Тема урока : Человек как биологический вид.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

ЦАРСТВО

Животные

ТИП

Хордовые

КЛАСС

Млекопитающие

ОТРЯД

Приматы

СЕМЕЙСТВО

Люди

РОД

Человек

ВИД

Человек разумный

Вопрос: выписать признаки человека, по которым его можно отнести к Типу Хордовых.

Человек - представитель Хордовых.

1. Осевой скелет - хорда.

2. Центральная нервная система имеет трубчатое строение.

3. Кровеносная система - замкнутая.

4. Центральный орган кровообращения - сердце.

Самостоятельная работа с учебником стр. 4

Вопрос: выписать признаки человека, по которым его можно отнести к Классу Млекопитающих.

Человек - представитель Млекопитающих.

1. Живорождение.

2. Выкармливание молоком.

3. Постоянная температура тела.

4. Наличие диафрагмы - это куполообразная мышца, отделяющая грудную полость с брюшной.

5. Дифференцированный зубной аппарат.

6. Четырёхкамерное сердце.

Самостоятельная работа с учебником стр. 4-5

Вопрос: выписать признаки человека, по которым его можно отнести к Отряду Приматов.

Человек - представитель Приматов.

1. Пятипалая конечность. Большой палец противопоставлен остальным.

2. Сходные пропорции тела.

3. Мимические мышцы.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у предков, а сейчас утратили своё значение, хотя и сохранились частично или полностью (ушные мышцы, аппендикс).

Атавизмы - это признаки характерные для животных (хвост, волосатость).

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание: стр. 3-5.

Тема урока Происхождение человека. Этапы его становления.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Устный ответ: место человека в органическом мире. Последствия прямохождения.

Письменный ответ:

1. Человек - представитель Млекопитающих.

Один учащийся комментирует (дополнительный вопрос - человек - представитель Типа Хордовых).

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Этапы эволюции

Пища

Способы добывания

Особенности

Строение ротового аппарата

Объём головного мозга

Образ жизни

Рамапитек

Растительная пища

Собирательство

Появился 14 млн. лет назад.

Обитал на территории современной Индии.

Австралопитек

5,5 - 1 млн. лет назад. Южная и Восточная Африка. Прямохождения.

Человек умелый

Жил одновременно с австралопитеком.

Прямохождения. Большой палец противопоставлен остальным. Умели пользоваться огнём.

Древнейшие люди: человек прямоходящий

От 1 млн. до 300 тыс. лет назад. Впервые обнаружил голландец Эжен Дюбуа на о. Ява.

Жили группами, охотились, изготавливали орудия труда, появились зачатки речи. Добывали огонь.

Древние люди: неандерталец

Найден в долине Неандерталь (Германия), жили в ледниковый период

Увеличился мозг, рост

Научился шить одежду.

Современные люди: кроманьонец

Найден в местности Кро-Маньон (Франция), появился 40 тыс. лет назад, существовали вместе с неандертальцами

Творческая деятельность: наскальные рисунки, украшения.

IV. Закрепление: упражнение 15 стр. 9.

V. Домашнее задание: стр. 16-19, упр. 12, 14 стр. 9

Слайд 1

Слайд 2

Антропогенез – один из разделов антропологии (науке о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек живущий в реальном времени, я не могу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие:

Слайд 3

Теории антропогенеза:

1. Эволюционная теория.

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других.

Слайд 4

Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае от «залетного гуманоида», чем то, что Твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи… Но вернемся к теориям…

Слайд 5

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Слайд 6

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Слайд 7

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Слайд 8

Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Слайд 9

Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Слайд 10

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

Слайд 11

Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

Слайд 12

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникно- вению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Слайд 13

Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Слайд 14

Основные этапы эволюции человека

1. Древнейшие люди: питекантроп или древнейший человек, или протерантроп или архантроп. (расширился ареал обитания)

Древние Люди: Неандерталец или палеоантроп. (изготовление дифференцированных орудий труда).

Современные люди: Неоантроп (развитие речи, искусства и абстрактного мышления).

Слайд 15

Древнейшие люди

АВСТРАЛОПИТЕК Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений.

Слайд 16

Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д.

