Все мы ходим и ездим по дорогам. Периодически дорожное покрытие изнашивается, и его приходится ремонтировать. На каком основании принимается решение о ремонте? Проводится ли экспертиза дорожного покрытия?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Понятие «экспертизы» можно раскрыть следующим образом – это исследование, которое проводится «узким» специалистом в области науки, техники, искусстве или другой области, для получения компетентного ответа на поставленные заказчиком вопросы.

Проводится она по инициативе:

  • заинтересованного лица;
  • или решения суда.

Экспертиза дорог – это одна из разновидностей строительной экспертизы и дорожного строительства. Проводится она для оценки качества проведённых работ по укладке дорожного покрытия, а также ремонта и реставрации тех участков дорог, которые уже эксплуатируются.
Объектами данного вида экспертизы являются:

  • автомобильные дороги;
  • пешеходные тротуары;
  • внутрихозяйственные дороги;
  • проезды и площадки возле подъездов многоквартирных домов;
  • городские площади и парки;
  • грунтовые и асфальтовые дороги;
  • парковки автомобилей.

Проводить экспертизу дороги могут только специальные экспертные организации, имеющие лицензию или действующий допуск СРО на проведение подобного вида работ. Кроме того, в штате этой организации должны быть соответствующие специалисты.

Законодательство

Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами
Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

Для того чтобы провести судебную экспертизу, в экспертную организацию нужно направить ходатайство.

Оно составляет по правилам ведения деловых бумаг, а также в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством.

Видео: безопасность

Цель

Исследование дорожного покрытия может проводиться с различными целями:

  • строительство новой дороги и укладка нового дорожного полотна;
  • ремонт и реконструкция того полотна, которое уже используется.

В зависимости от целей определяются этапы проводимых работ и исследований, сроки их проведения, а также стоимость каждого этапа.

Для строящихся дорог

Когда проводится оценка только строящихся дорог, то она преследует следующие цели:

  • определение стоимости технологических операций, которые были реально выполнены на данном участке, а также сравнение этой стоимости с теми данными, которые предоставили строители;
  • выявление операций, во время проведения которых могла быть реально завышена стоимость работ;
  • выявление реального количества материала, затраченного на возведение нового участка дороги и определение соответствия со сведениями, которые указаны в проекте;
  • проверка качества произведённых работ и выявление соответствия с установленными нормативами.

Чтобы эти цели были достигнуты, эксперты проводят комплекс мероприятий на отдельно взятом участке дорожном пути. Прежде чем построить новую дорогу, специалисты проводят ряд необходимых исследований.

Таких как:

  • сбор результатов на местности. Это начальная стадия подготовки к строительству нового дорожного полотна;
  • затем изучаются сведения об интенсивности дорожного движения в данной местности;
  • заключительная стадия – анализ полученных результатов, и определение конкретного объёма работ и исследований на конкретных участках дороги.

Для сданных в эксплуатацию

Но многие участки дороги уже сданы в эксплуатацию, и им уже требуется ремонт.

В этих случаях экспертиза проводится для достижения следующих целей:

  • оценивается функциональность дорожного полотна, а также степень его изношенности;
  • выявление необходимости проведения ремонтных работ на конкретном участке дорожного полотна;
  • выявление соответствия реальных характеристик дорожного полотна тем нормативам, которые указаны в документации.

Если в ходе проведения исследования будет выявлено, что данному участку дороги требуется ремонт, тогда эксперты определяют вид ремонтных работ, а также сроки их проведения.

Подлежит ли дорога экспертизе

Экспертизе подлежит не сама дорога, а покрытие на ней. В зависимости от вида дороги, её назначения и других критериев, на ней должно быть определённое покрытие. Оно должно соответствовать нормативам и стандартам.
Поэтому именно покрытие проверяется экспертами на соответствие и законность.

Нередко экспертиза дорожного покрытия требуется для выявления обстоятельств ДТП.

В данном случае, будет изучаться и проводиться:

  • ширина проезжей части;
  • ширина обочины;
  • геометрическая видимость поверхности дороги, а также идущего навстречу транспорта;
  • физические и механические характеристики асфальта;
  • экспертиза главной дороги и второстепенных примыкающих дорог;
  • другие показатели, необходимые для выявления специфики происшествия.

Для оперативного получения необходимой информации, экспертные организации использую подвижные лаборатории, а также современное диагностическое оборудование.

