Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Работу по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием в нашей методической литературе принято называть «изучением географической номенклатуры». Она обычно начинается с того, что учитель, а затем и ученики находят на карте, показывают и называют соответствующие картографические изображения.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Для усвоения названия учитель применяет различные приемы — четко произносит название, а в отдельных случаях пишет его на доске, отмечая на что нужно обратить внимание. В младших классах название повторяется по слогам, записывается в тетрадях, тут же находится и прочитывается на настольных картах, что, по существу, еще к карте не относится. Задача состоит в том, чтобы с названием связать картографический образ соответствующего объекта. Для этого одновременно с усвоением названия ведется работа с самой картой.
Внимание учеников привлекается к специфическим особенностям изображения объекта, отличающим его от всех других: особой его форме, величине, расцветке и др. Например, часто в этих целях применяются аппликации.
Существо приема состоит в том, что учитель заранее вырезает из цветной бумаги контур изучаемых объектов и сравнивает их с какими-либо фигурами: Черное море напоминает боб, Аппенинский полуостров — сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва и т. п.
Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты. Чтобы выработать правильные представления о величине изучаемых стран, аппликации прикрепляют к нужным местам на карте или помещают на контур других объектов, с размерами которых проводится сопоставление площадей.
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия многие учителя во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
При показе географических объектов на стенной карте должны соблюдаться дидактические правила. Показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка. Ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; площади нужно обводить по контуру, а линейные объекты (дороги, реки) показывать движением указки по ходу их в определенном направлении. Этим правилам школьников надо обучать (особенно в начальных классах).
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
Например, ученик прочно запоминает, что Средиземное море следует искать на карте между Европой и Африкой, город Горький стоит на месте слияния Оки с Волгой. В каждом классе должна быть своя, определяемая программой система ориентиров. С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров полезно требовать от учащихся, чтобы при показе объекта на карте они описывали его положение, начиная с ориентиров наиболее общих к частным.
Очень ценным в этом смысле является прием, когда учитель заставляет ученика рассказать, как следует находить заданный объект на карте. Ценность его в том, что учащиеся постигают внутреннюю логику определения географического положения, усваивают навыки связного чтения картографического текста, овладевают правильной терминологией и вообще развивают речь и мышление. Важно также, что такой прием дает возможность ученикам следить за положением описываемого объекта на основе словесного описания. «Правильное географическое определение местоположения не только на карте, но и словами служит показателем умелого преподавания географии», — говорит проф. В. П. Буданов.
Очень часто для облегчения запоминания места на карте учителя привлекают различные дидактические средства — флажк» и условные значки, шнурки и стрелки, две указки и др. Прикрепляя по ходу урока такие материалы к нужным местам карты, учитель фиксирует внимание учащихся на определенных пунктах, чтобы облегчить восприятие положения на карте изучаемого объекта. В отдельных случаях эта же задача успешно разрешается при помощи мелового эскиза на доске, показывающего нужный объект крупным планом. Эти приемы также содействуют закреплению в памяти взаимного размещения географических объектов на карте.
Работа по накоплению запаса прочно усвоенной географической номенклатуры не должна проводиться в отрыве от изучения самой географии. Механическое запоминание положения на карте какого-либо перечня географических объектов — малополезное занятие. Оно порождает формальное знание карты. Опытные учителя никогда не превращают эту работу в зубрежку или простые механические действия. Они всегда стремятся придать такой работе осмысленный характер.
Например, при изучении политической карты Европы в VI классе на уроке приходится запомнить много государств и их положение на карте. Ученикам дается задание сгруппировать государства по их положению: а) на материке; б) на островах и полуостровах; в) не имеющие выхода к морю; г) выходящие к Балтийскому и Северному морям; д) расположенные на побережьях Атлантического океана и Средиземного моря и т. п.
Ученики предупреждаются, что при ответе показывать надо будет по физической карте, что вместе с показом границ нужно называть и пограничные государства. Такого рода задачи требуют творческого подхода для их решения. В них номенклатура лишь подсобный элемент. Характер же заданий вызывает многократное повторение одного и того же государства в различных сочетаниях. Это обеспечивает прочность запоминания политического деления и способствует повторению части света в целом. В результате осмысленного решения подобных задач достигаются и глубокие знания и умение безошибочно, как бы автоматически показывать объекты на карте. Но такое автоматическое умение будет результатом большого творческого труда.
Как видим, лучшим средством для усвоения географической номенклатуры на карте является сама карта. Остановимся в связи с этим на характеристике некоторых специфических приемов использования карты в целях обучения ее знанию, где для этого применяются особые карты и специальные картографические работы. Речь пойдет о черчении и копировании карт, составлении картосхем и специальных карт, работе с контурными и немыми картами и некоторых других приемах.
