Общая картина подсветки станет более равномерной. Пора проверять работоспособность светодиодов. Только после этой проверки можно подавать постоянное напряжение в 12 В.

Стрелки приборов зачастую меняют на специальные с подсветкой. Достигается такой эффект лампой, расположенной возле оси. Красивой приборной панелью может похвастаться каждый водитель, имеющий элементарные знания по механике авто и приложивший немного сил. Совершенствуйте дизайн ВАЗ 2109 и наслаждайтесь им!

В предыдущей статье на тему тюнинга подсветки приборной панели ВАЗ 2109 был рассмотрен вариант светодиодной подсветки без серьезного вмешательства в приборку. Там мы просто заменили лампы подсветки на светодиоды, поэтому эффект хоть и есть, но со временем хочется большего. Ожидание большего сводится к тому, что на следующих поколениях приборок Самар и на иномарках циферблаты приборов подсвечиваются изнутри, и это выглядит как будто светятся сами цифры и шкалы приборов. Панели же приборов ВАЗ 2109, ВАЗ 2108 подсвечивают лампы, излучающие свой свет на циферблаты снаружи, со стороны стрелок, при этом яркость и детальность такой подсветки невысока.

Попробуем сделать подсветку панели приборов изнутри, как на иномарках, на примере высокой панели ВАЗ 2109. Надо отметить, что тюнингованные приборки в специализированных фирмах стоят весьма недешево, поэтому можно хорошо сэкономить, доработав панель приборов своими руками.

Для этого нам понадобится светопропускающая накладка на панель приборов, наподобие этой:


Снимаем с автомобиля и разбираем панель приборов, снимаем стрелки приборов и снимаем старую накладку. Для того, чтобы свет подсветки попадал на накладку изнутри, делаем вырезы на поверхности под накладкой. Это можно сделать с помощью нагретого ножа или паяльника.



Теперь делаем саму подсветку. Она будет организована на основе светодиодной ленты. Применяем ленту, которая режется кусочками по три диода. Для равномерности свечения делаем отражатель из обычной фольги.



Для спидометра и тахометра берем по 3 кусочка ленты, на указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости хватит по одному кусочку.


Штатную подсветку сохраняем, так как она подсвечивает стрелки шкал приборов. Ее можно также модернизировать, приклеив на штатное место ламп подсветки светодиодную ленту, немного ее затонировав, иначе подсветка будет излишне яркой. Затонировать можно с помощью тонировочной пленки, или черного маркера, как описано в этой статье. Штатный светофильтр при этом желательно оставить, свет подсветки будет мягким и равномерным, с немного голубоватым оттенком.


Всю это подсветку подключаем к контактам пластины ламп штатной подсветки, предварительно определив их полярность. Для стабилизации тока, при запитке светодиодов можно использовать драйвер.

Проверяем работу подсветки, подав на нее питание напряжением 12 В постоянного тока.



Останется только правильно откалибровать стрелки приборов и все, тюнинг панели приборов Lada Samara считаем удавшимся!

Когда панель приборов на ВАЗ 2109 не горит — это одна из распространенных неисправностей данного узла. Чтобы устранить неполадку, сперва придется отыскать причину ее возникновения.

Виды панелей

Щитки приборов на ВАЗ 2109 бывают минимум трех типов:

  • Низкая панель;
  • Высокая панель;
  • Электронный щиток на девятках с европанелью.


У щитков с высокой панелью эконометр отсутствует, зато спидометр также основан на механическом тросовом приводе.

Почему не горит

Если вдруг электроприборы и контрольные лампы на щитке перестали работать, необходимо предпринять определенные действия.

