В промежутке от его смерти до появления на исторической арене Дмитрия Ивановича , на Руси правили его потомки.

Учитывая феодальную раздробленность , историки под Русью того периода обычно подразумевают княжества Московское, Владимирское и Новгородское (иногда еще Киевское и Галицко-Волынское).

Даниил Александрович.

Даниил Александрович - младший сын Александра Невского , родился в конце 1261 года всего лишь за два года до смерти отца, поэтому воспитывал его брат Александра Ярослав Ярославович , после смерти которого в 1272 году Даниил стал князем Московским .

Во время правления Даниила Александровича на Руси началась очередная междоусобица между сыновьями Невского Даниилом и Андреем, а также внуком Иваном и племянником Михаилом из Твери за княжество Владимирское. Благодаря справедливости и миролюбию Даниила, всех соперников удалось собрать на Дмитровском съезде русских князей, где частично междоусобную войну удалось прекратить, но некоторые локальные конфликты продолжали возникать.

Эта междоусобица имела крайне негативные последствия для экономики и культуры Руси того периода. Брат Даниила Андрей Александрович , например, попросил помощи у Золотой Орды в этом противостоянии. Монголы серьезно подошли к этому вопросу и совместный поход с ордынским полководцем Туданом (Дюденева рать ) обернулся взятием и разграблением Мурома, Суздали, Владимира , Переяславля, Юрьева, Ростова, Углича, Ярославля, Коломны, Москвы , Звенигорода, Серпухова, Можайска и, возможно, других городов, о которых летописи умолчали. Это был один из самых крупных погромов Руси со времен нашествия Батыя .

Таким образом Дмитровский съезд стал шагом вперед в развитии дипломатии, хотя перемирие продлилось недолго.

Кроме того, за время княжения князь Даниил присоединил к Московскому княжеству территории Переяславля и Коломны, а также он пытался это провернуть с Новгородом и Рязанью.

Даниил Александрович построил Храм святых апостолов Петра и Павла в районе нынешнего Успенского собора в Москве.

Князь Даниил Александрович умер в Москве 5 марта 103 года, оставив после себя пятерых сыновей.

Иван Калита.

Иван Данилович (Иван I , Иван Калита ), внук Александра Невского, родился в семье Даниила Александровича приблизительно в 1283 году. Будущий князь Московский , князь Новгородский и Великий князь Владимирский уже в 13 лет стал наместником своего отца в Новгороде.

В 1325 году стал Московским князем, а три года спустя Великим князем Владимирским.

Иван Данилович был прозван Калитой за привычку всегда носить при себе калиту с мелочью (калита - кошелек) для бедняков, он слыл щедрым и справедливым в отношении простого люда князем.

За время своего правления князь Иван перевез из Владимира в Москву митрополита , и сделал, таким образом, Москву духовной столицей Руси .

В 30х годах XIV века Иван Данилович прослыл великим дипломатом, не допуская открытых военных конфликтов в противоречиях Москвы, Новгорода, Твери и Смоленска, а также сдерживая недовольство Золотой Орды из-за нерегулярной выплаты дани русскими княжествами (ее желание разрешить эту проблему одним военным ударом было вполне реально). Кроме того, ему приходилось учитывать интересы Княжества Литовского в отношении Руси.

Иван Калита построил Успенский собор в Москве из белого камня, Архангельский собор, церковь Иоанна, Московский Кремль (деревянный) и Собор Спаса на Бору, который, к сожалению, не сохранился (был снесен в 1933 году). При нем в Москве также было написано знаменитое Сийское Евангелие на пергаменте.

Благодаря правлению князя Калиты в Московском княжестве в течение 40 лет царил мир (1328-1368 гг.), не было никаких военных конфликтов - это было результатом грамотной политики с Ордой, Литвой и другими русскими князьями. Кроме того, влияние и территория Московского княжества значительно увеличились.

Иван Данилович Калита умер 31 марта 1340 года, оставив после себя четверых сыновей и четырех дочерей. В его честь автомобильный завод «Москвич» выпускал с 1998 по 2001 года автомобиль представительского класса «Москвич - Иван Калита».