Черчение и копирование карт под названием «конструктивного метода» очень широко применялось в русской школе во второй половине XIX века. Увлечение им было настолько большим, что все другие методы обучения отступали на второй план. Суть его состояла в том, что ученики рисовали картографические очертания объектов на память, по вспомогательным точкам и линиям. Работа эта в значительной степени механическая, что приводило к формальному знанию карты.
В начале XX века изменение взглядов на цели преподавания географии привело к почти полному отказу от этого приема обучения. На смену ему в школьную жизнь вошли черчение картосхем и работы с контурной картой. Однако и в наши дни черчение карт по памяти иногда применяется. Оно является ценным не только потому, что ведет к прочному запоминанию, но служит также средством борьбы с поверхностным рассматриванием рисунков, чертежей и карт, которое так распространено среди учащихся, способствует выработке очень ценного умения — выражать свои пространственные представления рисунком, чертежом, вообще — умения рисовать, чертить. Поэтому полностью отказываться от метода черчения карт, конечно, не следует. Очевидно, важно во всем соблюдать меру.
Черчение картосхем находит широкое применение в преподавании географии. Опытные учителя чертят их на доске по ходу изложения нового материала, подчас вовлекая в подобную же работу и учеников. В других случаях учащиеся по заданию учителя наносят на контур те или иные объекты. Такие простые картосхемы могут создаваться на уроке при изучении нового материала и дома в процессе работы над учебником. В. ряде случаев вычерчивание картосхем применяется при опросе учащихся.
Достоинство картосхемы состоит в том, что она отражает только самое главное, на что нужно обратить внимание. Кроме того, картосхему проще чертить, чем обычную карту. Черчение еще больше упрощается, если картосхема составляется на контурной карте или на заранее подготовленном контуре (для изготовления таких контуров используют трафарет).
Работы с контурными картами преследуют те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Само черчение здесь сведено к минимуму, так как картографический контур страны на карте сохранен. Это упрощает дело и дает возможность легко привлечь всех учащихся к картографической работе. Она же состоит в большинстве случаев в том, что, ориентируясь по своим настольным картам, учащиеся находят на контурной карте, отмечают и надписывают названия у местоположения нужных объектов, например находят, обводят и надписывают реки, горы, города и т. п. Эти работы могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию — от простого нанесения на контурную карту нужных объектов до творческой работы по составлению картосхем и специальных по содержанию карт. Разнообразны также формы применения этих карт для проверки знаний учеников.
Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, прокладку маршрутов, нанесение точек по заданным координатам и т. п.), работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна реки, географического ландшафта, административных единиц, промышленных округов, ареалов и т. п.) и др.
В настоящее время работы с контурными картами в качестве обязательных включены во все классы. В методической литературе отражен немалый опыт разнообразного применения этих карт в обучении. Контурные карты широко используются в преподавании географии в школах ГДР, Польши, Болгарии и других стран, где также имеются интересные приемы и формы работ с ними.
Немые карты — это обычно стенные физические карты, лишенные каких-либо надписей. Они широко применялись в школе в прошлом с целью закрепления и проверки знания географической номенклатуры.
В настоящее время такие карты, к сожалению, не издаются. Опыт работы лучших учителей показал несомненную полезность применения немых карт в обучении школьников пониманию, чтению и знанию карты. Все дело в том, как поставить работу с такой картой, а не в самой карте. Любой методический прием можно довести до абсурда, если его неправильно применять или злоупотреблять им. В прошлом применялись в нашей школе полунемые карты, на которых названия отмечались только начальной буквой или двумя-тремя начальными буквами. Находить на таких картах географические объекты легче, чем на обычной немой карте. В ГДР и других зарубежных странах немые карты широко используются в учебном процессе.
В заключение упомянем еще так называемую дежурную карту. Это обычная учебная стенная карта большого формата (чаще мировая или СССР), на которой флажками или значками отмечаются важнейшие текущие географические события. Знаки эти соединяются шнурками с кратким пояснительным текстом, прикрепляемым к краям карты. События текущей жизни, отмеченные на ней, постоянно привлекают интерес учеников к карте. Это способствует укреплению знания географической номенклатуры, развивает понимание карты и укрепляет навыки ее чтения.
Вообще учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, полезно, чтобы стенная географическая карта постоянно висела в том классе, где ученики находятся на уроках, чтобы своя карта была у ученика и дома на стене около его рабочего уголка (кроме атласа, который должен быть у каждого ученика таким же непременным пособием, как учебник).
Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, по нахождению объектов на карте по образным словесным описаниям их, игры-путешествия по карте и т. п. К сожалению, в нашей методике почти совсем не разработан вопрос об использовании игр в учебной работе с картами. А между тем они могли бы стать мощным средством повышения картографической культуры.

Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура.

Географическая номенклатура - язык географии. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы.

Большое значение приобретает знание номенклатуры при введении ЕГЭ как формы итогового контроля знаний учащихся. С 2009 года запланирован перевод ЕГЭ в “штатный режим”. Следовательно, учителя географии, обязаны при контроле знаний, умений и навыков ориентироваться на задания ЕГЭ.

Анализ заданий демонстрационных материалов за 2005 - 2009 годы показал, что из 31 задания части А 12 заданий связаны со знанием географической номенклатуры, а в части В – это 4 задания. В связи с этим в Методическом письме МО РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” наряду с другими вопросами большое внимание уделено работе с номенклатурой.

Исходя из представленных данных, считаю необходимым остановиться на теме “Приемы изучения географической номенклатуры в рамках подготовки к ЕГЭ”.

Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. “География и географическая карта связаны между собой неразрывно.Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии” (А.А. Половинкин).

Анализ методической литературы показал, что авторы уделяют большое внимание проблеме формирования умений работать с картами. Однако, частному вопросу – работе с географической номенклатурой должного внимания не уделено.

Наиболее подробно о работе с географической номенклатурой пишут О.В. Крылова .

Так, О.В. Крылова говорит о том, что для ребенка слово существует как услышанное, увиденное, им самим произнесенное. Следовательно, уже на этапе знакомства с новым географическим названием учащийся должен и услышать его четкое и правильное произношение учителем, и увидеть написание на географической карте, на доске или в учебнике, и наконец, написать его и произнести.

Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Однако, найдя на карте географический объект, учащиеся чаще всего лишь зрительно, механически запоминают его местонахождение. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснить, где он находится. Таким образом, мобилизуется и зрительная, и слуховая, и мускульная память ребенка, формируется знание номенклатуры.

При систематической работе с картой учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории. Задача учителя – помочь осознать результат этой работы, т.е. помочь осознать это знание. Изучая тот или иной материк, полезно предлагать вниманию учащихся короткие тренировочные диктанты по отдельным темам курсов. Сначала такая работа может проводиться устно. Например, “Представьте себе мысленный образ карты и ответьте на вопрос: Какую часть Африки омывает Средиземное море?” Вопросы, предлагаемые ученикам, заставляют их представлять образ карты, что формирует картографическую память и культуру.

Постепенно число вопросов увеличивается, а содержание усложняется.