Это помогает довольно оперативно получить сведения о:

  • конструктивном слое дорожного покрытия;
  • ровности дорожной одежды;
  • коэффициенте сцепления;
  • других важных показателях.

Основные этапы проведения

Как и любой другой вид экспертизы, исследование дорожного полотна проводится в несколько этапов.

Это:

1. осмотр конкретного участка дороги. Во время осмотра выявляются выбоины и трещины.
Эксперты проводят осмотр с помощью специальной линейки, длина которой составляет 3 м.

С её помощью они производят замеры, которые используют для выявления таких характеристик как:

  • уклон;
  • крутизна откосов насыпей;
  • размеры неровностей и выемок.

2. во время осмотра эксперт делает забор проб покрытия. Это делается для того чтобы определить его реальную толщину.

Также отбирается материал, который, в дальнейшем, будет подвергнут лабораторному исследованию.

3. фото – и видеосъёмка производимых действий;
4. определение широты дорожного полотна, и проверка соответствия этого показателя заявленным нормам;
5. лабораторный анализ взятых ранее проб;
6. составление заключения.

Так как экспертиза дорожного полотна – это многоэтапный исследовательский процесс, то для получения более полной картины эксперты составляют заключение отдельно по каждому лабораторному исследованию.

Для обобщения этапы проведения экспертизы дороги можно охарактеризовать следующим образом:

  1. инструментальное обследование объекта;
  2. исследование материалов, образцов и фрагментов конструкций;
  3. составление заключения эксперта.

На какие вопросы отвечает

Для проведения компетентного исследования эксперту необходимы вопросы, на которые он будет отвечать.

Для исследования дорожного полотна эксперт должен ответить на следующие:
1. Есть ли нарушения в конструкции дорожного покрытия?

Если есть, то в каких параметрах:

  • в толщине слоёв;
  • в уплотнении песчаной основы;
  • в геометрических показателях.

2. Каково качество используемых строительных материалов и соответствует ли оно требованиям проекта?
3. Оценка водоотводных устройств?
4. Какие материалы использовались для поперечного профиля дороги?
5. Какое качество строительно–монтажных работ при наложении слоёв дороги?
6. Проводится анализ сметы на её достоверность?
7. Другие вопросы, которые зависят от цели проведения экспертизы.

Для того чтобы эксперт смог ответить на эти и другие вопросы, он должен изучить не только образцы покрытия дороги, но и следующее документы:

  • всю проектно – сметную документацию на вновь возводимую дорогу;
  • всю исполнительную документацию. Эти документы необходимы как для приёмки нового участка дороги. Так и для принятия решения о ремонте старого;
  • всю отчётную документацию по объекту.

Сроки проведения экспертизы зависят от объёмов работ и исследований, которые необходимо будет провести эксперту, а также от количества необходимых испытаний и расчётов.

Сроки устанавливает сам эксперт, исходя их понятия разумности, изучив полностью техническое задание.

Техническое задание составляет заказчик экспертизы. Он же определяет цели проводимых работ, и вопросы, на которые эксперт должен будет дать ответы в ходе исследования.

Стоимость

Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней .

Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

  • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
  • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
  • подготовка нескольких экземпляров заключения;
  • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).

Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть в этой рубрике, сообщите о них по адресу [email protected] . Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.

Все вопросы ?

Вопрос №183: В центральном районе Москвы у нашего Заказчика есть гостиница. Планируется перепланировка номерного фонда с целью увеличения количества номеров. Конструктивные характеристики объекта, фасады не меняются. По объекту нет охранных обязательств. Прошу указать, подлежит ли объект экспертизе. Если нет, то прошу указать в каком объеме разрабатывается проектная документация и в какое учреждение подается.

Ответ:

Ваш вопрос не содержит достаточных сведений для однозначного ответа. Критерии объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состав проектной документации - статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

?

Вопрос №182: Можно ли предъявлять проектную документацию на линейные сооружения связи и связанные с ними объекты капитального строительства в негосударственную экспертизу если эти объекты и сооружения находятся в особо охраняемых природных территориях?

Ответ:

В соответствии с п. 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий подлежит государственной экспертизе.

?

Ответ:

В соответствии с п.п. 3, 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, экспертиза не проводится. Вместе с тем, застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию, разработанную для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

?

