Вопрос, который мы сегодня раскроем, актуален для организаций с собственным автопарком, пусть даже небольшим. При осуществлении транспортировки чего-либо из точки А в точку Б, фирма несет расходы, в том числе и на горюче-смазочные материалы, которые имеют свойство сгорать при этом процессе. Контроль этих расходов необходимо вести по многим причинам (расчет себестоимости доставки и транспортировки, расчет рентабельности, экономические расчеты на последующие периоды, контроль водителей на факт продажи неиспользованного топлива на сторону и т. д.). Давайте разберемся, как вести учет средств, потраченных на ГСМ?

Разные автомобили потребляют разное количество топлива, помимо этого, отличаются и условия эксплуатации в различных климатических и температурных зонах. Рассмотрим на простом примере. Грузовик расходует больше, чем легковой автомобиль. Новый грузовик сжигает топлива меньше, чем более старый этой же марки. Зимой расход больше, чем летом. А эксплуатация, например, в горной или болотистой местности приведет к большим затратам на бензин, чем использование того же автомобиля на федеральных асфальтированных трассах. Думаю, суть ясна.

Плавно подошли к тому, от чего нужно отталкиваться в выборе норм расхода топлива и смазочных материалов. Все зависит от того, из каких марок и моделей автомобилей состоит автопарк и его фактический износ, температурные режимы эксплуатации с учетом сезонности той или иной климатической зоны страны, конструктивные особенности автомобилей, которые могут повлиять на расход топлива (отопитель, кондиционер), условия эксплуатации.

В 2016 году нормы расхода ГСМ утверждаются организацией произвольно. Это можно сделать двумя способами:

  • с учетом норм Министерства транспорта РФ;
  • без учета норм Министерства транспорта РФ (самостоятельно).

С учетом норм Минтранса РФ.

Распоряжением Минтранса от 14.07.2015 г. № НА-80-р (это последнее изменение в 2015 году) дополнены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. А именно расширен список марок и моделей автомобилей используемых на предприятиях РФ. Также изменению в сторону увеличения подверглись повышающие коэффициенты для организаций, которые работают в городах с населением свыше 5 млн. чел.

Проще говоря, все посчитано и изменено за вас. Открываете нормы, находите марку автомобиля, для которой прописана норма расхода топлива и корректируйте ее с помощью вспомогательных коэффициентов для вашего региона, которые прописаны в этом же положении.

Так же нужно помнить, что использование норм – право, а не обязанность предприятия.

Без учета норм Минтранса РФ.

Другой вариант контроля - разработать свои нормативы натурными исследованиями. Чтобы избежать при этом вопросов проверяющих, можно установить, что собственные нормы вы разработали на основании показателей, предлагаемых Минтрансом. Но при этом учли реальные транспортные условия, а также техническое состояние автомобилей.

Как видно по коэффициентам в документе, даже нормы Минтранса нужно брать на вооружение с учетом корректировок. Поэтому если вы решили ими руководствоваться - будьте внимательны. Нормы расхода топлива должны корректироваться исходя из условий эксплуатации автомобиля.

Организации, у которых на балансе есть автотранспорт, должны списывать топливо по новым нормативам, утвержденным Минтрансом. Теперь по нормам можно также списывать ГСМ, израсходованное новыми автомобилями отечественного производства семейства ВАЗ и УАЗ.

Что случилось?

Минтранс России издал распоряжение от 06.04.2018 № НА-51-р , которым изменил нормы расхода топлива для организаций. Изменения в нормах расхода топлива связаны с расширением перечня автомобилей. В действующие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р были включены марки автомобилей, которых там раньше не было:

  • Lada Granta,
  • Priora,
  • Vesta;
  • УАЗ-Patriot;
  • автобусы ГАЗ, МАЗ, ПАЗ;
  • ГАЗон Next C41R11

Кроме того, в методичку внесены дополнительные повышающие коэффициенты к нормам списания ГСМ для крупных городов.

Какие нормы расхода ГСМ должны применять организации

Сразу отметим, что при расчете налогов организации и ИП не обязаны руководствоваться нормами, рекомендованными Минтрансом. Можно разработать и свои нормы необязательно. Но если организация решила руководствоваться именно нормами Минтранса, учитывая расходы по налогу на прибыль или на УСН, то изменения необходимо принять во внимание. А также обновить документы и учетную политику, при необходимости. В частности, нужно нужно издать обновленный приказ директора о нормах расхода топлива. В этом документе нужно сослаться на новое распоряжение Минтранса.