Четко прописаны приемы изучения географической номенклатуры в Методическом письме Министерства образования РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” . В Письме предлагают применять следующие приемы запоминания географической номенклатуры:

  1. Работа с топонимической историей объекта – знакомство с историей названия.
  2. Представление учащимся информационной справки об открытии.
  3. Организация работы учащимися по выявлению взаимосвязей объекта с хозяйственной деятельностью человека, определение роли данного объекта в экономике населения данной территории.
  4. Расстановка акцентов на эстетику восприятия данного объекта.
  5. Использование описания экологической ситуации, связанной с называемым объектом.
  6. Использование: пословиц, поговорок, цитат, афоризмов, сказок, легенд, фрагментов песенных, музыкальных произведений и т.д.

7. Использование приема ассоциаций с объектом, с его названием;

8. Использование специальных компьютерных программ;

9. Активное создание учениками контурных карт

В своей практике использую различные приемы работы с географической номенклатурой, представленные в теоретической части работы.

Представление любого объекта номенклатуры всегда начинается с показа объекта учителем . Особенно эта работа важна в 6-м классе, так как учащиеся знакомятся не только с географическими названиями, но и правилами показа (особенности показа площадных объектов, рек, и др.). Очень важной работой является обучение характеристике географического положения объекта (в учебнике Герасимовой “География. 6-й класс” даны планы характеристики ГП моря, реки, гор). Поэтому провожу ряд устных характеристик, затем учащиеся письменно выполняют данные практические работы.

Использование топонимической истории территории вызывает интерес у детей. Примером использования истории названий может служить урок “Северная Америка: ФГП, история исследования”. Задания группам:

1 группа 1. охарактеризовать береговую линию СЗ побережья материка, нанести на к/к.

2. Почему на карте СЗ побережья много русских имен?

2 группа 1. Охарактеризовать береговую линию северного и восточного побережий материка, нанести на к/к. 2. Как переводится название полуострова “Нююфаундленд”?

3. Почему на севере и востоке преобладают английские названия?

3 группа 1. Охарактеризовать береговую линию юго- восточного побережья материка, нанесите на к/к. 2. Почему на карте ЮВ побережья преобладают испанские названия?

В процессе групповой работы и общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что современные названия неразрывно связаны с историей заселения и исследования территории. Большую помощь в организации работы с топонимами оказывает книга Э.Вартаньяна “История с географией”.

Эмоциональное представление объекта (стихотворения, проза) чаще использую в 6–8-х классах. Использование сказок, легенд, исторических событий очень хорошо просматривается в уроке “Озера России”, 8-й класс .

Учащиеся самостоятельно составляют систематизирующую таблицу “Происхождение озерных котловин”, а учитель (или ученики по опережающему заданию) расскажет о легендах или исторических событиях, связанных с этим озером.

Байкал – легенда о старике Байкале, его дочери Ангаре; Чудское озеро – битва 1242г.;

Ильмень – Садко; Ладожское – “дорога жизни” во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; Онежское – стихотворение “Онега”, рассказ об острове Кижи.

Следующий урок начинается с географического диктанта . По описанию учащиеся должны назвать озеро. Как правило, эту тему учащиеся всегда усваивают хорошо.

Географические диктанты позволяют проверить не только количественное, но и качественное усвоение объектов. Часто, при письменной проверке знаний, встречаются ошибки и искажения в названиях. Будет обидно, если на ЕГЭ в части В, где необходимо дать краткий ответ, компьютер не засчитает правильным ответ с грамматической ошибкой.

В заданиях В 9, В10 (План работы ЕГЭ 2007-2009 г) предлагается назвать страну или регион России по краткому описанию. В 9-х и 10-х классах при изучении отдельных регионов России или мира дается творческое задание по вариантам - кратко выделить главные особенности страны или региона, составить вопрос классу. Учащиеся обращаются не только к учебнику, справочнику, но и карте, стараясь найти особенности и географического положения (островная страна, приграничный субъект РФ и др.).

В преподавании географии особое внимание уделяю внимание умению классифицировать и сравнивать . Эти умения относятся к общепринятым интеллектуальным умениям, и отсутствие у учащихся представления о способах классификации и сравнении сказывается на качестве усвоения основных географической номенклатуры.

