Подъём затонувших кораблей Горз Джозеф

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «НАТИ»

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «НАТИ»

Во время 2-й битвы в Филиппинском море в ноябре 1944 г. минами, торпедами, бомбами и артиллерийским огнем было потоплено много японских судов. Часть из них лежала на сравнительно небольшой, доступной для водолазов глубине, и командование американских ВМС решило поискать на этих судах секретные документы и другую информацию относительно военных планов Японии. Выполнение данной задачи было поручено водолазам и экипажу «Шантеклера», судна-спасателя подводных лодок. Одним из кораблей, с которого началось осуществление задуманной операции, оказался японский легкий крейсер, лежавший на глубине 30 м с небольшим креном на правый борт.

Первым под воду отправился водолазный старшина Джозеф Карнеке. Спустившись на палубу корабля, он приступил к его осмотру и вскоре увидел орудие, у которого все еще стоял его мертвый расчет. Люди застыли в тех положениях, в каких их застал взрыв бомбы или снаряда. Смерть была мгновенной.

В штурманской рубке Карнеке обнаружил необычно большое количество карт и бумаг. Он собрал их все и доставил на поверхность. Документы чрезвычайно заинтересовали находившегося на судне-спасателе представителя разведки; водолазам было приказано тщательно обыскать все помещения затонувшего крейсера и забрать все документы, включая личные.

Доставленные Карнеке бумаги позволили установить, что он обнаружил мифический «Нати», флагманский корабль вице-адмирала Киосидэ Сима – корабль, который, как хвастливо утверждали японцы, был непотопляем. И, действительно, до своего последнего боя «Нати» сумел выдержать попадания 225-килограммовых бомб, а также торпед, ракет и снарядов. Однако он был перехвачен 5 мая 1944 г. при попытке прорваться из манильской бухты и принял на себя удар 9 торпед, 13 бомб по 450 кг и 6 – по 110 кг, а также 16 ракет. Этого наконец оказалось достаточно, и крейсер пошел на дно.

Карнеке обнаружил, что каждый отсек корабля был абсолютно водонепроницаемым: он не сообщался с соседними отсеками ни с помощью люков, ни дверей, поэтому повреждение любого отсека не влекло за собой затопления других помещений. Толстой стальной броней была покрыта как палуба, так и обшивка корпуса.

Водолазы действовали парами, причем один из них входил в еще не осмотренное помещение, другой следил за его шлангами и линем. Однажды во время работы такой пары, когда один водолаз сгребал в мешок книги и документы, другой ненадолго прекратил наблюдение за своим товарищем и, пройдя по коридору, забрел в поисках сувениров в соседнее помещение. Как только он вошел туда, дверь, захлопнувшаяся под действием собственной тяжести в результате крена корабля, перерубила кабель, по которому с поверхности подавалась электроэнергия для подводных светильников. Оказавшийся в полной темноте водолаз потерял голову и, забыв, что он может легко найти дорогу назад по спасательному линю, начал в отчаянии кричать. Его подопечному пришлось прийти ему на помощь. С тех пор охота за сувенирами на «Нати» прекратилась.

– Вряд ли что еще так хорошо дисциплинирует водолаза, – заметил Карнеке, – как услышанный им крик под водой.

Как-то раз сам Карнеке прорезал с помощью кислородно-ацетиленовой горелки отверстие в. переборке отсека. Взрыв несгоревшей части газовой смеси, скопившейся у подволока отсека, сбил его с ног, а наушник телефона, вырванный из своего гнезда, сильно ударил в висок. Карнеке поднялся и, еще не совсем придя в себя, просунул ногу в прорезанное им отверстие. В то же мгновение он почувствовал, как что-то зажало его ботинок мертвой хваткой. Пришлось звать на помощь второго водолаза Крассике, которому потребовалось добрых 20 мин, чтобы освободить ногу своего товарища. Карнеке отправился на поверхность, а Крассике остался, пытаясь обнаружить неведомое чудовище, столь коварно напавшее на его коллегу. Через несколько минут он радостно сообщил по телефону:

– Передайте Карнеке, что его нога застряла в японском унитазе.