Иван Красный.

Иван Иванович (Иван II , Иван Красный , Иван Милостивый , Иван Короткий ), князь звенигородский, князь Новгородский , князь Московский , Великий князь Владимирский , правнук Александра Невского, родился в семье Ивана Калиты.

30 марта 1326 года в Москве. Благодаря своей внешности получил приставку «Красный» (как синоним слову «красивый»). Другая версия - по времени рождения (на следующее после Пасхи воскресенье - Красную Горку).

Минусом правления Ивана Красного стало ослабление политического влияния Москвы, достигнутое его отцом, вплоть до того, что Литовское княжество умудрилось поставить своего митрополита в Киеве, а княжество Владимирское сразу после его смерти было потеряно и сыну Ивана Красного Дмитрию пришлось восстанавливать заново свои права на Владимир Великий.

Умер Иван Иванович 13 ноября 1359 года. Главным его достижением стал его старший сын (младший умер в возрасте 10 лет) - Дмитрий Иванович , более известный как

13 век в истории Руси начался без особых внешних потрясений, но в разгар бесконечных внутренних усобиц. Князья делили земли, боролись за власть. Но вскоре к внутренним бедам Руси присоединилась опасность с внешней стороны. Жестокие завоеватели из глубин Азии под предводительством Темучина (Чингизхана – то есть Великого хана) начали свои действия. Войска кочевников-монголов безжалостно уничтожали людей и завоевывали земли. Вскоре, половские ханы попросили помощи у русских князей. И те согласились выступить против надвигающегося врага. Так, в 1223 г. состоялась битва на р. Калке. Но из-за разрозненности действий князей и отсутствия единого командования, русские ратники понесли большие потери и оставили поле боя. Войска монголов преследовали их до самых окраинных земель Руси. Разграбив их и опустошив, они не двинулись дальше. В 1237 г. в пределы Рязанского княжества вступили войска внука Темучина – Батыя. Рязань пала. Завоевания продолжились. В 1238 г. на р. Сити войско Юрия Всеволодовича вступило в схватку с ратью захватчика, но обернулось в пользу татаро-монгол. При этом Южно - русские князья и Новгород остались в стороне, не пришли на помощь. В 1239 – 1240 гг. пополнив войско, Батый предпринял новый поход на Русские земли. В это время, незатронутые северо-западные районы Руси (Новгородские и Псковские земли) подверглись опасности со стороны обосновавшихся в Прибалтике рыцарей-крестоносцев. Они хотели силой заставить принять католическую веру и на территории Руси. Объединенные общей идеей шведы и немецкие рыцари собирались объединиться, но первыми выступили шведы. В 1240 г. (15 июля) - Невская Битва - шведский флот вошел в устье р. Невы. Новгородцы обратились за помощью к великому Владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. Его сын – молодой князь Александр с войском незамедлительно отправился в путь, рассчитывая на внезапность и быстроты натиска (по численности уступало войско, даже с присоединившимися новгородцами и простолюдинами). Стратегия Александра сработала. В этом сражении Русь одержала победу, а Александр получил прозвание Невский. Тем временем немецкие рыцари набрались сил и начали военные действия против Пскова и Новгорода. Снова Александр пришел на помощь. 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище - на льду Чудского озера сошлись войска. Александр снова одержал победу, благодаря смене порядка строя и слаженным действиям. Да и обмундирования рыцарей сыграло против них, когда они отступали, лед стал ломаться. В 1243 г. - Образование Золотой Орды. Формально, русские земли в состав образовавшегося государства не входили, но были подвластными землями. То есть были обязаны пополнять её казну, а князья должны были получать ярлыки на княжение на ханских ставках. В течение второй половины 13 века, Орда не раз совершала опустошительные походы на Русь. Разорялись города и села. 1251 - 1263 гг. – княжение Александра Невского. Из-за нашествий завоевателей, в процессе которых грабились и уничтожались поселения, пропало и множество памятников культуры Древней Руси 10 - 13 веков. В сохранности остались церкви, соборы, иконы, также произведения литературы, предметы религиозного культа и ювелирные украшения. В основе древнерусской культуры, лежит наследие восточнославянских племен. На неё оказывалось влияние кочевыми народами, варягами. Существенно повлияло принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Принятие христианства повлияло на распространение грамотности, развитие письменности, просвещения и внедрение византийских обычаев. Это повлияло и на одежду 13 века на Руси. Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом тканью. Сам костюм стал более длинным и свободным, не подчеркивающим фигуру, а придающим ей статичность. Знать носила дорогие заграничные ткани (бархат, парча, тафта, шелк) и меха (соболь, выдра, куница). Простой люд использовал в одежде холщовую ткань, меха зайца, белки, овчину.