Классификация – строгое группирование, подчиняющееся определенным правилам. Учащимся необходимо найти только одно общее основание для всех предложенных понятий, общее ищут только в главном, выделяя видовые, родовые и классовые понятия. Так составляется иерархичная классификация.

Например, для обучения умению классифицировать и запоминанию объектов, использую следующие задания:

1. Проведите классификацию форм рельефа на основании высоты над уровнем моря: Восточно - Европейская равнина, Урал, Карпаты, Валдайская возвышенность, Гималаи, Кавказ, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

2. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова: Острова: Новая Земля, Британия, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские.

Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.

3. Распределите предложенные понятия по трем колонкам классификационной таблицы (класс, род, вид). Четвертую колонку (Видовые отличия) заполните самостоятельно.

  1. Волга, поверхностные воды, река.
  2. Африка, материк, Антарктида, суша, Мадагаскар, остров.
  3. Гималаи, горы, высокие горы.

Заполнение графы “Видовые отличия” заставляет детей обратить внимание на особенности объекта (например, самая длинная река, самый большой остров и др.), что способствует запоминанию.

К 10-му классу у учащихся накоплен достаточный багаж знаний географических объектов. Как правило, в 10-м классе проверяется не только знание положения на карте какой-либо страны, а ее экономические особенности. Главная задача при изучении – дать качественную характеристику. Большое значение имеют систематизирующие таблицы по странам региона:

4. Сгруппируйте страны Азии по уровню и особенностям социально – экономического развития. Самостоятельно назовите каждую группу стран.

Умение классифицировать также используется в игре “Четвертый лишний”: Например, найдите в каждой строчке одно лишнее понятие:

  1. Гималаи, Анды, Уральские горы, Альпы.
  2. Черное море, Балтийское море, Баренцево море, Средиземное море.

Сравнение, как методический прием, применяется чаще в 9–10-х классах, когда учащиеся накопили определенный багаж знаний, и могут самостоятельно определять существенные и второстепенные признаки.

В 9–10-х классах на сравнении строятся уроки, например, “Поволжье и Урал”, “Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы” и др.

Особую роль в обучении имеет успешность учебной деятельности - знания и качество знаний, способы, приёмы их приобретения. Всё, что легче усваивается, становится более доступным - к тому и интерес не гаснет, Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность. Этому способствует использование на уроках элементов игры. Многие годы на уроках итогового контроля в 6 –7-х классах использую игру “Географическая эстафета”, когда 2–3 ученика, передавая друг другу указку, как эстафетную палочку, называют и показывают на карте географические объекты. Возникает элемент соревнования в знаниях географической карты, учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру.

Для развития творческих способностей предлагаю составить по карте кроссворды, а при проверке использую уже готовые. Свое творчество учащиеся могут применить при составлении маршрута путешествия по заданному маршруту. Это может быть задание на изучение нового материала:

1. Нанесите элементы береговой линий при путешествии вокруг Австралии (7-й класс).

2. Составьте маршрут экскурсии из Петербурга в Москву, включив в маршрут реки, каналы, водохранилища (8-й класс).

При опросе можно использовать задания с необходимостью вписать пропущенные слова.

Несомненно, эффективным приемом, является ассоциации, и в первую очередь, с формой объекта. Великобританию, Аппенинский полуостров учащиеся запоминают сразу и навсегда.

Так как задания ЕГЭ часто используют только фрагмент контурной карты, то работа с контурами обязательна, как и работа с самой контурной картой . Лучшего способа, как перенос объекта из атласа в контурную карту, ориентация по градусной сетке, гидрографическим объектам, пока не придумал никто.

Кроме заполнения контурной карты, необходимо проводить контроль знания географической номенклатуры в форме задания “Узнай объект на контурной карте”. При выполнении этой работы детям предлагается контурная карта, на которой объекты обозначены цифрами. Можно использовать два типа теста открытый и закрытый. Для открытого типа - ученик подписывает название объекта, а для закрытого - выбирает один из вариантов ответа.

