Гидроусилитель руля (ГУР, гидравлический усилитель) – элемент рулевого механизма, который в значительной степени облегчает управление автомобилем за счет создания дополнительного усилия в момент, когда водитель поворачивает рулевое колесо.

Данный механизм является достаточно простым и надежным, рабочей жидкостью в нем является масло для ГУР. Через указанную жидкость гидроусилителя осуществляется передача давлений и усилий на рабочие органы системы.

Читайте в этой статье

Масло в гидроусилителе руля: что нужно знать

Как уже было сказано выше, гидроусилитель создает дополнительное усилие, благодаря чему колеса намного легче поворачивать, особенно если автомобиль стоит на месте или движется с небольшой скоростью.

Также ГУР позволяет смягчить удары от неровностей дороги на рулевом колесе, повысить безопасность при разрыве шины на переднем колесе и т.д. Еще ГУР обеспечивает необходимую обратную связь, автомобиль с усилителем руля отличается устойчивостью, четко следует по заданной траектории.

Важно понимать, что важнейшим элементом в данной гидравлической системе является рабочая жидкость. Другими словами, масло гидроусилителя руля должно обладать особыми свойствами, так как оно выполняет целый ряд функций и задач.

  • Прежде всего, через жидкость ГУР осуществляется передача усилия на отдельные элементы рулевого механизма;
  • Также жидкость в ГУР обеспечивает смазку узлов и механизмов, защиту от износа;
  • Параллельно жидкость для гидроусилителя предотвращает появление коррозии на деталях системы;
  • Еще можно выделить отвод избытков тепла через масло ГУР, то есть охлаждение;

Сама жидкость для гидроусилителя в основе имеет базовое масло (может быть минеральным, полусинтетическим и синтетическим), а также пакет активных присадок. Сегодня на рынке представлено большое количество подобных продуктов, которые на первый взгляд могут быть похожими, однако, важно учитывать их особенности и отличия.

Более того, использование неподходящей жидкости может стать причиной сбоев в работе, сокращения ресурса или полного выхода из строя гидроусилителя рулевого управления. Другими словами, нужно знать, какое масло заливать в ГУР и как сделать правильный подбор жидкости. Давайте разбираться.

Кстати, сами автопроизводители отдельно рекомендуют те или иные гидравлические масла ГУР. Например, в систему ГУР на японских и многих корейских авто обычно подходят жидкости для . Другими словами, в данном случае масло в ГУР — трансмиссионная для коробок автомат. Однако производители из Европы рекомендуют для своих автомобилей заливать в ГУР особые жидкости PSF.

Такие жидкости отличаются по цвету, имеют разные спецификации, допуски и характеристики. Само собой, у многих автовладельцев возникают сложности с тем, какое масло заливать в гидроусилитель руля. Чтобы получить ответ на вопрос, нужно отдельно изучить типы таких жидкостей.

Виды и типы масел в гидроусилитель

Итак, типы жидкостей ГУР часто делят только по цвету. На деле, масло в гидроусилитель может быть красным, зеленым, желтым (янтарным) и т.д. Однако, это распространенная ошибка. Даже с учетом того, что жидкость одинакового цвета (например, зеленая), тот или иной продукт может иметь разные допуски.

Как правило, жидкости для ГУР отличаются по вязкости, по механическим и гидравлическим свойствам, по своему химическому составу, по температурным характеристикам и т.д. Также не следует забывать о том, что масла в ГУР могут иметь разную масляную основу.

  • Обычно минеральные масла в ГУР наиболее мягко воздействуют на резиновые элементы и уплотнители, которых достаточно много в системе ГУР. Однако, если морозы сильные, эксплуатационные свойства «минералки» меняются, такая жидкость густеет, хуже прокачивается по системе и т.п. В отдельных случаях уплотнители может выдавить слишком вязкой жидкостью ГУР. Также минеральное масло быстро стареет и чаще требует замены.

Если коротко, к плюсам можно отнести мягкое воздействие на резиновые элементы системы и доступную цену. Что касается минусов, отмечается высокая кинематическая вязкость, повышенное пенообразование и небольшой срок службы.

  • Синтетические масла отличаются более стабильными свойствами в условиях как низких, так и высоких температур, однако они более агрессивные, могут причинять вред резиновым уплотнителям. Чтобы решить проблему, в состав самих сальников ГУР и других элементов из резины добавляется силикон, который увеличивает срок службы уплотнительных элементов.

При этом важно понимать, что если машина старая, решение залить более дорогую синтетику может стать причиной выхода из строя уплотнительных элементов, их растрескивания, разбухания и появления течей. При этом если течет ГУР, это может быть достаточно серьезной проблемой, требующей безотлагательного ремонта.

Если суммировать, к плюсам синтетических масел для ГУРа можно отнести большой срок службы, сохранение заявленных свойств в широком температурном диапазоне, сниженную вязкость, лучшие смазывающие и антикоррозионные свойства, низкое пенообразование и т.д. Минусами принято считать активное негативное воздействие на детали из резины и высокую стоимость.

Еще добавим, что также можно встретить и полусинтетику, которая является усредненным вариантом по ряду показателей. Основным преимуществом является более стабильная вязкость в условиях низких и высоких температур по сравнению с минеральными маслами, а также более доступная цена в сравнении с полностью синтетическими аналогами.

Если вернуться к цвету, жидкости для гидроусилителя в общей массе бывают красного, желтого и зеленого цвета.