В Истории Руси 13 века в основном отмечены постоянные войны с внешними захватчиками. Хан Батый нападал на земли России с юго-запада, с северо- востока на Русь следовала опасность, которая шла из Прибалтики.

В начале 13 века, Русь начала оказывать весьма сильное давление на всю Прибалтику. Новгород и Полоцкая земля установили довольно тесные отношения с народом. Это заключалось в постоянных сборах податей с людей. Но земли Прибалтики словно притягивали феодалов из Германии. Это были в основном представители рыцарских и духовных орденов. Ватикан дал своё благословение на поход крестовых войск в земли Прибалтики, после чего, они стремительно начали наступать.

В 1200 году, отряд крестоносцев, который возглавил монах Альберт, взяли под свой контроль устье Двины с запада. Спустя год, они возвели в Риге крепость, а должность первого архиепископа Риги досталась сопровождающему крестоносцев монаху Альберту. Ему подчинялся целый орден меченосцев, который на Руси получил название Ливонский орден.

Прибалтийское население, всячески сопротивлялось захватчикам, ведь отряд крестоносцев полностью уничтожал местных жителей. Боясь того, что крестоносцы после захвата Прибалтики двинуться на них, решают помочь прибалтам в борьбе за их освобождение. Правительство Руси рассчитывало после сокрушительной победы, оставить за собой право владения эти государством. Народ Прибалтики всячески старался помогать России, ведь их налоги были значительно ниже, чем налоги немецких захватчиков.

А тем временем на востоке страны, стремительно нападали войска Дании и Швеции. На месте нынешнего города Таллин, жители Дании возвели крепость под названием Ревель. Шведы же в свою очередь стремили обосноваться на территории Финского залива.

В 1240 году отряд шведов, который возглавил один из королевских родственников показался на заливе Финской территории. Он прошёл вдоль реки Невы и остановился в устье Ижоры. Там то они и решили расположить свой временный лагерь. Русские просто не ожидали столь резкого появления Шведских войск. На то время Новгород правил сын Ярослава Всеволодовича, которому было всего 19 лет. Он на протяжении всего 1239 года строил укрепление со стороны реки Шелони, которая находится на южной части Новгорода. Он опасался, что на них нападёт князь Литвы.

Но как только 19-ти летний Александр узнал о том, что шведы нападают, он тут же взял свою дружину и отправился в поход. Русские решили внезапно напасть на шведский лагерь. Это произошло в 1240 году в середине июля.

Шведы потерпели сокрушительно поражение, и были вынуждены спасаться бегством, на всегда утратив возможность получить господство на территории Невы. После этой битвы, Александру дали прозвище Невский. С этим именем его и помнят по сей день.

Но до сих пор нависала угроза нападения ливонских воинов. В 1240 году ордену удалось захватить власть над Псковом. Положение в Новгороде было довольно сложным, ведь после Невской битвы Александр сильно разругался с боярами Новгорода и направился к своему отцу в Переяславль. Но спустя некоторое время вече новгородское снова просит Александра взойти на трон в связи наступлением сильного противника. Бояре приняли правильный выбор, ведь в 1241 году Александру удалось практически без потерь отбить у захватчиков Псков. В 1242 году состоялось памятное для истории событие, которое произошло на льдах Чудского озера. Эта битва описана в истории, как Ледовое побоище. Русской армии помогли силы природы. Ливонские рыцари были облачены в латы из металла, а русские войска в дощатые латы. Апрельский лёд не выдержал веса ливонских рыцарей в их латах и просто провалился под их весом.