В конце концов водолазам удалось найти судовой сейф и взорвать его дверцу с помощью вещества, похожего на замазку и известного под названием «состав С», который вдвое превосходит по взрывному действию тротил. Водолаз по имени Поузи был послан вниз, чтобы ознакомиться с содержимым сейфа. Добравшись до него, он доложил, что сейф битком набит деньгами. Поузи приказали немедленно возвращаться, на что он ответил, что запутался в тросах и шланге, но через несколько минут надеется освободиться. Наконец он появился на поверхности и поднялся на палубу судна-спасателя. Из-за его пояса, манжет, словом, из любого подходящего для этого места торчали банкноты. Лишь когда с него сняли шлем, он смог убедиться, как ненадежно он спрятал свое сокровище.

– Господи, – изумился он, – каким образом все это ко мне пристало?

Так или иначе, он не так уж много потерял, поскольку деньги оказались японскими ассигнациями достоинством в 10 иен: на «Нати» перевозились деньги для выплаты содержания японским морякам. Представители же разведки весьма обрадовались обнаруженным 2 млн. иен, поскольку японскую валюту, необходимую для проведения некоторых секретных операций, всегда было трудно раздобыть. Но в еще больший восторг привели их найденные водолазами документы. В числе этих бумаг, как сообщил позже водолазам офицер военно-морской разведки, были планы ведения военных операций против союзников, сведения относительно оборонительных сооружений японцев и их подготовительных мероприятий на случай высадки союзников. Редко, если вообще это когда-либо случалось, чтобы в одном месте было обнаружено столько важной военной информации.

Последовавший бой позднее получил название боя в Яванском море.

В начале 1942 года японские экспедиционные силы продолжали активно продвигаться на юг, все в большей степени приближаясь к Австралии. 15 февраля японцы оккупировали порт Палембанг на Суматре, создав угрозу для Явы с запада. У голландского контр-адмирала Доормана в Батавии (Джакарте), куда он привел уцелевшие после боя 4 февраля у Баликпапана корабли, были крейсера «Java», «De Ruyter» и «Tromp».

Усиленное английским тяжелым крейсером «Exeter» и австралийским легким крейсером «Hobart», это соединение, которое включало также шесть американских, три голландских и несколько английских эскадренных миноносцев, 14 февраля пыталось атаковать японский конвой в проливе Бангка, в южной части Явы.

Один эскадренный миноносец наскочил на мель и погиб. Остальные корабли подверглись налетам авиации, и им пришлось вернуться в базу, хотя они и не получили тяжелых повреждений. Через несколько дней к ним присоединился тяжелый крейсер «Houston».

18 февраля японцы высадились на южном побережье о. Бали. На острове имелся аэродром, и он позволял контролировать выходы из Явайского моря в этом районе.

19 февраля японские авианосные ударные силы нанесли удар по базе Дарвин в северной Австралии, уничтожив два английских корабля с боеприпасами, эскадренный миноносец «Peary» и все самолеты, находившиеся на местном аэродроме.

Ночью 19 февраля в проливе Бадунг адмирал Доорман совершил еще одну попытку атаковать два японских транспорта, эскортируемых четырьмя эсминцами. Корабли союзников провели атаку тремя волнами, но японцы не потеряли в этом бою ни одного боевого корабля или транспорта, в то время как атакующие лишились нескольких миноносцев, а крейсер «Java» получил повреждения.

Еще одной неудачей стало уничтожение японской авиацией гидроавиатранспорта «Langley», следовавшего в порт Чилачап на Яве, а затем - военного танкера «Pecos», на котором спасенный экипаж «Langley» пытались эвакуировать на Цейлоне. Из более, чем 900 человек, находившихся на борту танкера, удалось спасти только 220. Второй авиатранспорт - «Seawitch» благополучно прибыл в Чалачап, но его самолеты практически не могли принести пользы.

Японцы, охватив Яву со стороны Бали на востоке и с Суматры на западе, готовились к нападению. Командующий морскими силами союзников адмирал Гелфрих старался использовать все имевшиеся в его распоряжении средства, чтобы остановить наступление. Англичане предлагали отвести военно-морские силы, чтобы иметь возможность использовать их в будущем, но голландцы были полны решимости сражаться. Тем не менее подавляющее превосходство японцев в авиации было очевидным, и одними только силами флота остановить их неудержимое наступление было невозможно.