  • Красная жидкость ГУР обычно синтетическая, относится к группе масел Dexron (жидкости ATF для АКПП). Как правило, используются в гидроусилителях и коробках передач во многих американских, японских и корейских авто (Opel, Chevrolet и т.д.).
  • Жидкости желтого цвета также могут заливаться как в АКПП, так и в ГУР. При этом подобные масла могут иметь минеральную основу и зачастую используются для моделей концерна Мерседес-Бенц (MB).
  • Зеленое масло в ГУР, как правило, еще заливается в МКПП, бывает как синтетикой и полусинтетикой, так и минеральным маслом. Зачастую, такой продукт несколько более вязкий. Подобные жидкости можно встретить в разных автомобилях мировых концернов.

На практике, большинство производителей стремятся сделать масло универсальным, чтобы его можно было использовать как в АКПП, так и в ГУР и других гидравлических системах. Данная практика широко распространена среди американских, корейских и японских производителей. Однако производители из Европы часто рекомендуют заливать в гидроусилитель особые жидкости.

На деле, как АКПП, так и ГУР являются гидравлическими системами. Все жидкости в гидроусилителе (независимо от цвета, свойств, масляной основы и т.д.) выполняют одни и те же функции.

При этом в коробке автомат масло испытывает большие нагрузки и находится в сложных условиях. Получается, если жидкость способна нормально работать в АКПП, то в случае использования ее в ГУР, где условия намного мягче, проблем возникать не должно.

Именно по этой причине автолюбители считают, что использовать особые масла и покупать только рекомендуемую жидкость в гидроусилитель руля нет необходимости. Также часто возникает вопрос, когда и почему нужно менять масло в гидроусилителе, а также можно ли смешивать масло ГУР. Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.

Признаки неисправности ГУР

Прежде всего, масло в ГУР имеет ограниченный срок службы. Как правило, это около 100 тыс. км. пробега или 4-5 лет. Также ответом на вопрос, когда менять жидкость ГУР, принято считать характерные признаки, указывающие на необходимость замены.

Так вот, менять масло раньше срока нужно в том случае, если имели место неполадки ГУРа, масло потеряло свои свойства, не подходит с поправкой на климатические условия, осуществлялся долив масла с использованием продукта, отличного от того, который залит ранее или рекомендуется производителем авто и т.д.

Что касается признаков проблем с гидроусилителем, самой серьезной неполадкой являются нарушения в работе рулевой рейки по причине утечки жидкости ГУР. Учтите, уровень масла в ГУР всегда должен быть на необходимой отметке, так как снижение уровня жидкости в бачке ГУРа может привести к износу и сбоям в работе механизма.

На утечки могу указывать следующие признаки: руль тяжело поворачивается, наблюдается изменение усилия на руле (руль крутится рывками) и т.д. Также сама рулевая рейка начинает стучать при проезде неровностей, видны потеки масла, ГУР и насос ГУР сильно шумит, заметен люфт на руле и т.п.

В этом случае следует сразу проверить уровень жидкости в бачке и оценить состояние масла. Если уровень снизился, требуется долить масло, после чего отправляться на диагностику и ремонт. Обратите внимание, дальше ездить с неисправным ГУР нельзя, так как есть большой риск заклинивания механизма на ходу, что может стать причиной серьезных ДТП!

Если же уровень в норме, но само масло почернело, в нем видна стружка, тогда следует начать с полной замены масла в гидроусилителе. Главное, правильно подобрать жидкость для замены.

Какое масло заливать в гидроусилитель руля

Для справки, как ATF для АКПП, так и жидкость PSF для ГУР уменьшают трение, в состав введены стабилизаторы вязкости, компоненты для защиты от коррозии, антиокислительные добавки, присадки против вспенивания, а также решения для защиты резиновых деталей.

При этом масла ATF также дополнительно имеют присадки, которые препятствуют проскальзыванию фрикционов, а также увеличивают срок службы фрикционных дисков. При этом важно понимать, что в разных АКПП фрикционы могут быть сделаны из разных материалов, что учитывается при разработке масел для тех или иных коробок.

Получается, нужны ли такие «дополнительные» присадки в ГУР или нет, остается вопросом. Если производитель допускает их использование в своих механизмах, тогда да, можно смело лить в гидроусилитель ATF.

Если же производитель рекомендует особую жидкость, лучше не экспериментировать. Опять же, простой пример. Владелец японского автомобиля скажет, что можно лить одно и то же масло как в АКПП, так и в ГУР. И окажется прав. Однако дело не в масле, а в том, что производитель машины отдельно учел такую особенность.

Если повторить то же самое с моделями, где нужно использовать только PSF жидкости, обычным маслом ATF можно вывести гидроусилитель из строя. Причина — в АКПП используется синтетическое масло, тогда как сальники ГУР на том или ином авто могут быть рассчитаны только на менее агрессивную минеральную жидкость (например, желтого цвета).

Как правило, если в ГУР залить красное масло вместо желтого или зеленого, сразу с усилителем ничего не произойдет, однако срок службы узла может заметно сократиться, течи масла из гидроусилителя через сальники и уплотнители могут появиться намного раньше положенного срока и т.п.

  • Теперь перейдем к смешиванию. Как правило, как для моторных и трансмиссионных, так и других типов масел (в том числе и для ГУР) смешивание разных продуктов настоятельно не рекомендуется.

С другой стороны, при необходимости срочно долить масло в ГУР, можно использовать красную ATF вместо зеленой и т.д. При этом следует обратить внимание на ряд особенностей.

Прежде всего, смотреть следует не на цвет, марку и производителя масла, а на тип доливаемой жидкости. Смешивать можно только похожие составы при условии того, что они однотипные. Если просто, синтетику смешивают только с синтетикой, минеральное только с минеральным или, в крайнем случае, полусинтетическим. Смешивать минеральное масло с синтетическим категорически запрещено!

Получается, даже если смешать красное и зеленое синтетическое масло, проблем возникнуть не должно, так как составы похожи. В любом случае, лучше искать на долив точно такое же масло или максимально похожее, а также не ездить долго на такой смеси.