В приказе необходимо указать все марки транспортных средств на балансе компании и рассчитать для них лимиты расхода ГСМ. Сделать это удобнее в виде таблицы. Пр этом летние и зимние нормсы расхода топлива можно утвердить одним приказом. Для этого этого в нем должны быть указаны точные даты, с которых списывать топливо нужно по летним или зиммним нормативам.

Новый перечень автомобилей, по которым Минтранс разработал нормы расхода ГСМ также приведен в виде таблицы. Он выглядит так:

Lada Granta 219010 1.6

Lada Granta 219170 1.6

Lada Priora 217020 1.6

Lada Kalina 219410 1.6

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)

(Renault K4M 490)

УАЗ-3163-10 Patriot

Обратите внимание также на то, что Минтранс регулярно обновляет не только перечень моделей автотранспорта в Методических рекомендациях, но и повышающие коэффициентов к нормам. В частности, последним распоряжением был внесен повышающий коэффициент для городов с населением от 1 млн человек. Теперь если организация эксплуатитирует автотранспортные средства в городе:

  • с населением более 5 млн человек, то норма расхода топлива увеличивается на 35%;
  • с населением от 1 млн до 5 млн человек, то норма расхода ГСМ повышается на 25%.

Зависимость расхода топлива от пробега и сролка эксплуатации автомобиля

Помимо вышеописанных изменений Минтранс изменил подход к нормативам расходования топлива для автомобилей с разным сроком эксплуатации. Теперь повышающий коэфициент по пробегу и возрасту транспортного средства можно применять после достижения только одного из следующих признаков:

  1. пробег более 100 тыс. километров или срок экссплуатации более 5 лет - до 5%;
  2. пробег более 150 тыс. километров или срок эксплуатаации более 8 лет - до 10%.

Раньше Минтранс обязывал автовладельцев одновременное соблюдать эти условия и по пробегу и по возрасту автомобилей.

Особенности примения нормативов

Кроме того, чиновники обновили разновидности нормирования расхода горюче-смазочных материавлов:

  • базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
  • транспортная норма (аналогично базовой, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
  • автобусная (учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • самосвальная (учитывается масса и нормативная загрузка);
  • транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расход аподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 , от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 .

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производств о)подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованн ып. 1 ст. 252 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413 . Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Базовая норма расхода топлива - его расход в условиях, приближенных к идеальным (без пробок и прочих факторов, препятствующих движению).

Для этого есть несколько способов:

  • <или> по минтрансовским норматива мМетодические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 ;
  • <или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
  • <или> на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки - дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Использовать данные о среднем расходе топлива из внутреннего компьютера автомобиля невыгодно, потому что подсчитанный машиной расход не всегда соответствует реальному. Зачастую он бывает сильно занижен.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

  • «городской» - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительн оп. 5 Методических рекомендаций , от 1 до 5 млн человек - до 25%;
  • «возрастной» - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
  • «зимний» - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического район априложение № 2 к Методическим рекомендациям . Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;
  • коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
  • чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
  • коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20- 40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму

Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать:

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Документируем утвержденные нормы и коэффициенты

Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно). Условия следующие:

  • автомобиль - Lexus RX 300, оснащен кондиционером;
  • пробег - более 110 тыс. км;
  • используется на территории Москвы (численность населения свыше 5 млн человек);
  • замер сделан летом в хорошую погоду, при отключенном кондиционере.

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»

Акт установления норматива расхода топлива

г. Москва

Комиссия в составе:
- председатель комиссии Иванов А.С. - директор ООО «Организация»;
- члены комиссии:
– Петров В.С. - начальник транспортного цеха;
– Сидоров О.И. - водитель

1. Произвела контрольный замер расхода топлива по автомобилю Lexus RX 300, гос. номер Н878КК177, по ровной свободной городской дороге с асфальтовым покрытием, без пробок.

2. На основании проведенного замера утвердила для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива - 16 л/100 км.

3. Утвердила применение следующих повышающих коэффициентов из Методических рекомендаций Минтранса:

Нормы расхода топлива на 2018 год в последней редакции Минтранса носят рекомендательный характер. Компании вправе использовать их при разработке собственных нормативов расхода ГСМ.