27 февраля, когда запасы топлива почти совершенно истощились, Гелфрих согласился отвести английские крейсера «Dragon» и «Danae», эскадренные миноносцы «Tenedos» и «Scout» и австралийский крейсер «Hobart». Из имевшихся у адмирала Доормана 13 американских эскадренных миноносцев только 4 оставались в боеспособном состоянии. Также в его распоряжении имелись поврежденный крейсер «Houston», английский крейсер «Exeter», австралийский крейсер «Perth» и 3 эскадренных миноносца, а также голландские крейсера «De Ruyter», «Java» и 2 эскадренных миноносца. Не считая подводных лодок и немногочисленных самолетов, это были все военно-морские силы, которыми могли встретить наступление противника.

После полудня 26 февраля пришло сообщение, что большой японский конвой следует курсом на юго-запад недалеко от побережья Борнео (о. Калимантан). По всей видимости, японцы собирались высадить десант на северном побережье Явы. Разнородное соединение адмирала Доормана получило приказ выйти в море, провести ночную атаку, а затем отойти к Танджунгприок у западной оконечности Явы. Приказ требовал атаковать противника до тех пор, пока он не будет уничтожен, однако это выходило за пределы возможностей используемых для атаки кораблей.

26 февраля после полудня эскадра вышла из порта Сурабая. Утром следующего дня она подверглась бомбардировке, но обошлось без потерь. Около полудня Доорман сообщил, что личный состав дошел до полного истощения сил и корабли следуют обратно в Сурабаю, чтобы предоставить экипажам некоторый отдых. Когда корабли уже входили в гавань, Доормана известили, что несколько десятков транспортов противника под эскортом крейсеров и эскадренных миноносцев находятся приблизительно в 60милях к северу от Сурабаи, а в 40милях от них находятся крупные силы прикрытия.

Голландский адмирал немедленно лег на обратный курс и приказал остальным кораблям следовать за ним. Выйдя в открытое море, соединение легло на северо-западный курс. Благодаря хорошей видимости корабли вскоре были обнаружены противником, и в 15:30 произошел первый воздушный налет. Потерь не было. Адмирал Доорман запросил с берега воздушное прикрытие, но его нельзя было выделить. Крейсера «De Ruyter», «Exeter», «Houston», «Perth» и «Java» шли кильватерным строем. Английский эскадренный миноносец «Electra» шел впереди колонны кораблей. «De Ruyter» с бортов прикрывали миноносцы «Jupiter» и «Encounter». Американские эскадренные миноносцы шли в конце колонны, а два голландских эскадренных миноносца - в 2милях слева от них.

Это был неудачный порядок для ведения боя. Эскадренные миноносцы следовало расположить впереди более тяжелых кораблей как для их охранения, так и для того, чтобы занимать позицию, удобную для торпедной атаки. Однако эскадра шла слишком быстрым ходом, и изношенные машины миноносцев не позволили им вовремя занять предназначенное в строю место. Около 16.00 корабли противника в составе четырех-семи крейсеров, двух тяжелых кораблей и тринадцати эскадренных миноносцев были обнаружены слегка справа по носу.

В 16.16 японские корабли открыли огонь с максимальной дальности, и крейсера союзников повернули влево, чтобы встать к противнику бортом и навести на него все свои орудия. Корабли обоих противников некоторое время шли сходящимися западными курсами. Японцы были несколько впереди, и дистанция в ходе боя постепенно уменьшалась. Приняв бой, адмирал Доорман нарушил распоряжение, так как ему было приказано атаковать противника ночью.

Поначалу японские снаряды падали вокруг крейсеров союзников и не причиняли им заметного ущерба. Затем японские эскадренные миноносцы с большой дистанции провели торпедную атаку. Чтобы уклониться от торпед, корабли союзников отвернули к югу, и вскоре после этого крейсер «Java» получил попадание снаряда. Артиллерийская дуэль продолжалась до 17.10, когда японские эскадренные миноносцы произвели еще одну торпедную атаку Во время маневрирования снаряд попал в машинное отделение крейсера «Exeter», и его скорость уменьшилась до 15 узлов. Один из голландских эскадренных миноносцев получил попадание торпеды и затонул. Крейсера союзников снова повернули на юг, чтобы уклониться от торпед, но «Be Ruyter» отстал, вероятно стремясь сократить дистанцию боя.