Вопрос №180: Мы находимся в Ульяновске, заказали московской фирме разработку ПСД объекта находящего на территории нашего города. Согласно договору вместе с ПСД должно быть предоставлено положительное заключение государственной экспертизы или заключение о достоверности определения сметной стоимости. Вопрос заключается в том, может ли компания занимающаяся ПСД провести гос.экспертизу или достоверно определить сметную стоимость в Москве или им нужно будет выезжать в Ульяновск.

Ответ:

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением объектов, по которым законодательством предусмотрено проведение экспертизы проектной документации федеральными органами исполнительной власти.

?

Вопрос №179: В каких документах можно прочитать о том, в каком виде необходимо сдавать сметы на экспертизу. В смете много применяется оборудования, которого нет в ценниках, часть которого будет производиться на заказ на заводах. Вопрос что нужно предоставить в экспертизу, чтобы доказать правомочность применения данных позиций.

Ответ:

Требования к содержанию раздела «Смета на строительство объекта капитального строительства» установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87. Обоснование состава, характеристик и количества технологического оборудования должно содержаться в подразделе "Технологические решения" раздела 5 проектной документации.

?

Вопрос №178: Прошу дать разъяснения по перечню документов по части оформления земли, необходимых для прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (строительство (частично) и реконструкция подземного водопровода и канализации в г.Москве). Необходимо ли на экспертизу представить утвержденный акт выбора земельного участка под коммуникации, утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, договор аренды земельного участка? Какими нормативно-правовыми актами данный вопрос регулируется?

Ответ:

Ответ: Перечень документов, представляемых для проведения экспертизы проектной документации, установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145. Требования к содержанию сведений о земельном участке для строительства линейного объекта при разработке проектной документации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87.

?

Администрация отказала физическому лицу в выдаче разрешения на строительство подъездной дороги к частному дому, мотивируя тем, что дорога является объектом капитального строительства и требуется проведение государственной (негосударственной) экспертизы, так ли это?

Ответ:

Автомобильная дорога является линейным объектом капитального строительства. В соответствии с п.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи.

?

Добрый день, уточните пожалуйста надо-ли проходить повторную экспертизу на строительство нового здания если было получено положительное заключение государственной экспертизы в апреле 2009 года и пройден ГПЗУ в 2010 году если мы не вносим никаких изменений в проект.

Ответ:

Ответ: В соответствии с п.44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 повторная государственная экспертиза проводится при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. При соответствии проектной документации выпущенному ГПЗУ повторная государственная экспертиза не требуется.

?

В случае строительства капитального объекта общей площадью 1360 кв. м, в котором будет размещаться ресторан на площади 700 кв. м. со вспомогательными помещениями, проектная документация строительства данного объекта подлежит рассмотрению в Мосгосэкспертизе или нет?

Ответ:

Ответ: Ваш вопрос не содержит достаточных сведений для однозначного ответа. На необходимость экспертизы проектной документации может влиять количество этажей здания, источник финансирования строительства объекта, месторасположения участка, отведенного под строительство и другие факторы. Критерии объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

?

У нас в техническом задании на проектирование прописано следующее: разработка изготовление и согласование проекта и сметной документации по модернизации (усовершенствованию) системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции, в зданиях центрального аппарата Росрезерва по адресам: г. Москва, Б.Черкасский пер., д.6/7 и Б.Черкасский пер. д. 4 стр. 1. Нужно ли проходить государственную экспертизу? Если экспертизу проходить не нужно, не подскажете в каких органах мы должны согласовать свою проектную документацию. По поводу согласования в тз прописано следующее:

Согласование проекта производит Подрядчик в установленном порядке со всеми заинтересованными организациями, необходимость согласования с которыми определяется действующими нормативными документами, особенностями Объекта и мотивированными решениями Заказчика

Ответ:

Ответ: Экспертиза проводится в отношении проектной документации, разработанной для строительства и реконструкции объектов капитального строительства. По собственной инициативе застройщик или технический заказчик может направить на экспертизу проектную документацию, разработанную для проведения капитального ремонта объекта капитального строительства. Проектная документация, разработанная для проведения работ, не имеющих признаки строительства, реконструкции или капитального ремонта, установленные статьей 1 Градостроительного кодека Российской Федерации, не является предметом экспертизы.

Здравствуйте!

В целях проведения капитального и текущего ремонта зданий бюджетного образовательного учреждения за счет внебюджетных средств была заказана и подготовлена проектно-сметная документация. Необходимо ли при заключении государственного контракта на капитальный ремонт за счет бюджетных средств проводить какую-либо экспертизу проектно-сметной документации, которая ляжет в основу формирования цены по государственному контракту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае обязательность проведения государственной или негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, а также проверки достоверности сметных расчетов законодательством не предусмотрена.