Это значит, что если масла в ГУР смешаны, нужно как можно скорее заменить жидкость гидроусилителя руля на такую, которая рекомендована. Также перед заменой может понадобиться промывка. То есть, нужно знать, чем промыть ГУР. В двух словах, промывку оптимально осуществлять таким же маслом, которое постоянно используется в гидроусилителе.

Продолжая рассматривать данную тему, следует добавить, что для простоты подбора масла в ГУР можно отдельно изучить мануал к автомобилю или таблицу совместимости жидкостей для гидроусилителей по маркам автомобилей (такая таблица часто встречается на профильных автофорумах и т.д.). Также можно отправить запрос официальному дилеру той или иной марки.

Что касается самих масел и их совместимости, все жидкости делятся на три группы:

  • светлые минеральные масла (красные и желтые). Их зачастую можно смешивать между собой для кратковременного использования в системе ГУР;
  • темные минеральные масла (зачастую зеленого цвета), которые можно смешивать только в рамках данной группы, избегая смешивания с продуктами из других групп;
  • синтетические масла, которые независимо от цвета условно совместимы между собой;

Также добавим, что сегодня наиболее распространены два типа жидкостей для ГУРа: Dexron и PSF. При этом первый вариант получил намного более широкое распространение. На деле, жидкости типа Dexron II, Dexron III и т.п. являются разработкой компании GM.

При этом можно купить как Dexron от GM, так и не менее качественные аналоги от других мировых производителей. Что касается PSF, выбор в данном случае ограничен, так как такие жидкости зачастую выпускает только сам производитель автомобиля, сторонних аналогов заметно меньше.

Подведем итоги

Как видно, подобрать жидкость ГУРа для долива или замены может оказаться не такой простой задачей. Дело в том, что нужно заранее точно знать, какую жидкость ГУР можно использовать в той или иной системе. Однако, изучив приведенный выше материал, особых проблем не возникнет даже у начинающих автолюбителей, которые обслуживают автомобиль своими руками или самостоятельно закупают технические жидкости и расходники.

Также отметим, чтобы понять, какое масло в ГУР лучше залить, нужно сначала внимательно изучить рекомендации самого производителя автомобиля. Оптимально использовать или «оригинал», который залит с завода, или такие продукты, которые в полной мере соответствуют всем допускам и рекомендациям.

Что касается смешивания масел, делать это не рекомендуется. Если же ситуация безвыходная и пришлось долить другое масло, главное, чтобы жидкости были одного типа (синтетика+ синтетика или минералка + минералка) и, желательно, одного цвета (красный + красный). Однако если первое правило игнорировать нельзя, при острой необходимости все же допускается смешивание разных цветов (например, красное + желтое масло).

Напоследок отметим, что масло в ГУР нужно периодически проверять и сразу менять при такой необходимости. В процессе эксплуатации нельзя допускать снижения уровня ниже рекомендуемой отметки, а также почернения и загрязнения масла, потери его свойств и т.п. Соблюдение таких рекомендаций позволит максимально увеличить срок службы усилителя руля, а также избежать распространенных проблем с данным агрегатом.

Читайте также

Какое масло лить в коробку автомат, что нужно учитывать при выборе трансмиссионного масла для АКПП. Полезные советы и рекомендации.

  • Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.


  • Что вы знаете о масле ГУР? Скорее всего, большую часть информации вы получили от производителей автомобилей или из интернета. На самом деле половина наставлений интернет-экспертов и автопроизводителей - это обман.

    Хватит жить в неведении - пришло время узнать всю правду о маслах ГУР.

    Полезная справка по жидкостям для гидроусилителей

    Масло ГУР - рабочее тело, которое передает давление от насоса гидроусилителя на поршень штока рейки. Другие функции жидкости:

    • охлаждает и смазывает узлы ГУРа;
    • защищает металлические элементы гидроусилителя от ржавчины.

    Гидравлических масел на рынке очень много и в этом разнообразии легко запутаться. Чтобы отличить жидкости, обратите внимание на цвет и химический состав. Цвета масел - красные, желтые и зеленые. По химическому составу масла делят на минеральные и синтетические. Разберем подробнее и начнем с цветовых особенностей.

    Красные масла

    Красная гидравлическая жидкость - разработка концерна General Motors, который выпускает минеральные и синтетические жидкости. Самые распространенные минеральные масла красного цвета - Dexron II и Dexron III, а синтетические - ATF и его производные.

    Красное минеральное масло ГУР GM Dexron II

    Красные жидкости используют для рулевого управления и АКПП, поэтому эти масла часто называют трансмиссионными.

    В состав масел входят примеси для фрикционов “автомата”. Эти примеси никак не влияют на работу гидроусилителя. Поэтому можете не бояться и заливать красное масло как в ГУР, так и в АКПП. Например, в Японии вообще нет разделения масел на трансмиссионные и гидравлические, и для этих систем используют один тип жидкостей.

    Красное масло часто используют в американских, азиатских и европейских марках автомобилей.

    Желтые масла

    Минеральные желтые жидкости используют только в гидроусилителях руля. Синтетические масла заливают в гидроусилители и используют в гидроподвеске.

    Основной производитель желтого минерального масла ГУР - компания Daimler AG. Само собой, что это масло чаще всего встречается в автомобилях марок, которые принадлежат концерну - Mercedes-Benz, Smart, AMG и Maybach.

    Самое популярные марки желтого синтетического масла - Total и Mobil. Желтая синтетика часто встречается в автомобилях Citroen, причем масло используют и в гидроусилителе, и в гидроподвеске.

    Зеленые масла

    Зеленые масла ГУР бывают минеральные и синтетические. Зеленые масла используют только в рулевом управлении с гидроусилителем.