В разные годы в прошлые века иностранные завоеватели не раз пытались покорить Русь, а она стоит, несломленная, и по сей день. Трудные времена на русской земле возникали в истории не раз. Но такого, как в 13 веке, тяжелого периода, угрожавшего самому существованию государства, не было, кажется, ни до, ни после. Нападения велись и с запада, и с юга различными агрессорами. Настали трудные времена на русской земле.

Русь в 13 веке

Что собою она представляла? В начале 13 века Константинополь как центр духовности уже утратил свое влияние. А некоторые страны (например, Болгария, Сербия) признают власть и главенство католичества. Оплотом православного мира становится Русь, тогда еще - Киевская. Но территория была неоднородна. Перед нашествием Батыя и его орды Русский Мир представлял собой несколько княжеств, соперничавших за сферы влияний между собой. Междоусобица раздирала родственников-князей, не способствовала организации одного сплоченного войска, способного оказать достойное сопротивление захватчикам. Это и подготовило почву для того, чтобы случились трудные времена на русской земле.

Нашествие Батыя

В 1227 году уходит из жизни Чингисхан, великий восточный воин. Произошло обычное перераспределение власти между родственниками. Один из внуков, Батый, обладал особо воинственным характером и организаторскими талантами. Он собрал огромнейшее по тем понятиям войско (где-то порядка 140 тысяч человек), состоящее из кочевников и наемников. Осенью 1237 началось вторжение.

Русское войско было менее многочисленно (до 100 тысяч человек) и разрознено. Поэтому и проиграло в трагической Казалось бы, вот возможность объединиться и дружно противостоять врагу. Но правящая верхушка князей продолжала усобицы, а в Новгороде, на севере, с новыми силами вспыхнули народные волнения. Как результат - дальнейшее разорение княжеств. Сначала Рязанского, затем - Владимиро-Суздальского. Коломна, Москва... Разорив Владимир, Батый пошел на Новгород, но не доходя, повернул к югу и отправился в половецкие степи - восполнить силы. В 1240 орды Батыя разоряют Чернигов, Киев, войдя в Европу, монголо-татарские воины дошли аж до Адриатики. Но в дальнейшем прекратили войну на этих территориях. А после - настали трудные времена на русской земле. Двухсотлетнее иго установилось в течение двух десятилетий после нашествия и подразумевало уплату дани всеми завоеванными землями татарским правителям. Как считают историки, оно окончилось только в 1480 году.

Угроза с запада

Трудные времена на русской земле не ограничивались проблемами на востоке и юге в 13 веке. Если там вторжения захватчиков носили скорее карательный характер экспедиций, то в западной части шли постоянные регулярные боевые атаки. Русь противоборствовала всеми силами шведам, литовцам, немцам.

В 1239 отправляет большое войско против Новгорода. Но в том же году шведы были оттеснены и разгромлены (взят Смоленск). На Неве также одержали победу. Новгородский князь Александр во главе дружины разгромил хорошо вооруженное и подготовленное шведское войско. За эту победу его и прозвали Невским (на тот момент герою было всего 20 лет!). В 1242-м изгоняют немцев из Пскова. А Александр в том же году наносит сокрушительный удар по рыцарским войскам в (Ледовое побоище). Рыцарей погибло так много, что еще 10 лет не рисковал нападать на русские земли. Хотя многие битвы новгородцев и были успешными, все же это были довольно тяжелые, трудные времена на русской земле.

