Заслуженный артист РСФСР (22.10.1971).
Народный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист СССР (13.03.1981).

Уже в детстве проявлял интерес к дирижированию.
Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав 40-й симфонией В.А. Моцарта. В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968).

С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда, в 1962-1969 гг. - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 году он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года. Член КПСС с 1973 года.

Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 году дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди.

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил созданым им Малым государственным симфоническим оркестром СССР (1985-1989). После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993году руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилия», с 1994 по 2002 годы занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 годах с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года руководит Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

С 1978 по 1991 годы преподавал в МГК имени П. И. Чайковского (с 1985 года - профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также ряд других произведений.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.
В 2008 году Юрий Симонов возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ.
В 2009 году принял участие в V ежегодном муждународном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

театральные работы

Осуществил постановки опер «Псковитянка» (1971), «Руслан и Людмила» (1972), «Октябрь» Мурадели (новая ред., 1977), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1978), «Так поступают все женщины» Моцарта (1978), «Золото Рейна» (1979); «Революцией призванный» Лазарева (1979), балетов «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Гибель розы» на музыку Малера (1973).

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10.03.2011).
Орден Почёта (2001).
Премия Ленинского комсомола (1977).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год.
Офицер ордена Заслуг (Венгрия).
Командор ордена Звезды Румынии.
Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой».
II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия).
IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия).
«Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006).
«Дирижер и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017).

В 1956 переехал в Ленинград. Окончил специальную музыкальную школу при консерватории по классу скрипки у И. Этингон, Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969).

Лауреат II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966, VI премия).

В 1968 Юрий Симонов стал первым дирижером из СССР - победителем международного конкурса: IV конкурса дирижеров, организованного Национальной Академией Санта Чечилия в Риме. Сразу после этого успеха Евгений Мравинский пригласил молодого дирижера на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Одновременно в 1967–1969 Юрий Симонов - главный дирижер оркестра Государственной филармонии на Кавказских минеральных водах.

В январе 1969 Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а в феврале 1970, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером ГАБТ СССР и занимал этот пост почти шестнадцать лет (рекордный срок для этой должности). Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В качестве педагога-консультанта Ю. Симонов работал с молодыми дирижерами из других театров страны, стажировавшимися в Большом театре.

В 1979 Ю. Симонов возглавил камерный оркестр ГАБТ, составленный из молодых музыкантов, с которым с успехом выступал в Москве и городах СССР, открывал новый Концертный зал в Хабаровске, гастролировал за рубежом (Югославия, Румыния).

В 1985 Юрий Симонов создал еще один молодежный коллектив - Государственный малый симфонический оркестр СССР, в течение трех лет успешно выступавший на всесоюзной и зарубежной сцене (Венгрия, Польша, Германия, Италия).

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 он дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден», а четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Затем последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, в 1985 был удостоен звания профессора. В числе его учеников - Ю. Ботнарь, И. Головчин, Г. Ринкявичус, Е. Самойлов, А. Сиднев, В. Симкин, П. Сорокин, И. Сукачев, М. Тургумбаев…

С 2006 преподает в Санкт-Петербургской консерватории (его первый выпускник Димитрис Ботинис стал в 2011 победителем Первого Всероссийского конкурса дирижёров). Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 Юрий Симонов провел международные мастер-классы, организованные Московской филармонией.

Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 Юрий Симонов - художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более 200 программ в Москве. Состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Годы плодотворного сотрудничества связывают Ю.И. Симонова и с национальной газетой «Музыкальное обозрение». С оркестром Московской филармонии он принимал участие в проектах газеты: Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение–ХХ» (2009), Втором музыкальном фестивале «Кружева» в Вологде и Череповце (2010). Дважды - в 2006 и 2010 - маэстро был назван «Дирижером года» в рейтинге «Музыкального обозрения» «Персоны и события».

Большой резонанс вызвали статьи маэстро на страницах газеты в проектах «Мой Вагнер» (2013, совместный проект «Музыкального обозрения» и «Литературной газеты») и «Мой Верди» (2014), а также его воспоминания об известном российско-австралийском дирижере Владимире Вайсе.

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства за 2008. Награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.

Народный артист СССР (1981). Юрий Симонов, пожалуй, самый молодой советский дирижер, которому было доверено руководство крупным симфоническим коллективом. В 1967 году он стал главным дирижером Кисловодской филармонии. А ведь только два года назад Симонов окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта, а в 1962 году начал обучаться здесь дирижированию под руководством Н. Рабиновича. В Оперной студии консерватории он поставил несколько опер классического и современного репертуара. Участие во II Всесоюзном конкурсе дирижеров 1966 года принесло Симонову шестую премию. Тогда член жюри М. Паверман писал: «У Симонова хочется прежде всего отметить приятное лирическое дарование, которое сулит дирижеру хорошие перспективы». Эти слова вскоре оправдались. В 1968 году Симонов одержал блестящую победу на международном конкурсе дирижеров в Риме. С тех под он не только руководит филармонией, но и с успехом гастролирует как концертный и оперный дирижер в крупнейших городах страны. В 1969 он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года.

Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 Симонов дебютировал в Лондоне с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил Малым симфоническим оркестром Московской филармонии и Малым государственным симфоническим оркестром. После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилии», с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Вагнера. В течение многих лет Симонов руководит симфоническим оркестром Московской филармонии, с 1975 по 1991 преподавал в Московской консерватории (с 1985 - профессор).

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Григоровича), а также других произведений.

В 1956 году Симонов переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при консерватории, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968). В 1967-1969 руководил оркестром Кисловодской филармониии.


Родился в семье оперных певцов, и уже в детстве проявлял интерес к дирижированию. Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией Моцарта. В 1956 году Симонов переехал в Ленинград, где поступил в музыкальн

ую школу при консерватории, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968). В 1967-1969 руководил оркестром Кисловодской филармониии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии Святой Чечилии в Риме

Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Евгения Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года.

нов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Больш

ого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 Симонов дебютировал в Лондоне с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Уйдя с поста главного дирижёра Большого

театра, Симонов несколько лет руководил Малым симфоническим оркестром Московской филармонии и Малым государственным симфоническим оркестром. После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным

приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилии», с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» В

агнера. В течение многих лет Симонов руководит симфоническим оркестром Московской филармонии, с 1975 по 1991 преподавал в Московской консерватории (с 1985 - профессор).

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его упра