    Большая часть минеральных и синтетических зеленых масел на рынке Украины - это продукция концерна VAG. Эти масла чаще всего встречаются в автомобилях брендов группы VAG - Volkswagen, Audi, Bentley, Porsche, Lamborghini, Bugatti, Seat, Skoda, Scania и MAN. Компания Mercedes-Benz также выпускает собственную линейку зеленой минералки для ГУРа.

    Зеленое синтетическое масло ГУР VAG

    Еще один популярный производитель синтетических зеленых масел для гидроусилителя - компания BMW. Производитель выпускает масло марки Pentosin, которое используют в большинстве автомобилей BMW.

    Конечно, есть и другие производители масел, но они делают жидкости для ГУРа по технологиям и стандартам описанных выше компаний. Другие компании просто покупают права на выпуск определенных масел.

    ВАЖНО! Все описанные выше торговые марки и производители приведены только для примера, чтобы вы понимали, о чем идет речь. Мы не пытаемся прорекламировать эти бренды или сказать, что они лучше других.

    С цветами масел разобрались, теперь перейдем к химическим составам, от которых зависят свойства жидкостей и присадок, а также вязкость масла.

    Чем минеральная жидкость отличается от синтетической?

    • Основа минералок - очищенные нефтяные фракции, например, парафины и нафтены. Минеральная основа составляет до 97% от общего объема масла, а остальные 3% - присадки, которые улучшают его характеристики.
    • В основе синтетических масел - многоатомные спирты (этиленгликоль или пропиленгликоль) и нефтяные фракции, которые очищают методом гидрокрекинга. Удельный вес спиртов и нефтяных фракций - 92-97% от общего объема масла. Остальное - различные полиэфиры и присадки.
    • Минеральные масла обычно в 2-3 раза дешевле синтетических;
    • Минеральные масла выдерживают температуру от -40 до +90 градусов по Цельсию.
    • Синтетические масла сохраняют физические и химические свойства при температуре от -40 до +130-150 градусов по Цельсию.

    Сходства минеральных и синтетических масел:

    • если температура воздуха упала ниже -40 градусов, оба вида масел загустевают. Об этом свидетельствует очень тяжелый руль и плохая управляемость автомобилем;
    • если температура поднимается выше критической отметки, масло становится водянистым, теряет вязкость, начинает пениться и закипать. В таком случае управление автомобиля становится непредсказуемым - руль может двигаться прерывисто, колеса будут с запозданием реагировать на повороты руля.

    Красное минеральное масло ГУР Nissan

    Присадки, которые содержатся в маслах, выполняют определенные функции:

    • смазывают металлические, резиновые и фторопластовые детали;
    • уменьшают трение между деталями;
    • стабилизируют вязкость масел;
    • защищают детали от коррозии;
    • не дают маслам пениться;
    • защищают резиновые комплектующие и насосов ГУР/ЭГУР;
    • подкрашивают масла для удобной и простой их идентификации.

    Итак, с масляным “светофором” и химическим составом разобрались. Пора разобраться с легендами о маслах для гидроусилителя и определить какие из них правдивые, а какие - нет.

    Проверяем легенды о маслах ГУР

    Легенда №1: Синтетические масла быстрее изнашивают резиновые комплектующие гидроусилителя, чем минеральные жидкости.

    Ответ: Неправда.

    За 15 лет работы с рулевым управлением мы неоднократно слышали от разных водителей, что они выбирают минеральные масла для гидроусилителя, потому что синтетика быстрее разрушает резиновые комплектующие. И за эти же 15 лет мы поняли, что связи между типом масла и темпами износа резиновых уплотнителей нет.

    В синтетические и минеральные масла обязательно добавляют различные присадки, которые защищают резиновые комплектующие и увеличивают их срок службы.

    Разница между старым (слева) и новым (справа) зелеными маслами ГУР

    Единственное зерно правды в том, что любое масло - и синтетическое, и минеральное - может разрушать детали, если оно старое или грязное:

    • вы сэкономили и купили некачественное масло, химические и физические свойства которого не соответствуют требованиям. Такая жидкость быстро засоряется и плохо защищает металлические детали от ржавчины и трения, что также отражается на состоянии резиновых комплектующих;
    • вы долго не меняли масло ГУР. За время эксплуатации в масле накапливается различный микроскопический мусор и грязь, который ускоренными темпами изнашивает резиновые уплотнители и сальники;
    • вы смешали два вида масел и долгое ездили с этим “коктейлем” в гидроусилителе. О том, что и как можно смешивать, мы поговорим дальше.

    Легенда №2: В гидроусилитель можно заливать только то масло, которое рекомендует производитель.

    Ответ: Почти правда.

    Производители автомобилей в технических документах транспортных средств РЕКОМЕНДУЮТ использовать определенные масла - обычно это жидкости, автопроизводитель и продает. По сути, это реклама своего продукта за счет другого продукта. Вы же купили нашу машину - теперь купите еще и масло.

    Конечно, вы можете использовать подходящее масло любого производителя. Яркий пример - насосы торговой марки ZF, которые одинаково хорошо работают с желтыми минеральными маслами Daimler AG и зелеными минералками и синтетиками VAG.

    Насосы ГУР торговой марки ZF очень неприхотливы к маслу

    Очень редко производители комплектуют рулевое управление такими уплотнителями, которые долго служат только с маслом определенных марок.

    ВАЖНО! Если вы хотите залить в гидроусилитель руля масло, которого нет в списке рекомендованных, вам нужно:

    • проконсультироваться со специалистами. Например, сотрудниками СТО, которые специализируются на ремонте рулевого управления;
    • полностью удалить старое масло и хорошо промыть систему гидроусилителя, чтобы новое масло не смешалось с остатками старой жидкости;
    • покупать только качественные масла проверенных и известных торговых марок.