Современный урок трудно представить без ИКТ. Не могу сказать, что использую интерактивную доску каждый урок. В этом году использовала программу “География России, 8-й класс”, где разработаны уроки по теме “Общий обзор природы России”. На каждом уроке разработчиками используется интерактивная карта, позволяющая обратить внимание учеников на объекты (выделение). Но, проблемой является то, что объект на карте не сразу ассоциируется с объектом на карте атласа. Необходимо сразу предложить учащимся найти объект у себя в атласе, а затем нанести на контурную карту.

Используя контурные карты сайта “Российское образование: интерактивные карты (http://www.edu.ru/maps/kkw/), можно составить задания на перемещение названий, характеристики (например, отметьте страны – монархии в Европе). Эта работа для меня и учеников пока времезатратна, но вызывает интерес у детей. Разумнее всего соблюдать в преподавании географии своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями .

Для оценки эффективности различных приемов работы с географической номенклатурой проведено анкетирование учащихся 10х классов. Испытывают трудность в запоминании расположения объектов 15% учащихся. Главной причиной указали - трудность в запоминании труднопроизносимых названий. Учащимся нравятся приемы работы с контурной картой, интерактивной доской (та же контурная карта в увеличенном виде), приемы взаимопроверки и элементы соревновательности. Следовательно, учителям необходимо использовать различные приемы работы, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности учащихся.

Список литературы

  1. Душина И.В. Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М: Аркти, 1996.
  2. Единый государственный экзамен: география: контрольно–измерительные материалы:2008. М, Просвещение, СПб, филиал издательства “Просвещение”, 2008, 122 с.
  3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов, М. “Просвещение”. 1997, 144 л.

Интернет – ресурсы:

  1. Методическое письмо МО РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” http://www.fipi.ru .
  2. Методическое письмо “Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании географии в средней школе” Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ. http://www.fipi.ru .
  3. Российское образование: интерактивные карты http://www.edu.ru/maps/kkw/

3

Химическая номенклатура, по-видимому, является способом «переговоров» химии, связанных с математикой. Но с чего начать? ... и какие причины и теории стоят? Некоторые «имена» взяты из latin ... Я знаю, что существуют правила IUPAC и т. Д., Но это настолько требовательно и exaustive, чтобы сразу изучить все эти правила, для органической и неорганической химии. Может быть, есть причины и правила, которые помогают нам назвать химическое или составное... Так как меня интересует металлургия, можете ли вы дать мне несколько советов? Чтобы связать теорию с формулой, ad strutural formula, было бы хорошо. Неприкосновенное «почему» во вселенной всегда приветствуется.

0

Добро пожаловать на сайт Chemistry.SE. Как вы говорите, существует очень много номенклатуры, не говоря уже о том, что дополнительный жаргон, относящийся к нашим методам, методам, инструментам и т. Д. Существует причина, что он обычно разбивается на более мелкие куски и распространяется на протяжении всего четырех летней степени по химии. Как ни странно, номенклатура металлов ** сплавов ** является одним из немногих типов, которые редко преподаются. - Ben Norris 19 окт. 13 2013-10-19 11:58:37

  • 1 ответ
  • Сортировка:

    Активность

2

Химическая номенклатура представляет собой смесь исторических черт, эмпирических знаний и немного систематики. И, как вы упомянули, исчерпывающе изучить все сразу.

Чтобы понять номенклатуру, вы должны понимать сами системы. Потому что это их структура и реактивность, которые отражены в названии.

Это приводит к неудачной циклической зависимости. Чтобы начать изучать любую химическую отрасль, вы должны знать ее язык. Но, не зная науки, язык не имеет смысла. Это похоже на то, и вы, вероятно, ничего не можете с этим поделать, просто разрежьте этот круг и пройдите по номенклатуре. Это начнет иметь смысл, как только вы достигнете достаточно глубокого. Кроме того, «почему» является хорошим индикатором. Как только у вас будет достаточно знаний, чтобы понять ответ, почему он назван так, как вы, вероятно, можете ответить самим.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!