Обоснование вывода:

Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) определен в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно указанной норме НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства определяется и обосновывается на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).

В п. 6.1 Методических рекомендаций также указывается, что основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение должно определять НМЦК на капитальный ремонт здания на основании проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ.

В п. 6.2 Методических рекомендаций говорится о необходимости проверки достоверности сметных расчетов, если строительные работы выполняются полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Порядок проведения такой проверки определен в постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 427).

Однако обязательность проведения проверки достоверности сметы предусмотрена только при строительстве, реконструкции или техническом перевооружении объекта капитального строительства. Необходимость проверки достоверности сметы при заключении контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства нормативными актами не предусмотрена. Однако она может быть введена подзаконными актами, в том числе в рамках административной и (или) бюджетной дисциплины*(1).

Проверка достоверности сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, о которой сказано выше, не подменяет собой экспертизу проектной документации, порядок проведения которой регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, наряду с другими документами в состав проектной документации входит смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации обязан направить ее на экспертизу.

Однако ч. 3 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, в приведенной ситуации проектная документация (включающая в себя и смету работ) на капитальный ремонт объекта капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе, однако это не мешает заказчику по собственной инициативе направить проектную документацию на государственную или негосударственную экспертизу, на что прямо указано в п. 3.3 ст. 49 ГрК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

*(1) Письмо Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467; Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы, утвержденные распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.

Анастасия Логинова

По общему правилу, государственная экспертиза проектно-сметной документации законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, если капитальный ремонт будет проводиться посредством электронного аукциона (иным видом закупки), РНМЦ осуществляется проектно-сметным способом (то есть РНМЦ является проектно-сметная документация).

В большинстве случаев (в большинстве субъектов)при размещении аукциона, уполномоченный орган согласовывает РНМЦ и техническое задание.

В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документации, субъекты вправе устанавливать обязательность проведения не ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКПЕРТИЗЫ, а экспертизы проектно-сметной документации (в рамках 44-ФЗ).

Указанное зависит от размера начальной максимальной цены контракта (например, до 200 тыс. руб. - экспертиза не обязательна, свыше - обязательна)

О необходимости проведения такой экспертизы Вы можете узнать у уполномоченного органа, осуществляющего контроль за проведением закупок Вашим учреждением.

Здравствуйте! Ознакомтесь пожалуйста:

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Таким образом в случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.

1. Градостроительный кодекс РФ Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий 1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.*

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. 3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство,* а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов.

Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.*

Статья 51. Разрешение на строительство 17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4_1) капитального ремонта объектов капитального строительства;*

2.Статья:Госэкспертиза по проектно-сметной документации В составе документации для проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий необходимо представлять проектно-сметную документацию. Требуется ли до проведения торгов получение заказчиком заключения государственной экспертизы по составленной документации? В случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.* В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства.*

О.А. Киселева, юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»,

Вопрос необходимости и целесообразности проведения экспертизы проектной документации на строительство газораспределительных сетей по-прежнему остается самым часто задаваемым.

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления

Еще раз обращаем внимание на то, что определить, подлежит или не подлежит проектная документация представлению на экспертизу, должен заказчик-застройщик, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, где перечислены все случаи, когда государственная экспертиза может не проводиться. Автомобильные дороги, инженерные сети и сооружения в этот перечень не входят, поэтому в отношении проектной документации на строительство (реконструкцию, а для дорог и капитальный ремонт) таких объектов государственная экспертиза является обязательным этапом, предшествующим началу строительства.

Вопросов о проведении экспертизы проектной документации на строительство газопроводов по-прежнему очень много, особенно от индивидуальных застройщиков. Вынуждены во многих случаях отвечать отказом на просьбы подтвердить, что тот или иной проект газоснабжения не подлежит экспертизе, т.к. в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 20.05.2011 No13137-ИП/08 не подлежит экспертизе только газопровод-ввод к объекту, в отношении которого экспертиза не требуется. Газопроводы, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельные линейные объекты, и в этом случае экспертиза проводится.