    Легенда №3: Некоторые виды жидкостей можно смешивать без ущерба для узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления.

    Ответ: Тоже почти правда.

    В интернете полно статей о маслах ГУР, где написано следующее:

    • смело смешивайте красное с красным, а желтое с желтым;
    • красные и желтые минералки тоже можно смешивать;
    • ни в коем случае не смешивайте зеленое масло с жидкостями других цветов;
    • в зеленую жидкость ГУРа можно доливать другое зеленое масло, но только если оба вида масел указаны в рекомендованных к автомобилю;
    • минеральное масло категорически запрещено смешивать с синтетическим маслом, даже если они одного цвета.

    На самом деле 100% правдивых утверждений здесь только два. Нельзя смешивать между собой:

    • минералку и синтетику - у них разная основа;
    • зеленые жидкости с красными или желтыми.

    Смешивать масло по остальным описанным принципам можно ТОЛЬКО в крайнем случае, например, если сильно течет гидроусилитель и вам нужно срочно доехать до СТО, а под рукой нет подходящего масла ГУР и нет времени его искать. Или если вы застряли посреди трассы со сломанным ГУРом, у вас нет с собой запаса подходящего масла и единственная возможность доехать до точки назначения - это одолжить масло у первого остановившегося водителя.

    Длительное использование смеси двух масел может привести к неисправностям насоса ГУР

    Если вы были вынуждены смешать два вида масел, не забудьте после ремонта гидроусилителя промыть систему от остатков этой смеси. Иначе новая жидкость смешается с примесями старых масел, что негативно повлияет на свойства новой жидкости.

    Смешивать два разных вида жидкостей одного цвета, а тем более разных цветов, НЕЛЬЗЯ! Не рискуйте работоспособностью автомобиля и внимательно смотрите, что заливаете.

    Легенда №4: Масло ГУР нужно обязательно менять каждые 30-45 тысяч километров.

    Ответ: Неправда.

    Пробег не единственный фактор, который влияет на срок службы и состояние масла. Свойства масла также зависят от:

    • водителя и его ответственности. Если водитель регулярно проверяет состояние масла, вовремя проходит техобслуживание и при первых признаках неисправностей обращается на СТО, то масло гидроусилителя прослужит гораздо дольше - от 60 до 100 тысяч километров пробега.
    • состояние насоса и других элементов ГУР, рулевой рейки и других элементов и узлов. Если какая-то деталь системы гидроусилителя проржавела или работает некорректно, масло быстро засорится мелким мусором и металлической пылью. Последняя появляется, если есть механические повреждения стенок статора насоса или кольцевая выработка в корпусе распределителя рейки;
    • целостности системы. Масло нужно будет менять, если в систему попал воздух, вода, пыль или грязь. В таких случаях масло теряет часть физических и химических свойств, начинает пениться, закипать или загустевать быстрее обычного, изнашивает детали гидроусилителя и засоряется металлической пылью.

    Легенда №5: Проверять состояние масла ГУР нужно во время каждого ТО раз в 15 тысяч километров пробега.

    Ответ: Правда.

    Здесь все просто: за 15 тысяч километров пробега засоренное масло не успеет серьезно навредить системе гидроусилителя и мастер устранит все неисправности без особых проблем.

    Проверка состояния масла ГУР с помощью шприца

    Техобслуживание техобслуживанием, но вы и сами в состоянии проверить масло гидроусилителя. Как это сделать:

    • откройте крышку бачка;
    • опустите в масло чистую салфетку или белый лист бумаги. Если пятно на импровизированном “пробнике” будет очень темным, значит масло пора менять. Чтобы взять пробу масла, вместо салфетки или бумаги можно использовать обычный шприц;
    • внимательно посмотрите на масляное пятно на “пробнике”. Если заметили какой-то мусор, пускай даже очень мелкий, значит масло уже непригодно к использованию и его нужно менять;
    • аккуратно понюхайте масло (надеемся, все помнят, как нас учили нюхать реагенты на уроках химии). Если у жидкости появился запах гари, скорее всего , а значит и масло тоже нужно менять.

    Легенда №6: Недорогое масло ГУР - не всегда плохое масло ГУР.

    Ответ: Правда, но только отчасти.

    Конечно, на рынке есть проверенные временем и делом бренды масел для ГУРа, которые предлагают довольно дешевые жидкости. Но Экономия должна быть разумной. Не покупайте масло неизвестных торговых марок, только потому, что оно в два-три раза дешевле известного аналога. Чаще всего дешевизна связана с низким качеством, которое не соответствует никаким стандартам.

    Помните, что некачественное масло быстро угробит гидроусилитель, а ценник на ремонт рулевого управления будет гораздо больше, чем вы сэкономите на масле.

    Ремонт насоса ГУР стоит в несколько раз дороже качественного масла. Экономьте с умом

    Хотите купить недорогую, но качественную жидкость ГУРа? Проконсультируйтесь с профессионалами, например, сотрудниками специализированного СТО по ремонту рулевых систем. Опытные механики и мастера точно смогут посоветовать что-то стоящее и подходящее для вашего автомобиля.

    Напоминаем, что любые решения по обслуживанию и ремонту автомобиля вы принимаете на свое усмотрение. И только вам решать, как распоряжаться полученной информацией и какое масло заливать в гидроусилитель.

    Содержать гидроусилитель автомобиля в рабочем состоянии достаточно просто — необходимо залить в него специализированную жидкость хорошего качества. Основная функция рулевого гидроусилителя — облегчение процесса управления машиной. Механизм не может функционировать должным образом без специальной смазывающей жидкости, поскольку трансмиссионное масло должно пройти по всем элементам рулевой системы. Жидкость ГУР на самом деле производится на основе масел и целого ряда дополнительных присадок.