Австралийский легкий крейсер «Perth» и два эскадренных миноносца поставили дымовую завесу между противником и поврежденным «Exeter». В это время Доорман приказал провести контратаку. Один из миноносцев вошел в дымовую завесу, чтобы выполнить это приказание, но был встречен прямым огнем трех японских эскадренных миноносцев. Получив большое количество попаданий, миноносец затонул. Второй голландский миноносец также пытался выполнить приказ Доормана, но корабли противника уже отвернули и скрылись в наступивших сумерках. Еще один голландский эскадренный миноносец получил повреждение от собственной глубинной бомбы, которая случайно упала за борт и взорвалась под кормой.

Крейсера Доормана снова повернули на север, чтобы возобновить бой. Они вышли из дымовой завесы на расстоянии около 10миль от японских крейсеров. Управление кораблями осуществлялась только с помощью прожектора, т.к. радиостанция на «De Ruyter» была повреждена. В течение получаса Доорман передал с флагмана несколько противоречивых указаний. Американские эскадренные миноносцы, не вполне понимая, что хочет от них командующий, произвели торпедную атаку с большой дистанции, что заставило японские корабли отвернуть. Наконец Доорман подал сигнал следовать за ним и направился на северо-восток. Затем, после непродолжительной стычки в темноте с крейсерами противника, соединение вновь повернуло на юг и последовало в направлении к Сурабае. Японские самолеты продолжали следить за ним, сбрасывая осветительные бомбы.

Около 21.00, недалеко от побережья Явы, у американских миноносцев закончилось топливо. Все торпеды были израсходованы, и командир группы миноносцев принял решение идти в Сурабаю за топливом. Там они нашли «Exeter» и «Witte De With», которые прибыли туда после боя. Четыре крейсера и два английских эскадренных миноносца все еще продолжали поиски противника.

Один из этих миноносцев - «Jupiter» около 21.25 неожиданно был поврежден подводным взрывом, который приписали торпеде, выпущенной подводной лодкой. В 1.30 «Jupiter» затонул. Крейсера при движении курсом на север обнаружили остатки личного состава эсминца, затонувшего после полудня. Второй миноносец -«Encounter» получил приказание подобрать людей и доставить их в Сурабаю.

Крейсера остались без эскорта, под непрерывным наблюдением противника и практически без связи. Тем не менее Доорман считал необходимым выполнять данное ему приказание и продолжал попытки найти и атаковать японские корабли.

В 23.15 эскадра встретилась с японскими крейсерами «Нати» и «Хагуро». В последовавшем бою «De Ruyter» получил в кормовую часть попадание, которое заставило его отвернуть в сторону. «Java» последовала за ним и получила попадание торпеды. Почти одновременно в «De Ruyter» тоже попала торпеда, и оба корабля оказались охвачены пламенем. Через несколько минут «De Ruyter» затонул. Гибель «Java» никто не наблюдал, но, по всей видимости, это произошло вскоре после гибели «De Ruyter». Уцелевшие «Houston» и «Perth», которые уже израсходовали большую часть боезапаса, в соответствии с полученным перед боем приказом вернулись в Танджунгприок.