Слайд 17

Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена.Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн. Если судить по находке Луиса Лики, (зинджантроп бойсов), то возраст австралопитеков 1,75 млн. лет.

Слайд 18

ПИТЕКАНТРОП Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека.

Слайд 19

Древние люди

НЕАНДЕРТАЛЕЦ О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению.

Слайд 20

Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 смкуб до 1800 смкуб, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев.

Слайд 21

Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так быстро и «таинственно» исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам…и т.д.

Слайд 22

Современные люди

НЕОАНТРОП Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens.

Слайд 23

Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая 8рудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф – впечатляющая характеристика, не правда ли?

Слайд 24

Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

Слайд 25

Для антропогенеза недостаточно только биологических закономерностей (мутационный процесс, популяционные волны, дрейфа ген, изоляция и естественный отбор). Происхождение человека – это уникальное явление, при котором осуществился переход от биологических к социальным процессам. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели важное значение в эволюции человека.

Слайд 26

На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Однако в дальнейшем развитие трудовой деятельности, требуя объединения усилий людей в процессе труда, охоты и т.д., выдвинуло проблему передачи индивидуального опыта в пределах коллектива.

Слайд 27

Преимущества перед другими получили племена, которые поддерживали не только физически сильных особей, но и сохраняли полезных своими умственными способностями детей – будущее поколение, стариков – хранителей информации о способах выжить (мастеров по выделке орудий, и охотников).

Слайд 28

Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает последующим опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

Слайд 29

Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги в морфологии особи и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства и практически отсутствие уловимых тенденций в изменении строения тела человека (физический облик человека почти не изменился в течение последних 40 тыс. лет).

Слайд 30

Для современных людей ведущими и определяющими стали общественно – трудовые отношения. Человек разумный в результате социального развития приобрел решающие преимущества среди всех живых существ.

Слайд 31

ЛИТЕРАТУРА:

Бернал Д. Возникновение жизни. М. 1969. Ярыгин В.Н. БИОЛОГИЯ. М., 1997. Голенкин М. И. Победители в борьбе за существование, М., 1959. Ливанов Н. А. Пути эволюции животного мира. М. 1955.

Презентация на тему "Человек как биологический вид" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников дается понятие антропогенеза, представлены теории антропогенеза и основные этапы эволюции человека.

Фрагменты из презентации

  • Антропогенез – один из разделов антропологии (науке о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества.
  • До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек живущий в реальном времени, я не могу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие:

Теории антропогенеза:

Эволюционная теория.
  • Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
  • Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других.
  • Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае от «залетного гуманоида», чем то, что Твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи… Но вернемся к теориям…
Теория творения (креационизм).
  • Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
  • Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.
  • Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.
  • Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.
Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

  • скрещивание иномирян с предками людей;
  • порождение человека разумного методами генной инженерии;
  • создание первых людей гомункулярным способом;
  • управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
  • эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

Теория пространственных аномалий
  • Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
  • При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
  • В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
  • Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Основные этапы эволюции человека

  • Древнейшие люди: питекантроп или древнейший человек, или протерантроп или архантроп. (расширился ареал обитания)
  • Древние Люди: Неандерталец или палеоантроп. (изготовление дифференцированных орудий труда).
  • Современные люди: Неоантроп (развитие речи, искусства и абстрактного мышления).

Древнейшие люди

АВСТРАЛОПИТЕК
  • Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений.
  • Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д.
  • Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена.Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн.
  • Если судить по находке Луиса Лики, (зинджантроп бойсов), то возраст австралопитеков 1,75 млн. лет.
ПИТЕКАНТРОП

Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека.

НЕАНДЕРТАЛЕЦ
  • О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению.
  • Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 см\куб до 1800 см\куб, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев.
  • Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так быстро и «таинственно» исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам…и т.д.

Cлайд 1

Cлайд 2

Антропогенез – один из разделов антропологии (науке о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек живущий в реальном времени, я не могу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие:

Cлайд 3

Теории антропогенеза: 1. Эволюционная теория. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других.