    Главенствующая задача масла в рулевом механизме — это эффективная передача усилия от насоса к поршню. Кроме этого, жидкость хорошо охлаждает трущиеся элементы и не допускает их перегрева. В тоже время жидкость предохраняет элементы системы от коррозии и смазывает все основные детали рулевой колонки.

    Мы составили список лучших жидкостей ГУР, основываясь на экспертных оценках специалистов и отзывах реальных покупателей. Наши рекомендации помогут вам сделать выбор, оптимальный требованиям и желаниям. На мировом рынке техники много конкурентов, но мы отобрали лучших производителей и рекомендуем обратить на них особое внимание:

    1. Hyundai Mobis
    2. IDEMITSU
    3. PENTOSIN
    Полусинтетические Синтетические Совместимость: HYUNDAI Совместимость: KIA Совместимость: OPEL Совместимость: AUDI Совместимость: Volkswagen

    * Цены действительны на момент публикации и могут изменяться без предварительного уведомления.

    Жидкости ГУР: Полусинтетические

    Полусинтетические / Совместимость: HYUNDAI / Совместимость: KIA

    Основные плюсы
    • Специально разработанная для автомобилей KIA и HYUNDAI полусинтетическая жидкость, которая используется в гидроусилителях руля
    • Благодаря применению новейших разработок синтетическая жидкость прекрасно сохраняет свою текучесть даже при сильных морозах, позволяя рулевому колесу достаточно легко крутиться
    • Специальные присадки антиокислительной и антикоррозионной направленности предупреждают возникновение в жидкости окислов и ржавчины, которые отрицательно влияют на работу рулевого механизма
    • Трансмиссионное масло прекрасно проводит тепло и способствует наиболее полному охлаждению поршня и насоса
    • Жидкость не отличается разрушительным влиянием на составные детали механизма, которые сделаны из резины, пластика и цветных металлов

    Показать все товары в категории «Полусинтетические»

    Жидкости ГУР: Синтетические

    Синтетические / Совместимость: AUDI / Совместимость: OPEL

    Основные плюсы
    • Синтетическая жидкость немецкого производителя разработана и используется в системах гидропневматических подвесок, амортизации и механизма рулевого управления таких автомобилей как VW, OPEL, FORD и AUDI
    • Специальные присадки обеспечивают высокий уровень износоустойчивости для гидронасосов и клапанов автомобилей
    • Компоненты масла, обеспечивающие его свойства, не меняют своих параметров в широком температурном диапазоне, гарантируя жидкости высокую эксплуатационную надежность
    • На протяжении всего времени работы в жидкости не наблюдается окислительных процессов, она хорошо предотвращает возникновение коррозии
    • Масло помогает легко стартовать в любую погоду и защищает детали от пагубного влияния окружающей среды

    Синтетические / Совместимость: AUDI / Совместимость: Mercedes-Benz / Совместимость: Volkswagen

    Основные плюсы
    • Универсальная многофункциональная гидравлическая жидкость на синтетической основе активно применяется в механизмах рулевого управления и несет ответственность за удобное и безопасное вождение
    • Используется для технического обслуживания следующих марок: BMW, VOLVO, BENTLEY, FORD, PORSCHE, SAAB, MAN, DAIMIER CHRYSLER, AUDI, MERCEDES
    • Основой для производства жидкости служат базовые масла с применением комплекса дополнительных, оптимально сбалансированных присадок, которые обеспечивают максимальную эффективность
    • Жидкость сертифицирована и полностью соответствует основным критериям ведущих производителей. Ее вполне возможно использовать для первой заправки
    • Масло надежно гарантирует идеальную работу механизмов даже в самых критических условиях эксплуатации, при наиболее экстремальных температурах
    • Использование трансмиссионного масла приводит к образованию пленки на рабочих поверхностях, что обеспечивает защиту деталей от механического износа вне зависимости от сложности режима работы

    Показать все товары в категории «Синтетические»

    Система гидроусилителя работает по определенному принципу. Если с ГУР возникли проблемы, то опытные водители в первую очередь начинают проверять, достаточно ли масла в системе. Смазка может банально кончиться, либо в системе появилась течь. В первом случае достаточно долить масло в систему, а вот вторая ситуация потребует заняться ремонтными работами.

    После того, как ГУР приведен в порядок, можно подумать и о том, какое масло залить в гидроусилитель руля. Есть водители, которые не особо беспокоятся по данному поводу и льют в ГУР первую попавшуюся смазку.Такие действия в корне ошибочны, поэтому я расскажу о том, какая смазка подойдет для системы наилучшим образом и как ее правильно выбрать.

    Несмотря на то, что система работает несколько иначе, чем движок, масло выполняет практически такие же функции. Если остановиться на них подробнее, то выделить стоит такие возможности:

    • смазывающая;
    • защитная;
    • антикоррозийная;
    • транспортная – обеспечивает перенос энергии от насоса на рейку.

    Этот перечень функций наиболее характерен для современного ГУР. Азиатские автомобили устроены намного практичнее. За счет особенностей конструкции в такие машины можно заливать в АКПП и в ГУР одно и то же масло.

    Особенности выбора жидкости по цветовой гамме

    Все рабочие жидкости можно разделить на две группы — минеральные и синтетические. В основном, используются минеральные продукты с присадками. Синтетики в ГУР заливаются очень вредно. Такой выбор обусловлен повышенной агрессивностью состава. Смазка может привести к быстрому разрушению системы.

    Оптимальный вариант по использованию смазки в ГУР – это выбор оригинального состава. Автопроизводитель подробно указывает в инструкции в ТС, какое масло лучше заливать в гидроусилитель руля. Существенным параметром при выборе подходящего продукта может стать цвет смазки. По существующему правилу смешивать разрешается только составы одного цвета.