Собрал и сфотографировал модель тяжелого крейсера "Нати"(Nachi). Крейсер типа "Миоко". Модель выпускается фирмой Аошима.
Собирал четыре месяца, закончил в марте 2011года.
Спущен на воду в 1927 году на верфи в Куре, укомплектован в 1928 году. До войны прошел модернизацию в 1935 году. В годы второй мировой неоднократно модернизировался. Модель показана на май 1943 года. Активно участвовал в морской войне на Тихом океане. Погиб 05.11.1944 года от воздушных атак разломившись на три части в районе Манильской бухты.
Использовал литературу:Две Тамиевские книги "Random japanese warship details", "Японские тяжелые крейсера" С.Сулиги, японскую книгу "Тяжелые крейсера типа Миоко"(очень хорошая книга, но на японском языке), польские Профили морские, по Миоко и отделный по Нати, что то находил в Интернете.
Использовал, кроме самой модели:
- Травление Аошимы для Нати, леера для класса Миоко я тоже купил, но они мне не понравились, я их не стал использовать.
- Травление от GMM (леера и леера с брезентом)
- Toms Modelworks (радар тип 21 для крейсеров, люки и т.п из набора для тяжелых крейсеров, наборы элементов верхней палубы для кораблей Кригсмарине и для Японии)
- Hasegawa (три набора) - набор для боевых кораблей, набор для корабельных самолетов, набор для зениток и оптических приборов (лестницы, вьюшки, люки, носовая хризантема, части для шлюпок, зениток и т.д.)
- Ka -models- леера, двери, размагничивающий кабель,трапы, подставки для модели.
- Allians Modelworks - шлюпбалки, трапы.
- Fly Hawk - набор для шлюпок и катеров кораблей Японии, шлюпбалки, башни ГК для тяжелых крейсеров, ящики для боеприпасов, перфорированные "штрипки" на палубе.
- Lion Roar - двери, поворотные круги и рельсы для гидропланов.
- Rainbow - поручни на трубы.
- Voyager - спасательные круги и их "корзины", 11 м катер, бинокли.
- WEM - леера, двери.
- Model master - стволы Гк и 25мм.
- Nico models - смоляные 127мм зенитки со щитами (щиты не понравились, использовал чуть-чуть переделанные щиты от модели)
- L Arsenal - фигурки (два разных набора)
- Fujimi - фигурки (два разных набора)
- Veteran models - бинокуляры (много и разных), параваны, deck winch (что это..видимо лебедка), но выглядит со "смывкой" здорово.
- Fine Molds - топовые лампы(наверное так они называются по русски), прожекторы, бинокуляры.
-Goffi models – фигурки моряков
Краски и грунт: GSI, Tamiya
Лак Microscale и Kristal Clear для "остекления", Set и Sol для декалей.
Модельная нить белорусская. Декали "Бегемот".
Сама по себе модель несложная и я хотел ее максимально (насколько хватит терпения) "усложнить". Ну и перечень использованного "добра" примерно показывает, чем я занимался 4-месяца. Сам сделал из проволоки "переплеты" на фок мачте, реи сделал из двух сверел на 0,5 мм (пластик слишком хрупкий), флаг и гюйс штоки - тоже сверла, ввернутые и вклеенные. Кабель от дальномерного поста на носовой надстройки - трубка из латуни 0,2мм(Лион роар). Дольше всего клеил "штрипки" на палубе. пробовал на одном участке на "голый" пластик, на другом на "грунтованный", на третьем на окрашенный. К определённым выводам не пришел..., всего на корабль ушло полтора набора.
Очень понравилась продукция Файн молдс, все из пластика, но тоненько и аккуратно как смола.
Смывку делал Тамиевкой эмалью Дым.
Моряки трех фирм из пяти разных наборов Л арсенал, Гоффи моделс, Фуджими, первые белые, вторые синие и Фуджими серые. Раскрашивал сам, если заметили, то они двух видов -офицеры и моряки. К сигнальщику приклеил сигнальные флажки от Эдуарда.
Это моя третья модель. Спасибо за советы более опытным коллегам
Сейчас появились специальные большие наборы травления для класса «Миоко», но а на момент все, что смог подобрал и сделал сам..
Свои недостатки исполнительские и исторические знаю сам, постараюсь улучшать качество работ в следующих моделях..