Cлайд 4

Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае от «залетного гуманоида», чем то, что Твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи… Но вернемся к теориям…

Cлайд 5

Теории антропогенеза: Теория творения (креационизм). Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Cлайд 6

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Cлайд 7

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Cлайд 8

Теории антропогенеза: Теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Cлайд 9

Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Cлайд 10

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

Cлайд 11

Теории антропогенеза: Теория пространственных аномалий Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

Cлайд 12

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникно- вению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Cлайд 13

Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Cлайд 14

Основные этапы эволюции человека 1. Древнейшие люди: питекантроп или древнейший человек, или протерантроп или архантроп. (расширился ареал обитания) Древние Люди: Неандерталец или палеоантроп. (изготовление дифференцированных орудий труда). Современные люди: Неоантроп (развитие речи, искусства и абстрактного мышления).

Cлайд 15

Древнейшие люди АВСТРАЛОПИТЕК Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений.

Cлайд 16

Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д.

Cлайд 17

Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена.Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн. Если судить по находке Луиса Лики, (зинджантроп бойсов), то возраст австралопитеков 1,75 млн. лет.

Cлайд 18

Древнейшие люди ПИТЕКАНТРОП Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека.

Cлайд 19

Древние люди НЕАНДЕРТАЛЕЦ О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению.

Cлайд 20

Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 см\куб до 1800 см\куб, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев.

Cлайд 21

Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так быстро и «таинственно» исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам…и т.д.

Cлайд 22

Современные люди НЕОАНТРОП Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens.

Cлайд 23

Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая 8рудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф – впечатляющая характеристика, не правда ли?

Cлайд 24

Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

План:

1. Содержание и задачи медицинской биологии.

2. Биосоциальная сущность человека.

3. Определение понятия «жизнь» и «живое».

4. Качественные особенности и характеристика живых систем.

5. Уровни организации живых систем.

Содержание и задачи медицинской биологии.

Биология – наука о живой природе.

Термин «биология » предложен Ж.Б. Ламарком в 1802 году, которым он определял ее как науку о жизни, как особом явлении природы .

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях, т.е. морфологию, физиологию, эволюцию живых организмов, их взаимоотношения друг с другом и средой обитания.

Ипполит Васильевич Давыдовский:

« Медицина, взятая в плане теории, - это прежде всего – общая биология».

Биология – это теоретическая основа медицины. Медицинская биология – это наука о людях, их

происхождении, эволюции и географическом распространении, об изменении численности человеческих популяций и их структуры во времени и пространстве.

Изучает наследственность человека, сущность и значение врожденных различий между индивидуумами, экологию человека, а также адаптивные механизмы и средства, которые человек использует в борьбе с враждебным окружением, в том числе и возбудителями болезней.

Главная задача предмета – сформировать у будущего врача генетическое, экологическое и эволюционное мышление, необходимое ему в дальнейшем.

Врач должен связывать здоровье пациентов с сочетанным действием трех факторов: наследственности, среды жизни и образа жизни .

Биосоциальная сущность человека. Человек в курсе медицинской биологии изучается

как биосоциальное существо.

Как биологический вид, человек сформировался по законам биологической эволюции под влиянием биологических факторов (наследственность, изменчивость, борьба за существование).

Человек – часть природы, поэтому структура и функции человеческого организма, а также его генетическая программа – это результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм.

Своеобразие эволюции человека состоит в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют свое ведущее значение, уступая место социальным.

Становление социального человека происходит через преобразование психики животных в сознание человека под влиянием социальных факторов (труда, речи, общественной жизни, воспитания и образования).

В сочетании этих двух задач заключается качественное своеобразие человека как биологического вида,

т.е. человек – существо биосоциальное.

Основная задача медицинской биологии – изучение законов жизнедеятельности человека, т.е. биологического начала, а социальное – предмет изучения философов и социологов.

Определение понятия «жизнь» и «живое». Качественные особенности и характеристика живых

систем. Аристотель: «питание, рост и одряхление».

Г. Тревиранус: «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний».

Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей внешней средой…».

М.В. Волькенштейн (1965): «Живые тела – открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Гробстейн: «Жизнь – это макромолекулярная система, для которой характерна определенная иерархическая организация, а также способность к воспроизведению, обмену веществ, тщательно регулируемому потоку энергии».

Ляпунов: «Жизнь – это высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».