  1. Для начала снимите крышку монтажного блока и убедитесь в целостности предохранителя. Маркировка предохранителей располагается на внутренней поверхности крышки. Вам следует искать предохранитель F16 или F5, в зависимости от года выпуска вашего ВАЗ 2109.
  2. Если предохранитель оказался цел, обязательно проверьте, не окислились ли контакты искомого предохранителя. Не редко из-за нарушенного контакта происходит отказ щитков.
  3. Проверьте, идет ли питание на приборную панель. Для этого вам потребуется контрольная лампа и включенное зажигание. Отключите разъем Х4 в монтажном блоке и на контакте 3 проверьте наличие напряжения. Недостаток конструкции ВАЗ 2109 заключается в том, что при дождях монтажных блок сразу становится мокрым. Отсюда возникает окисление контактов в колодках, из-за чего перестает работать электрика. Окисляется порой не только контакт, но также и плата монтажного блока девятки.

Если ни одно из перечисленных выше действий не дало результата, придется вас огорчить. Ведь теперь надобится снимать приборную панель и проверять состояние проводки, контактов, минусовых соединений. Тут лучше довериться профессиональному электрику или выделить целый день на самостоятельное устранение неисправностей. Спешка здесь ни к чему.


Популярные неисправности

Если говорить про приборную панель автомобилей ВАЗ 2109, то для них характерны определенные неполадки. Мы вам расскажем о них, а также подскажем, как правильно действовать в той или иной ситуации.

Тип неисправности

Ваши действия

Не работает указатель уровня бензина и температуры

В большинстве процентов случаев такая ситуация возникает из-за поломки приборов, датчиков этих приборов, либо обрыва цепи питания. Потому сначала проверьте цепь на целостность, убедитесь, что предохранители не перегорели. Если дело не в этом, проверьте, работают ли датчики уровня бензина и температуры. Только в том случае, если ни одно из действий не позволило избавиться от поломки, можно приступать к замене самих приборов. Без вариантов, проблема кроется в них

При полном топливном баке стрелка указывает на ноль

Если вы проводили работы с датчиком уровня топлива, вина, скорее всего, лежит на вас. При манипуляциях с этим прибором не редко сбивают ограничитель поплавка. Либо неправильно устанавливается, регулируется ограничитель, из-за чего кончается обмотка резистора. Чтобы справиться с проблемой, снимите датчик, а затем еще раз отрегулируйте ограничитель

Стрелка указателя уровня топлива регулярно скачет, оказывается на нуле

Тут скорее всего резистор имеет слабое соприкосновение с токосъемником. Другой возможный вариант — возник обрыв в резисторе. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, рекомендуем заменить датчик уровня горячего на новый измерительный прибор

Лампа уровня горючего постоянно светится

Если эта лампа горит постоянно, вероятно возникло замыкания питающей проводки датчика уровня топлива на массу. Другой вариант — замкнулась гибкая шина датчика с заборной трубой топлива. Вам придется разобрать устройство, чтобы выровнять шину и избавиться от возникшего замыкания

Контрольные лампы не работают на щитке

Высока вероятность, что лампочки просто перегорели, либо они слабо держатся на своих посадочных местах из-за ослабшего контакта. Замените лампочки, но предварительно попробуйте поджать контакты. Возможно обнаружение следов окисления. При зачистке лампочки могут вновь нормально заработать. Также не исключайте вероятность обрыва проводки, окисления наконечников питающей проводке. Попробуйте пройтись по проводам тестером, зачистить контакты, если необходимо

Спидометр не работает, шумит гибкий вал

В такой ситуации придется поменять тросик привода спидометра или заменить весь спидометр в сборе. Но перед тем как настолько заморачиваться, проверьте, правильно и качественно ли затянуты крепежные гайки наконечников. Гибкий вал может шуметь во время работы из-за деформации или нарушения допускаемого изгиба оболочки менее 10 сантиметров в процессе монтажа


Приборная панель ВАЗ 2109 не настолько сложна, чтобы не суметь в ней разобраться самостоятельно. Но при отсутствии опыта ремонт лучше поручить специалистам, либо заручиться поддержкой напарника, который в этом деле разбирается.