    Иногда можно объединять красные смазки с желтыми. По большей части такой принцип работает всегда, но в ряд случаем может нарушаться. К примеру, зеленые составы выпускаются, как на минеральной и на синтетической основе, а этой указывает на то, что объединять такие продукты категорически нельзя. Рассмотрим особенности смазок для ГУР по цвету:

    Цвет смазки Общее описание Особенности состава и использования Популярные бренды
    Красный Разрабатывается General Motors. Бывает синтетической и минеральной. Часто смазки называют трансмиссионными. В состав входят примеси для фрикционов.
    • минералка — Dexron II и Dexron III;
    • синтетик – ATF.
    Желтый Основной производитель Daimler AG. Используются в ГУР и в гидроподвеске. В основном, заливается синтетика. и .
    Зеленый Бывают минеральные и синтетические. Выпускаются VAG и BMW. В составе есть разные присадки, которые обеспечивают надежную защиту для ГУР. Pentosin.

    Помимо цветовой гаммы стоит учитывать еще и химические свойства масел. Важное значение имеет основа продукта – минеральная (получается из нефтяных фракций) или синтетическая. (разрабатывается с участием многоатомных спиртов). Минералка в два раза дешевле, чем синтетика, но синтетические вещества могут выдерживать температуру от -40 до +15 градусов Цельсия. У минеральных продуктов температурный диапазон всего -40 — +90 градусов.

    Основная задача присадок в маслах для ГУР

    В каждый вид смазки добавляется специальный комплекс присадок. Эти вещества призваны выполнять определенные функции:

    • смазывать детали разного типа – металлические, резиновые, пластиковые;
    • уменьшить уровень трения между деталями;
    • стабилизировать степень вязкости смазки;
    • обеспечить защиту деталей от коррозии;
    • не позволяет смазкам пениться;
    • продлить срок эксплуатации комплектующих.

    Очень важным моментом является то, что присадки окрашивают смазку в нужный цвет. В дальнейшем, это позволяет водителям выбирать правильный продукт.

    Наиболее популярные бренды смазок для гидроусилителя руля

    Когда в системе гидроусилителя нет смазки, то лучше залить любое вещество. Это позволит избежать последующей поломки системы. Даже малоподходящий состав не сможет больше навредить уплотнителям рейки, но важно, сразу же, отправиться на СТО, чтобы исправить нарушение.

    Когда нет подходящего состава, лучше всего воспользоваться одним из наиболее популярных продуктов:

    • Lukoil ATF Synth Multi Dextron III. Универсальный продукт, продаваемый по доступной цене. Одновременно подходит для АКПП и ГУР;
    • StatOil Pentosin LHM Plus. Качественный продукт, который был создан специально для Ситроен. Отлично переносит перепады температуры;
    • 80W NEF PSF-3. Смазка корейского производства. Масло недорогое;
    • ATF SP-III. Популярная жидкость в России. Имеет отличный набор положительных качеств. Подходит для корейских авто;
    • Hi-Gear PSF. Жидкость для ГУР. Оптимальный вариант для азиатских автомобилей.

    Замену смазки в гидроусилителе необходимо производить каждые 30-45 тыс. км. Отсутствие вещества может привести к поломке системы.

    Заключение

    Завершить обзор можно выводами:

    1. Чтобы избежать поломки ГУР в систему обязательно нужно заливать смазывающую жидкость.
    2. На начальном этапе нужно выбирать смазку по цвету. Вещества разного цвета смешивать не рекомендуется, потому что они могут быть разного состава.
    3. Оптимальным вариантом считается использование оригинальных или брендовых составов, которые рекомендованы производителями.

    Гидроусилитель рулевого механизма используется для комфортного управления ТС за счёт свободного поворота руля. Такой эффект обеспечивается именно благодаря использованию смазочной жидкости внутри механизма. Потому так важно использовать качественную смазку, которая будет достойно выполнять возложенные на неё функции.

    Использовать обычное масло, которое , категорически запрещается. Система не будет исправно работать и с механизмом возникнут проблемы. Зато может применяться трансмиссионная смазка. Важно каждому водителю знать какое масло должно использоваться в системе и как правильно его нужно заливать в ГУР.

    Основные функции и характеристики масел для гидроусилителя руля

    Смазочная жидкость в ГУР выполняет ряд важных функций:

    • перенесение тепловой энергии для охлаждения устройства;
    • защита от коррозии;
    • смазка внутренних узлов и механизмов;
    • распределение давления и усиления между рабочими элементами системы.

    Классификация гидравлических жидкостей ГУР

    Масло, которое применяется в гидроусилителе руля, является его рабочим телом. Эта жидкость разделяется на две большие категории:

    1. Продукт на минеральной основе не оказывает агрессивного воздействия на резиновые кольца, которые выполняют уплотнительную функцию. Такая смазка обеспечивает дополнительную защиту для материала, за счет чего он не трескается при воздействии низкой температуры. слишком вязкое, особенно в зимний период, обладает небольшим ресурсом и пенится.
    2. Синтетическая смазка негативно сказывается на состоянии резиновых деталей, только если они не изготовлены из специального материала. Такое масло стоит дороже, но и прослужить оно может дольше. Его вязкость равномерная и этот показатель не меняется от температуры окружающей среды.
    3. Полусинтетические продукты характеризуются средней стоимостью, длительным ресурсом, который на порядок выше по сравнению с минеральными маслами. Такие смазки демонстрируют высокую стойкость к развитию коррозии и менее выраженную склонность к образованию пены. Со своими прямыми обязанностями полусинтетика справляется отлично. Единственным недостатком такой смазки является агрессивное воздействие на резиновые элементы.

    На основе этой информации можно легко определить, какое масло заливать в гидроусилитель руля, чтобы его работа была стабильной и детали не испытывали чрезмерной нагрузки.