Окружающий мир (4 класс)

Подводя итоги, можно сказать, обобщая, что весь 13 век в был тяжелым и для правящих князей-верхушки, и для простого народа, который погибал и проливал кровь в результате продолжительных и многочисленных военных действий. Монгольское иго, безусловно, сказалось и на развитии российской государственности, и на материальном благосостоянии городов, вынуждаемых платить дань.

А бои с рыцарями-крестоносцами благодаря своей важности прославлены в фильмах и литературе. Данный материал может быть использован для урока

Составленная учащимися по материалам учебника таблица «Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII века», возможно, будет иметь следующий вид.

Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII века

Год
Внутриполитические события

Внешнеполитические события

Начало княжение в Новгороде Рюрика

Поход князя Олега на Киев. Объединение севера (Новгород) и юга (Киев). Образование Древнерусского государства

Походы князя Олега на Царьград (Константинополь). Подписание выгодного для Руси торгового договора

Неудачные походы князя Игоря на Константинополь

Князь Игорь убит восставшими древлянами

Поход князя Святослава на Хазарский каганат. Разгром и гибель Хазарского каганата. Контроль Руси над волжским торговым путем

Посольство Руси в Константинополь. Крещение княгини Ольги. Политический союз Руси и Византии

Русско-византийская война. Гибель князя Святослава

Принятие христианства на Руси при князе Владимире

Любечский съезд князей. Юридическое оформление политической раздробленности

Разгром половцев князем Владимиром Мономахом

Штурм и разгром Киева объединенными войсками русских князей и половецких ханов. Ослабление общерусского значения Киева

Уроки №14-15. Русь между Востоком и Западом.

В процессе уроков:

    раскрыть процесс образования Монгольской державы, отметив особенности в сравнении с Древнерусским государством;

    определить причины военных успехов монголов в период образования Монгольской империи;

    отметить роль борьбы Руси с монгольским нашествием для средневековой европейской цивилизации;

    охарактеризовать значение борьбы Руси с немецкими и шведскими захватчиками;

    сделать выводы о значении выбора князей Северо-Восточной Руси в пользу союза с Ордой против католического Запада.

План уроков:

    Образование Монгольской державы и ее завоевания.

    Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу.

    Монгольская держава в XIII веке.

    Русь под властью Золотой Орды.

    Русь между Западом и Ордой.

Средства обучения: учебник §12-13, историческая карта №7 «Русские земли в XII – начале XIII в.».

Рекомендуемые методы и приемы проведения уроков: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, исторической картой с элементами обобщающей характеристики, решение познавательных заданий, работа по составлению таблицы «Борьба Руси с нашествием монголов и отражение агрессии Запада».

Персоналии : Чингисхан, Батый, Александр Невский.

Основные даты : 1223 г. – битва на реке Калке.

1237-1242 гг. – Батыево нашествие на Русь.

1240 г. – Невская битва.

Вопросы для повторительной беседы:

    Раскройте причины политической раздробленности на Руси.

    Докажите, что период политической раздробленности сопровождался экономическим и культурным подъемом русских земель.

    Сравните развитие Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества, с точки зрения природных, экономических, социальных и политических особенностей.

    Охарактеризуйте деятельность князя Андрея Боголюбского. Почему современники называли его «самовластцем»?

На изучение темы отводится два урока. Целесообразно на первом уроке сосредоточить внимание на рассмотрении первых трех пунктов плана урока. Второй урок посвятить характеристике наиболее сложного вопроса – Русь под властью Золотой Орды и проблеме выбора князей Северо-Восточной Руси для цивилизационного развития.

Вариант №1 . Так как значительная часть материала параграфа носит событийный характер и в значительной мере знаком учащимся, то на первом уроке организуется самостоятельная работа школьников с текстом учебника и картой №7 по подготовке ответов на вопросы. С целью экономии времени на уроке возможна работа по группам.

    Сравнительная характеристика образования государства у монгол и восточных славян.

    Причины успешных завоеваний монголов.

    Батыево нашествие на Русь и последствия.

    Русь между Востоком и Западом.