Которая тогда была голландской колонией. На помощь флоту Голландии пришли английские и американские корабли. Общее командование принял голландский вице-адмирал Гелфрик. Авианосная авиация была основной в наступлении японцев, и союзники несли тяжелые потери. Англичане стали убеждать командующего отвести военно-морские силы, чтобы сохранить их для использования в будущем в другом месте, но голландцы решили сражаться до конца.
Японский тяжелый крейсер «Нати»
(1934 г 11 000 т, 34 узла, десять мм орудий

493
Крейсера
Когда запасы топлива почти истощились, Гелфрик наконец согласился на отвод части сил. В распоряжении союзников остались поврежденный американский крейсер Хьюстон, английский тяжелый крейсер
«Эксетер» (участник потопления корабля Адмирал граф Шпее»), австралийский крейсер Перт и три эскадренных миноносца. Крейсера Де Рёйтер», Ява и два эскадренных миноносца имели голландцы. Объединенной эскадрой командовал голландский контр-адмирал Доорман.
После полудня 26 февраля было получено сообщение о большом японском конвое, идущем недалеко от побережья Борнео. Небольшое разнородное соединение адмирала Доормана получило приказ выйти в море для проведения ночной атаки. Приказ заканчивался словами Вы должны продолжать атаки до тех пор, пока противник не будет уничтожен».
Обнаруженный американскими патрульными самолетами японский конвой насчитывал транспорт. Помимо непосредственного охранения из двух отрядов эскадренных миноносцев (2 легких крейсера и 14 эсминцев) дальнее прикрытие осуществляли тяжелые крейсера «Нати» и «Хагуро», которые следовали позади конвоя. Командовал японским соединением контр-адмирал Танака.
Крейсера союзников шли со скоростью
24 узла в кильватерном строю - Де Рёй- тер в голове, за ним «Эксетер», Хьюстон, Перт и Ява. Девять эсминцев осуществляли охранение. Такой порядок был хорош для защиты от подводных лодок, ноне годился для артиллерийского боя, поскольку в этом случае эсминцы должны быть впереди более тяжелых кораблей, чтобы занять удобную позицию для торпедной атаки. Около 16 часов противник был обнаружен. Однако союзники встретили совсем не то, что ожидали. Адмирал Танака получил известие об обнаружении противника еще в 12 часов 30 минут от пилота гидросамолета. Поэтому он приказал транспортам под эскортом сторожевиков начать отход на север. Тяжелые крейсера резко увеличили ходи нагнали силы охранения. В районе боя они появились практически одновременно с установлением визуального контакта с противником. Таким образом, вместо транспортов и легких кораблей союзники встретили мощную эскадру из четырех крейсеров и четырнадцати эсминцев.
Видимость была хорошая, носильный восточный ветер поднимал значительное волнение. В 16 часов 16 минут японские крейсера открыли огонь с максимальной дальности, и корабли союзников изменили курс влево , чтобы ввести в действие все орудия. Оба соединения шли западными курсами, причем японцы были несколько впереди, дистанция боя постепенно уменьшалась. Вначале японские снаряды падали вокруг крейсеров союзников, не причиняя им большого ущерба, впрочем, также как и союзники японцам. Затем Ява получила попадание, которое не нанесло ей большого урона. Обе стороны продолжали вести стрельбу с большого расстояния до 17 часов минут, когда японские эскадренные миноносцы произвели торпедную атаку. Маневрируя, чтобы уклониться от торпед, Эк- сетер» получил попадание мм снарядом в машинное отделение. Снаряд легко пробил Английский эсминец Юпитер
(1932 г 1900 т, 36 узлов, четыре мм орудия и четыре торпедных аппарата

ЭПОХА МАШИН
тонкую броню вашингтонского крейсера и перебил главный паропровод. Корабль выкатился из строя влево, его скорость упала до 15 узлов. Голландский эсминец получил попадание торпеды и мгновенно затонул. Строй союзников развалился.
Доорман приказал поставить дымовую завесу между поврежденным «Эксетером» и противником. Английский эсминец «Элек- трав дыму столкнулся почтив упор стремя японскими эсминцами, получил много попаданий и через несколько минут затонул. Доорман вновь собрал свои крейсера и повернул на север, чтобы возобновить бой. «Эксетер» в сопровождении тоже поврежденного голландского эсминца отправили в базу. В 18 часов 30 минут крейсера союзников направились на северо-восток, за ними пошли оставшиеся эскадренные миноносцы. После непродолжительной стычки в темноте с крейсерами противника соединение вновь повернуло на юг. Около часа четыре американских эсминца, у которых заканчивалось топливо, вернулись в индонезийский порт Сурабая , где нашли «Эксетер» и голландский эсминец. Таким образом, в море с четырьмя крейсерами остались только два английских эскадренных миноносца. В 21 час 30 минут эсминец Юпитер наскочил на мину и затонул, второй эсминец получил приказ подобрать людей. Так крейсера остались без эскорта.
В 23 часа снова появились японские крейсера «Нати» и «Хагуро». В последовавшем бою Де Рёйтер» получил попадание