Обязательно ли применять нормы расхода топлива на 2018 год, утвержденные Минтрансом

Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на бензин для служебного транспорта. Компания вправе учесть столько ГСМ, сколько потратили работники (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875и от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097).

Исключение - организации, занятые в системе управления и контроля, эксплуатирующие автомобильную технику на шасси автомобилей на территории РФ. По мнению налоговиков, они обязаны списывать расходы на ГСМ по нормам (письмо ФНС от 21.09.15 № АС-4-10/16581)

Чтобы избежать проблем с обоснованием расходов и исключить злоупотребления сотрудников, многие нетранспортные компании выбирают нормирование ГСМ.

Для учета расходов они могут использовать самостоятельно разработанные нормативы, данные завода-изготовителя автомобиля либо нормы расхода топлива на 2018 год в последней редакции Минтранса РФ.

Расходы на бензин не принимайте к налоговому учету, если уже платите сотруднику компенсацию за работу на личной машине (письмо Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/21050). Компенсацию за личный автомобиль можно списать только…..

Удобнее использовать минтрансовские нормы. В них есть ряд надбавок, которые учитывают регион, время года и особенности эксплуатации автомобиля. С помощью этих повышающих коэффициентов можно увеличить расходы на бензин.

Полезные документы:

Какие нормы расхода ГСМ на 2018 год установил Минтранс РФ

В 2018 году надо применять нормативные показатели для списания топлива, которые Минтранс утвердил распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последний раз изменения в документ вносили в июле 2015 году (распоряжение от 14.07.2015 № НА-80-р). В частности, увеличили список моделей отечественных и зарубежных автомобилей, для которых предусмотрены нормы расхода топлива.

Повышающие коэффициенты, на которые увеличивается норматив расхода, разрешили устанавливать в зависимости от срока использования автомобиля или от его пробега. Например, чтобы использовать коэффициент 5%, либо пробег должен быть больше 100 000 км, либо срок службы автомобиля более 5 лет.

Кроме того, повысили надбавки для крупных городов и коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании.

В 2018 году максимальный размер надбавки составляет 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн. человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн. человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

Таблица. Надбавки по ГСМ для крупных городов и населенных пунктов

Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов. Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам. К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д.

Работодатель может компенсировать сотруднику то, что он использует личный автомобиль в работе. Условия и сумму возмещения стороны определяют письменно. Как рассчитать и выплатить такую компенсацию рассказывают эксперты . Лекцию можно скачать в программе « » в курсе «Выплаты работникам».

Как установить нормы расхода топлива на 2018 год

Минтранс утвердил базовые нормы расхода ГСМ в зависимости от вида транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения), используемого им топлива (бензин, дизельное топливо, газ), массы и других параметров. Чтобы узнать базовый норматив, следует открыть нужную таблицу и найти точную марку.

Базовые нормы расхода топлива на 2018 год, утвержденные Минтрансом РФ (фрагмент)

Далее выберите из норм Минтранса те надбавки, которые подходят компании. По зимней надбавке учтите свой регион и период ее действия. Срок действия надбавки различается по регионам. Если по одному автомобилю подходит несколько надбавок, применяйте их все вместе. Для этого сложите все надбавки и умножьте на базовую норму.

Скачать все документы, которые оформляют для учета ГСМ, можно в .

В современном мире практически все контролируется различными нормами и правилами.

С одной стороны, – это усложняет жизнь и накладывает определенные ограничения на деятельность человека.

С другой – четкая регламентация основных положений позволяет в любой сфере минимизировать самоуправство. Аналогичная ситуация сложилась и с нормами расхода топлива на автомобильном транспорте.

Актуальность регулирования затрат на горюче-смазочные материалы связана с повсеместным использованием автомобилей в коммерческой деятельности. Но прежде чем преступить к непосредственному расчету , необходимо разобраться с понятием и назначением нормативного параметра.

Не следует путать эксплуатационные затраты с контрольным расходом горючего, который указывается в инструкции завода-изготовителя.

В отличие от официальной цифры, эксплуатационная трата топлива рассчитывается для реальных условий работы автомобиля, учитывающих:

  • загрузку транспортного средства;
  • плотность дорожного движения;
  • погодные условия;
  • состояние дороги;
  • время года;
  • использование дополнительного оборудования (например, кондиционера).

Кроме того, действительное потребление топлива отражает манеру езды конкретного водителя, а также, техническое состояние самой машины.