Работа по первому вопросу даст возможность повторить процесс образования Древнерусского государства и на этой основе отметить главную особенность государства монголов – «кочевой феодализм», при котором главной ценностью являлся скот. Этот вопрос лучше поручить выполнение наиболее подготовленной группе учащихся, так как сравнительный анализ достаточно сложен. Последний вопрос задания выполняется учащимися и рассматривается на втором уроке.

Ориентир! По поводу исторического развития кочевых обществ в отечественной науке высказано много различных точек зрения. Среди историков прошла дискуссия о «кочевом феодализме ». Одни ученые считали, что кочевники развиваются по тем же законам, что и земледельческие народы, и основой феодальных отношений у них была собственность на землю (пастбища). Их оппоненты доказывали, что пастбища у кочевников были в коллективной собственности, а основу феодализма составляла собственность на скот .

Вариант №2. После беседы с классом об образовании Монгольской державы и причинах успешных завоевательных походов монголов во главе с Чингисханом проводится самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, картой №7 (задание №1, стр. 93). В ходе работы заполняется таблица «Борьба Руси с нашествием монголов и отражение агрессии Запада» с последующим обсуждением результатов. В процессе данной работы необходимо использовать анализ документа задания №2 учебника.

Дата

С кем боролись?

События

Результат

Монгольская держава

Половцы обратились за помощью к русским князьям. Объединенное русско-половецкое войско и монголы встретились в решительной битве у реки Калка.

Военное превосходство монголов, разногласия среди русских князей, неожиданное бегство половцев привели к страшному поражению русских дружин.

Декабрь 1237 г.

Нашествие монгольского войска во главе с ханом Батыем.

Поражение войск рязанского князя у границ княжества. Взятие города Рязани.

Другие княжества не оказали помощь рязанцам. Разгром Рязанского княжества.

Январь 1238 г.

Сражение владимиро-суздальских войск с монголами у Коломны.

Поражение владимиро-суздальских войск. Осада монголами г. Владимира.

Февраль 1238 г.

Штурм и захват Владимира монголами.

Были взяты монголами еще 14 городов Северо-Восточной Руси.

Март 1238 г.

Поражение владимирских войск на реке Сити.

Погибло большинство русских воинов и великий князь Юрий Всеволодович. Не дойдя до Новгорода монголы повернули в степь.

Апрель 1238 г.

Осада города Козельска 7 недель. «Злой город».

Только к началу лета монголам удалось вырваться в южные степи.

Осень 1239 г.

Разорение земель и княжеств Южной Руси.

Вторжение в Польшу и Венгрию.

Шведский флот по Неве вторгся в новгородские владения. Поражение на Неве шведов от новгородского князя Александра Ярославича (Невский).

Шведам не удалось перекрыть новгородцам торговый путь по Балтике.

Ливонский орден

«Ледовое побоище».

Полки Александра Невского нанесли рыцарям сокрушительное поражение на льду Чудского озера.

Вопрос. Докажите, что воины и жители Руси оказали захватчикам ожесточенное сопротивление.

В качестве домашнего задания можно предложить десятиклассникам дополнить историческими фактами и примерами материал учебника. С целью предварительного ознакомления учащиеся дома знакомятся с материалом учебника, посвященный вопросам «Русь под властью Золотой Орды» и «Русь между монголами и Западом».

На втором уроке в процессе беседы анализируются и делаются выводы о последствиях нашествия монголов на Русь и значении выбора князей Северо-Восточной Руси в пользу союза с Ордой против католического Запада.

Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?

    Экономическое, социальное и культурное отставание Руси от стран Западной Европы.

    Тяжелый материальный урон, массовая гибель населения, разорение городов. Упадок ремесел, торговли, городов.

Следует обратить внимание учащихся, что это третий фактор, сдерживавший развитие страны. Вспомните , какие еще факторы тормозили развитие Руси, определили ее отставание от стран Западной Европы? Школьники, отвечая на данный вопрос должны назвать природно-географический фактор (см. §6, стр. 44 и 46) и отсутствие при образовании Древнерусского государства, в отличие от стран Западной Европы, на территории в древности высокоразвитой цивилизации, невозможность напрямую использовать достижения античной цивилизации (см. §8, стр. 59).