Крейсера в корму, которое заставило его отвернуть в сторону. Через несколько минут в Яву и Де Рёйтер» попало по торпеде. Оба корабля загорелись. Было видно, как среди взрывов боеприпасов экипажи покидали корабли. Вскоре крейсера затонули. Уцелели только Хьюстон и Перт, они поспешили вернуться в базу. Впрочем, вскоре остатки соединения союзников были добиты японскими крейсерами и авиацией. Спастись смогли только четыре американских эсминца, которые прорвались в Австралию. У японцев слегка был поврежден один тяжелый крейсер.
В этом бою мощные японские крейсера, создававшиеся специально для уничтожения кораблей противника, показали свои лучшие качества. Однако больше им такой возможности союзники не предоставили. Они предпочитали выставлять против японских тяжелых крейсеров линкоры или уничтожать их авиацией.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ КРЕЙСЕРА
За 10 лет, последовавших после окончания Второй мировой войны, строительство боевых кораблей значительно сократилось. Единственным исключением были советские крейсера типа «Свердлов», заложенные в 1948–1953 годах в основном из соображений престижа.
Крейсера данного типа являлись развитием кораблей серии «Чапаев». Всего планировалось построить 25 единиц, но была заложена 21, из них семь в октябре 1959 Советский крейсер
«Чапаев»

ЭПОХА МАШИН
года сняты со строительства и разобраны на металл. Это самая крупная серия больших надводных кораблей за всю летнюю историю флота России. Головной крейсер был заложен 21 января 1948 года, а последний в апреле го. Это были крупные быстроходные корабли (15 450 т, 34 узла, длинам, ширина - 22 м, по двенадцать мм и мм орудий, тридцать две мм зенитные пушки бронирование мм пояс, мм палуба и мм башенная броня. Таким образом, по всем показателям это был типичный крейсер времен Второй мировой войны.
В других государствах в этот период встрой вступали только крейсера, заложенные доили входе войны. Примерами могут служить американский «Вустер»
(12 500 т, 32 узла, двенадцать мм орудий, двадцать мм пушек, французский Де Грасс» (10 000 т, 33,5 узла, шестнадцать мм пушек, советский «Чапаев» и голландский Де Рёйтер».
В середине х годов новая разновидность оружия - ракета - достигла довольно высокой степени совершенства, приобрела твердую основу и начала применяться как на земле, таки на море. Ракета обладала более мощной разрушительной силой, чем снаряд даже самого крупного калибра , и поточности поражения цели намного превосходила артиллерию. Ведущие морские державы захотели оснастить свои корабли этим новым оружием, но они были пока неготовы строить для него специальные носители.
В начале х годов американская во- енно-морская доктрина сделала акцент на строительстве авианосцев. На верфях начинают закладываться корабли невиданных прежде размеров. Однако эти гиганты, начиненные авиационным горючими боеприпасами, оказались столь уязвимыми для любого оружия, что выпускать их в море безнадежного эскорта было нельзя. Поэтому ориентация флота на ударные авианосцы изменила требования и ко всем другим кораблям. Для охраны авианосных ударных соединений требовались корабли, оснащенные более мощным зенитными противолодочным оружием, чем прежние эсминцы. Выбор остановили на больших фрегатах УРО (управляемое ракетное оружие. Но поскольку разработка этих фрегатов задерживалась и они могли быть введены встрой не раньше началах годов, возникла идея приспособить для этой цели крейсера военной постройки, модернизировав их и оснастив УРО. Как раз к этому времени в США был принят на Американский крейсер Бостон после модернизации 1955 года