Газораспределительные системы и газораспределительные сети ни в одном из пунктов части 2 и 3 статьи 49 или части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса (ГрК) не указаны, таким образом, газопроводы низкого, среднего и высокого давления до 1,2 МПа, газорегуляторные пункты подлежат обязательной экспертизе в органе государственной экспертизы субъекта федерации (для Московской области – это ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза») или негосударственной экспертизы, а газопроводы с давление выше 1,2 МПа и сооружения на них, как особо опасные, подлежат представлению на государственную экспертизу федерального уровня, т.е. в Главгосэкспертизу России или её филиалы.

Нужно ли, а если нужно, то какую необходимо проходить экспертизу проектной документации на гидротехническое сооружение (инженерная защита от затопления и подтопления) 3-го класса?

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии со статьёй 481 ГрК РФ относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, проектная документация на строительство которых подлежит представлению на экспертизу в Главгосэкспертизу России и в её филиалы. Прочие гидротехнические сооружения, если финансирования их строительства предполагаются из бюджетных источников, подлежат экспертизе в соответствующем органе государственной экспертизы субъекта федерации по месту расположения данного объекта. Если источник финансирования внебюджетные средства, то экспертиза может быть проведена как государственная, так и негосударственная – по выбору заказчика-застройщика.

Разъяснения, приведенные в этой статье, даны на основании действующей на 1.09.2013 редакции Градостроительного ко- декса РФ.

Согласно приложению 8 (п.9.9) к МДС 81-35.2004 средства на покрытие затрат строительной организации по добровольному страхованию работников и имущества включаются в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства в размере не более 3% от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета. Включаются ли графы 6 (оборудование) и 7 (прочие затраты) от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета при исчислении средств на покрытие затрат строительной организации по добровольному страхованию работников и имущества?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019)

КонсультантПлюс: примечание.

В случае, если до 04.08.2018 в отношении проектной документации получено положительное заключение, предусмотренное ч. 3.5 ст. 49 (в ред., действовавшей до 04.08.2018), проведение экспертизы такой проектной документации не требуется .

2.2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

3.1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов:

2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;

3) объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);

4) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;

5) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3.9. Оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.

3.10. В случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в пункте 9 части 3 статьи 55 настоящего Кодекса заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется.

3.11. Порядок предусмотренного частями 3.9 и 3.10 настоящей статьи экспертного сопровождения, выдачи заключения экспертизы проектной документации, а также порядок подтверждения в ходе экспертного сопровождения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, определены иные федеральные органы исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.

4.4. Органы исполнительной власти, а также подведомственные им учреждения, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", которые указаны в частях 4 - 4.2 настоящей статьи, не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) выполнении инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.5. Юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

КонсультантПлюс: примечание.

Положение ч. 4.6 ст. 49 не применяется до 01.01.2020 к госэкспертизе на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости, проводящейся экспертами, имеющими право на проверку достоверности в соответствии с данным документом (в ред., действовавшей до 01.01.2019).

4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате .

4.7. Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.

4.8. Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:

1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;

2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, оценка разделов проектной документации, в которые не вносились изменения, на предмет соответствия этих разделов требованиям технических регламентов не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, при проведении экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которые были внесены указанные изменения, или при подтверждении соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, предусмотренным частями 3.8 и 3.9 настоящей статьи, проводится оценка соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и примененным в соответствии с настоящей частью при первоначальном проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, по результатам которых было получено положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.3. Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в электронной форме, в том числе в форме информационной модели, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения , составляющие государственную тайну.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.4. Орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, обеспечивает неразглашение проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна этому органу исполнительной власти или этой организации в связи с проведением экспертизы, за исключением случаев, если указанная информация подлежит включению в государственные информационные системы или направлению в уполномоченные органы, организации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

5.5. В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в рамках которой проведена оценка соответствия проектной документации в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 5 настоящей статьи, необходимо проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, проводится дополнительная государственная экспертиза проектной документации в объеме, предусмотренном пунктом 2 части 5 настоящей статьи (при условии, что в проектную документацию не вносились изменения).

6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше, проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ , от 18.12.2006 N 232-ФЗ , от 16.05.2008 N 75-ФЗ , от 30.12.2008 N 309-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 19.07.2011 N 246-ФЗ , от 28.11.2011 N 337-ФЗ , от 28.06.2014 N 181-ФЗ , от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 25.12.2018), от 22.10.2014 N 315-ФЗ , от 29.12.2014 N 458-ФЗ , от 03.08.2018 N 321-ФЗ , от 02.08.2019 N 283-ФЗ , от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

(см. текст в предыдущей редакции)