    Военный разгром задержал политическое объединение северо-восточных земель.

    Прекратились связи русских земель с православными странами, странами Европы.

    Способствовала развитию на Руси деспотических форм власти.

Иная точка зрения! Какие положительные стороны зависимости северо-восточных княжеств от Золотой Орды отметил историк Ключевский В.О.? «В опустошенном общественном сознании (Северо-Восточных князей) оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников. Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар; их князья звались холопами «вольного царя», как величали у нас ордынского хана. Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей. Правда, и в волжском Сарае напрасно было искать права. Великокняжеский владимирский стол был там предметом торга и переторжки; покупной ханский ярлык покрывал всякую неправду. Но обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие, а ехал искать защиты у хана, и не всегда безуспешно. Гроза ханского гнева сдерживала забияк; милостью, т. е. произволом, не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли. Русские летописцы не напрасно называли поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния».

В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

    Хан Золотой Орды назначал великих князей. Все князья должны были получать от хана ярлыки на владение своими землями.  Способствовала развитию на Руси деспотических форм власти.

    Зависимость от Золотой Орды законсервировала политическую раздробленность.

    Выплата дани - «татарский выход ». Перепись населения, установлены нормы сбора дани.  Затрудняло восстановление и развитие хозяйства северо-восточных земель.

    Администрация Орды в русских княжествах (до середины XIV века) – баскаки .

    Карательные набеги золотоордынцев, в ходе которых ордынцы уводили в рабство ремесленников, молодых людей.  Упадок ремесел, торговли, городов.

Входила ли Северо-Восточная Русь в состав Золотой Орды?

С точки зрения текста учебника Северо-Восточная Русь попала в зависимость от Золотой Орды, т. е. имела «автономию» – «завоеватели сохранили сложившуюся здесь систему управления, войско и религию». Однако в разделе «подведем итоги» говорится о том, что Северо-Восточная Русь оказалась «в рамках образовавшейся Монгольской империи». Полная личная зависимость князей от монгольского хана, который давал им право управлять их же собственными территориями, подтверждение этой зависимости регулярными «выходами», поставка войск для совместных военных действий, наличие ордынской администрации (баскаки), вряд ли может служить веским основанием для признания «автономии» русских земель в рамках Золотой Орды (улуса Джучи).

Решение дилеммы (см. стр. 91) (т.е. затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями) князьями. Решение дилеммы князем Александром Невским.

1 точка зрения. Благоразумная политика Александра Невского, который понимал бесперспективность сопротивления монголам, на союз и подчинение Одре, опора на помощь монгольских ханов против католического Запада, позволило сохранить собственную государственность.

2 точка зрения. Опираясь на помощь монгольских ханов, Александр Невский закрепил деспотические традиции управления Северо-Восточной Руси. При этом он фактически положил конец действенному сопротивлению русских князей Золотой Орде на многие годы вперед.

Урок №16. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 2 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 93-94). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы и формы – семинар, урок-зачет, написание микро-эссе (см. Тематическое планирование).

Вопросы для итогового повторения и обобщения:

    Влияние природно-географических условий становление и развитие Древней Руси.

    Выделите и обоснуйте особенности возникновения и развития государства у восточных славян.

    Раскройте основные периоды политического развития Древней Руси X – XIII века.

    Охарактеризуйте древнерусское общество, ее основных групп.

    Определите особенности развития культуры Древней Руси этого периода.

    Почему данный период развития Древней Руси ученые называют домонгольским периодом? Что изменилось на Руси в результате нашествия монголов во главе с ханом Батыем?

Тесты:

1). Для восточных славян был характерен хозяйственно-культурный тип

    Кочевников-скотоводов;

    Земледельцев и оседлых скотоводов;

    Кочевников скотоводов.

2). Накануне образования государства мировоззрение восточных славян было

    Языческим;

    Не религиозным;

3). Прочтите отрывок из произведения «Стратегикон» и определите общественный строй восточных славян.

«Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?»

    Рабовладельческий;

    Феодальный;

    Родоплеменной.

4). Большинство русских былин связано с именем:

    князя Владимира Святославича;

    князя Святополка Окаянного;

    князя Игоря Святославича.

5). Какое событие в истории России произошло в 882 году?

    Призвание на княжение Рюрика;

    Гибель князя Игоря от древлян;

    Поход князя Олега на Киев.

6). Какое из названных событий произошло позже всех остальных?

    Крещение Руси;

    Поход князя Олега на Царьград;

    Гибель князя Игоря в результате восстания древлян.

7). Последствием принятия христианства Русью стало

    Знакомство с наследием античности;

    Раскол русского общества по религиозному признаку.

8). Кому принадлежат слова, упомянутые в летописи? «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом».

    князю Ярославу Мудрому;

    князю Александру Невскому;

    князю Владимиру Святославичу.

9). Событие, к которому относится фраза: «каждый да держит отчину свою», произошло в

1. 1097 году; 2. 1113 году; 3. 1237 году.

10). Наследственное земельное владение в средневековой Руси называется:

1. Вотчина; Вервь; Погост.

11). Свод законов Древней Руси назывался:

    «Салическая правда»;

    «Русская правда»;

    «Лествица».

12). Челядь, закуп, холоп в Древней Руси относились к

    Зависимому населению;

    Свободному населению;

    Знатному населению.

13). Кому из основных групп населения Древнерусского государства принадлежит статья «Русской правды»?

«Если __________ ударит свободного человека и убежит в хоромы, … а после того, если где-либо найдет ________ побитый им человек, пусть его убьет, как собаку».

14). Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и названиями произведений.

А). «Слово» 1. «Сказание о Борисе и Глебе»

Б). Житие 2. «Повесть временных лет»

В) Летопись 3. «Поучение» Владимира Мономаха.

15). Прочтите отрывок из летописи и определите, какому событию относится приведенные в нем сведения.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» и на том целовали крест… и принеся клятву, разошлись восвояси…».

16). Установите соответствие между понятиями и их определениями.

А). Экспансия 1. Объезд князем и дружиной подвластных Киеву земель с

целью сбора дани.

Б). Ересь 2. Расширение, захват новых территорий.

В). Вотчина 3. Вероучение, отличное от системы религиозных

представлений, признанных церковью.

Г). Полюдье 4. Наследственное земельное владение в средневековой Руси.

17). Прочтите отрывок из произведения историка и определите кому из князей XII века он был посвящен.

«Имея не только доброе сердце, но и разум превосходный, он видел ясно причину государственных бедствий и хотел спасти от них по крайней мере свою область: то есть, отменил несчастную систему уделов, княжил единовластно и не давал городов ни братьям, ни сыновьям …»

Ключ к тестовым заданиям:

Любечский съезд

Андрей Боголюбский

Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках

Материал данной темы дает представление о становлении основ европейской цивилизации. Исторический материал главы учебника рассматривает важные проблемы экономических (развитие городов, ремесленное мелкотоварное производство), политических (образование централизованных государств) и социальных (буржуа и формирование новых буржуазных ценностей) процессов в странах средневековой Европы. Незначительный по объему исторический материал главы важен с точки зрения изучения аналогичных процессов в России и для определения особенностей, отличий, которые сходны, но только на первый взгляд, направлений исторического развития средневековой России и стран Запада.

Урок №17. Экономическое и политическое развитие.

В процессе урока:

    отметить важные изменения в хозяйственной жизни средневекового общества Западной Европы и их последствия для бурного развития городов;

    обучения профильного обучения
  • Методические рекомендации

    Профильное обучение Методические рекомендации по использованию учебников... и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая... самостоятельной работы учащихся для профильного обучения , одновременно следует заметить, ...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методические рекомендации полностью соответствует новым стандартам по...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций профильное обучение . В основу содержания курса...

  • Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...