Крейсера вооружение неплохой зенитный управляемый снаряд Терьер (длинам, вес -
1360 кг, дальность - 32 км).
Первыми стали перестраивать свои крейсера Соединенные Штаты, которые в 1955–1956 годах смонтировали две спаренные пусковые установки Терьер боезапас ракеты) на месте кормовых башен тяжелых крейсеров типа Балтимор Бостон и Канберра, оставив вооружение носовой части в прежнем виде. Подобная же модернизация, затрагивавшая лишь кормовую часть корабля, была проведена в 1957–1960 годах и на шести легких крейсерах типа Кливленд. Три из них получили спаренную установку Терьер боезапас ракета три других - сдвоенную установку УРО типа «Талос» (длинам, вес - 3160 кг, дальность - 130 км, боезапас ракет).
Наконец было принято решение монтировать ракетные установки в обеих оконечностях корабля. Первыми крейсерами типа Балтимор, подвергшимися такой реконструкции в 1958–1962 годах, стали Олбани, Чикаго и «Коламбус». Этико- рабли позаимствовали у прототипа только корпус, все остальное было переделано заново. Даже на смену дымовым трубам пришли высокие дымоходы в виде мачт , удобные для крепления антенн локаторов. Вооружение кораблей состояло из двух спаренных установок «Талос» (боезапас -
92 ракеты, двух сдвоенных Тартар длинам, вес - 545 кг, дальность - 16 км, боезапас - 80 ракет, двух мм орудий, двух вертолетов, а также системы противолодочных управляемых ракетоторпед Ас- рок (длинам, вес - 454 кг).
На этих кораблях история артиллерийских крейсеров на флоте США заканчивается. В последующие годы американцы строили совершенно новые крейсера УРО, специально предназначенные для защиты авианосных соединений.
По примеру США в 1962–1964 годах свои крейсера переоборудовали Италия и Голландия. Итальянцы на «Гарибальди» кормовые мм орудия заменили сдвоенной пусковой ракетной установкой Терьер (72 ракеты, а носовые орудия главного калибра заменили башнями со мм универсальными пушками. «Гарибальди» стал единственным в мире надводным кораблем, способным нести баллистические ракеты на нем было смонтировано четыре шахты для ракет «Поларис». Голландские крейсера Де
Рёйтер» и Де Зевен Провинсиен» носовые мм орудия сохранили, а вместо кормовых башен была смонтирована спаренная установка Терьер (40 ракет. В 1974 году оба корабля были проданы Перу.
По-иному сложилась судьба английских крейсеров. Утратив после Второй мировой войны господствующее положение Владычицы морей, Великобритания была вынуждена идти в фарватере своего более сильного партнера - США. И все послево-
Голландский крейсер Де Зевен Провинсиен» после модернизации
1962 года

ЭПОХА МАШИН
енное развитие английского флота являет собой слабые попытки копирования американской стратегии. В составе Королевского флота осталось всего четыре авианосца. Для их защиты требовались крейсера
УРО, поэтому было решено достроить три крейсера типа «Тайгер» (9500 т, 31,5 узла, четыре мм и шесть мм орудий мм бортовой пояс и мм палуба. Постройка этих кораблей, заложенных в 1942 году, была приостановлена и возобновлена только в м. Головной корабль вступил встрой в 1959 году, два других - в 1960-м.
Однако ракеты для них создавать не стали, и крейсера стали чисто артиллерийскими кораблями. Лишь в 1965–1969 годах началось усиление их противолодочного вооружения. Два корабля решили превратить в крейсера-вертолетоносцы. Кормовая мм двухорудийная башня была снята, а вместо нее смонтирован ангар на четыре противолодочных вертолета (ПЛО) типа Си
Кинг». Прямо на корме оборудовали взлет- но-посадочную площадку.
Новые корабли, которые официально названы крейсерами, из европейских стран НАТО построили только Франция и Италия.
Французы в 1958 году построили крейсер ПВО нового проекта «Кольбер» (8720 т,
32 узла, шестнадцать мм и двенадцать мм универсальных орудий. С апреля 1970 по октябрь 1972 года чисто артиллерийский корабль был переоборудован в ракетный крейсер. Его вооружение теперь состоит из двух мм орудий,