    Состав жидкости

    Мы разобрались с основой, которая используется для создания смазочной жидкости для ГУР. Но масла имеют сложный, многокомпонентный состав, в котором каждая составляющая играет свою роль. Кроме базовой основы в состав смазочной жидкости входят присадки, которые также определяют некоторые свойства материла. И не важно какая смазка выбирается: синтетика, полусинтетика или минералка. В любом случае, в составе смазки будут присутствовать присадки, за счет которых продукту могут быть свойственны следующие характеристики:

    • и образования пены;
    • ингибиторы коррозийных и окислительных процессов;
    • повышение антифрикционных и антизадирных особенностей;
    • обеспечение цвета;
    • защита для резиновых деталей.

    Гидравлические свойства смазки сводятся к устойчивости к процессам пенообразования и установке максимальной рабочей температуры. Суть механических характеристик сводится к показателю сжимаемости. В системе сохраняется невысокое давление, потому этому показателю не отводится ключевая роль.

    Вязкость является важным показателем для масла, которое заливается в ГУР. При низких температурах смазка становится густой и ее свойства снижаются, потому детали работают «на сухую». При повышении рабочей температуры смазка разжижается.

    Цвет масел для гидроусилителя руля

    Большой популярностью пользуется градация по цветам смазочной жидкости, которая используется многими производителями. Первые смазки выпускались только в красном цвете, использовалось обозначение PSF. Сейчас существует несколько вариантов цветов, которые применяются для обозначения различных типов смазок:


    Среди автопроизводителей найдется немало таких, которые пользуются одним маслом для коробки автомата и гидроусиления рулевого механизма. Сюда можно отнести японские компании. Среди европейских производителей отмечается другая тенденция - они требуют использования в ГУР особой смазки.

    В некоторых случаях возникает необходимость в смешивании разных жидкостей, например, когда нужно долить смазку, а не менять ее полностью. Такой вариант возможен, но с некоторыми поправками. Категорически запрещается смешивать масла с разной основой. Например, синтетика и минералка не могут смешиваться.

    Желтые жидкости и красные считаются совместимыми, поскольку их составы являются схожими и механизму такое сочетание не причинит вреда. Правда, ездить на таком масле длительное время нельзя. Такое решение носит исключительно временный характер. Зеленая смазка не может добавляться к красной и желтой жидкости, ведь основы у них совершенно разные.

    Сколько литров потребуется

    Гидроусиление рулевого механизма вмещает в себя примерно литр смазки, если речь идёт о легковых авто. Для грузовых ТС потребуется до 5 литров. Во время выбора и покупки масла требуется учитывать эту особенность. К нужному количеству необходимо добавлять небольшой запас смазки. Он может пригодиться для следующей доливки. Сколько масла нужно для гидроусилителя руля мы выяснили, теперь нужно разобраться с технологией замены и доливки.

    Как поменять масло в ГУР

    Существует две методики выполнения этого ремонта. Одна из них предполагает полную , суть второй заключается в частичном добавлении масла к уже имеющемуся. Замена масла ГУР потребует использования ряда инструментов и материалов. Всё это рекомендуется подготовить заранее, чтобы при выполнении работы ничто вас не отвлекало от основного процесса. Всё что нужно подготовить мы собрали в список:

    • новая смазка, тип которой соответствует мануалу авто;
    • шприц на 50 мл, при помощи которого будет удобно убирать старую жидкость с механизма;
    • трубка, которая будет надеваться на шприц для удлинения;
    • ёмкость для сбора отработанной смазки;
    • ветошь;
    • жидкость для промывки деталей (бензин, очиститель для карбюраторов);
    • воронка;
    • для демонтажа хомутов удобно использовать отвёртку или щипцы, которые специально предназначены для этой работы;
    • головки в наборе.

    Масло из ГУР должно подвергаться утилизации. Его нельзя сливать в канализацию и выливать на землю. Если всё необходимое подготовлено, то можно приступать к работе. Она будет состоять из следующих этапов:


    Если требуется провести частичную замену смазки, то действовать необходимо следующим образом:


    Полная замена смазки требует больше времени и является более трудоёмкой задачей. Зато практически вся жидкость будет заменена на свежую. Эта работа выполняется по следующей схеме:


    В некоторых случаях после всех работ может наблюдаться выдавливание жидкости. Такая ситуация свидетельствует о непригодности фильтра, который придётся менять. Мы не советуем покупать деталь, бывшую в употреблении. Раскошельтесь на новый фильтр, о таком решении жалеть точно не придётся.

    Во время работ по замене смазки в систему может попадать воздух, который требуется удалить. Выполняется эта работа по следующей схеме:

    1. С выключенным двигателем руль прокручивается несколько раз в разные стороны. Ключ зажигания проворачивается до разблокирования вала. Вращать руль нужно до тех пор, пока из системы выходят пузырьки.
    2. Проверяем уровень смазки и, при необходимости, доводим его до нормального положения.
    3. Запускаем двигатель и проворачиваем руль несколько раз до предела. Глушим мотор и снимаем автомобиль с подъёмника/порогов. Ещё раз проверяем смазку.
    4. Заводим мотор, проворачиваем рулевое колесо и контролируем образование воздушных пузырьков.
    5. Выворачиваем руль до предела и проверяем наличие течей по магистральным стыкам. Если всё нормально, то работу можно считать завершённой.

    Состояние и уровень масла в ГУР нужно постоянно контролировать. Без этой смазки ездить запрещается, поскольку автомобилю наносится вред и процесс эксплуатации становится опасным. Тщательно выбирайте масло для заправки системы. В идеале нужно выбирать ту смазку, которую рекомендует производитель в мануале. При выборе другого масла помним о смешиваемых жидкостях и несовместимых.