Все эти параметры носят переменный характер, а значит, и эксплуатационный расход горючего постоянно изменяется в процессе работы. По этому, министерством транспорта выведены формулы, отображающие усредненные показатели затрат на горюче-смазочные материалы, которые и получили название нормативного расхода.

А реальное значение затрат получают из расчета ГСМ по норме.

Для чего нужны нормы расхода ГСМ

Расходы на топливо и смазочные материалы – обязательная составная общих затрат практически любого предприятия.

В идеале, каждый руководитель должен стремиться к минимизации расходов, но в то же время, завышенные показатели снижают налогооблагаемую прибыль компании. По этому, органы налоговой инспекции требуют экономического обоснования заявленного потребления моторного масла и горючего.

При расчете чистой прибыли, подверженной обложению налогами, нужно отталкиваться от 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации. В документе прописаны далеко не все виды расходов предприятия, но затраты на служебный транспорт в нем отмечены как отдельная категория, в которую входит и пункт 11, регламентирующий приобретение горюче-смазочных материалов.

Следует понимать, что закон не ограничивает затраты на расходные материалы определенной суммой, но в то же время, их величина должна находиться в разумных пределах. И не смотря на то, что нормы расхода ГСМ, рассчитанные транспортным ведомством, не являются догмой, в случае значительных расхождений, налоговая служба может использовать их как убедительный аргумент в суде.

Как расчитать расход ГСМ

Министерство транспорта предоставляет не только базовую норму затрат на горючее и смазочные материалы, но и способ, указывающий как рассчитать расход топлива по норме, включающий формулу для произведения вычислений, а также, необходимые поправочные коэффициенты.

Математическое выражение для подсчета израсходованных литров бензина (или дизельного топлива) различается, в зависимости от типа транспортных средств.

Для легковых автомобилей формула имеет вид:

А = 0,01 · Б · L · K,

где А – нормативный расход;

Б – базовая норма, указанная в Руководящем документе;

L – пробег автомобиля;

K – суммарный коэффициент поправки.

Величина К зависит от нескольких факторов, таких как сезонно-климатические условия, возраст автомобиля, использование кондиционера, работа с прицепом и прочих.

В зимний период к полученному нормативному расходу прибавляют от 5% (в Южных и Центральных регионах) до 20% (в условиях Крайнего Севера).

Населенность местности также влияет на затраты горючего. При эксплуатации машины в городах с проживанием 100-250 тыс. человек, расход ГСМ увеличивается на 10%, а в мегаполисах с населением более 3 млн. – на 25%. Все нормы расхода, коэффициенты и условия эксплуатации автотранспорта происканы в специальных .

Автомобили старше 5 лет, или прошедшие больше 100 тыс. км пробега, расходуют на 5% больше топлива, чем их новые аналоги, а машины старше 8 лет – на 10%.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов увеличивает расход топлива на величину от 15 до 35%, а использование климат-контроля или кондиционера – на 7%.

Формула для расчета затрат горюче-смазочных материалов для грузовых автомобилей и автопоездов более сложная, так как по учитывает объем транспортных работ, норму расхода горючего на перевозку 1 тонны на 1 км, собственную массу авто, а также, массу прицепа и груза.

Пример расчета ГСМ

Для того, чтобы принцип вычисления затрат на топливо был более понятным, постараемся разобраться как рассчитать расход ГСМ на примере автомобиля ВАЗ-2109, который более 5 лет эксплуатируется на дорогах Москвы с месячным пробегом, взятым из , в 1800 км.

Первым делом, в руководящем документе находим базовую норму затрат. Для рассматриваемой машины она равна 7,7 л на 100 км. Затем, по таблицам начинаем подбирать коэффициенты поправки:

  • Население Москвы значительно превышает 3 млн. человек, а значит – можно смело принимать поправку в 25%.
  • Поправка на возраст авто равна 5%.

Таким образом, увеличение расхода топлива составляет 30%, что соответствует поправочному коэффициенту 1,3.

Подставляя все значения в формулу для легковых автомобилей, получаем:

А = 0,01 · 7,7 · 1800 · 1,3 = 180,2 литра

На практике, эта величина допускает отклонение до 10%, что связано со многими факторами, которые невозможно учесть при математическом подсчете.

В общем же, метод расчета нормативного расхода топлива продуман достаточно грамотно, и используется не только для контроля предприятий налоговыми органами, но также, позволяет и самим руководителям фирм планировать свои затраты на эксплуатационные материалы.