Промывка системы охлаждения двигателя — важная регулярная процедура, необходимая при прохождении ТО. Контролирование объема антифриза в системе (поддержание среднего уровня в расширительном баке) и чистка технологических каналов специальными средствами обеспечат оптимальную температуру и продолжительную работу ДВС.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что лучше — .

Более подробную информацию о том, как правильно разводить , вы сможете найти в материале нашего эксперта.

Когда необходимо промывать систему охлаждения двигателя

О загрязнении технических каналов ДВС свидетельствует постоянная работа вентилятора на радиаторе охлаждения и сбои в работе отопительной системы. Устранить проблему необходимо в кратчайшие сроки. Это можно сделать своими руками.

О потребности промывки системы охлаждения двигателя свидетельствует ряд признаков:

  • регулярные перегревы и проблемы с последующим запуском силового агрегата;
  • замедленный отклик на сигнал реостата;
  • высокие показания после запуска двигателя;
  • работа помпы с постоянными перебоями;
  • изменение оттенка охладителя в бачке.

При возникновении подобных признаков необходимо незамедлительно сменить жидкость для промывки системы охлаждения двигателя.

Очистить систему можно бытовыми средствами или специальными химическими присадками.

Рабочая охлаждающая жидкость имеет склонность к «выкипанию». В системе циркулирует тосол, дистиллированная вода или антифриз — это рабочие охладители, которые контролируются по отметкам в бачке и периодично доливаются. Перегрев и выкипание приводит к потере свойств охлаждающей жидкости (ОЖ), образованию налета в трубопроводах и на внутренних стенках радиатора.

Возможные причины забивания:

  • пыль и механические вкрапления;
  • химические отложения;
  • образование солей (при доливке обычной воды);
  • коррозия материала внутренних элементов СО с выпадением в закупоривающий осадок.

Изменение цвета и запаха — сигналы для замены дистиллята. При изменении консистенции, появлении посторонних вкраплений или образовании загрязненой эмульсии необходимо немедленно воспользоваться средствами для промывки системы охлаждения двигателя.

Общие правила

Мягкую промывку системы охлаждения двигателя можно произвести дистиллированной водой. Для удаления накипи со стенок трубопроводов потребуются специальные растворы.

Автомобиль устанавливают на площадку. Процесс начинают со слива старой ОЖ. Внизу радиатора и на блоке цилиндров откручивают специальные сливные пробки. Отработанный антифриз или тосол сливают в предварительно подставленную емкость.

Во избежание ожога слив ОЖ проводите на остывшем двигателе.

Систему промывают дистиллированной водой или слабым специальным раствором. Для приготовления понадобится один из компонентов:

  • сода;
  • уксус;
  • лимонная или молочная кислота.

Иногда используют «Кока-Колу», но следует внимательно отнестись к такому процессу. «Кола» агрессивно воздействует на внутренние стенки радиатора.

Двигатель понадобится завести и погонять жидкость около 10 минут. По завершении процесса нужно промыть ОС дистиллированной водой, а потом залить новый тосол или антифриз.

Промывка домашними средствами

Профилактические работы по устранению накипи и грязи проводят раз в 6-12 месяцев. В советское время проводилась регулярная чистка технических каналов «подкисленной» водой. Использовалась пищевая сода, лимонная кислота и уксус. Раствор делали небольшой концентрации, чтобы внутренние стенки не окислялись в агрессивной среде. Работы проводились осмотрительно, с учетом загрязненности каналов. Такие способы остаются актуальными и сегодня, а процесс демонстрирует нужный эффект.

Если не промывать систему охлаждения, можно столкнуться с неприятными проблемами:

  • поломкой подогревателя дистиллята;
  • нестабильной работой печки отопления;
  • закупоркой водяного насоса.

Чтобы избежать плачевных последствий, нужно разобраться, чем промыть систему охлаждения автомобиля. Современные методы чистки на крупных СТО основаны на применении специальных дорогих составов. Их спектр использования рассчитан на удаление всех возможных загрязнений, позволяет избавиться от органических отложений и ржавчины.

Присадки производят на основе двухкомпонентных составов. Встречаются нейтральные варианты, состоящие из кислотного или щелочного раствора. Присадки предусматривают направленное действие на устранение конкретного вида загрязнения.

Промывка дистиллированной водой

После слива старой ОЖ систему заполняют дистиллированной водой.

Необходимо:

  • закрыть клапаны на радиаторе и блоке цилиндров;
  • завести автомобиль;
  • подержать двигатель в режиме холостого хода — до 20 мин;
  • дождаться охлаждения и произвести повторную процедуру.

Промывка считается завершенной, когда дистиллят на выходе очистится от посторонних включений. Данный метод позволяет вымыть скопившуюся грязь, но не очистит каналы и внутренние плоскости от отложений.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Необходимо подготовить концентрированный раствор. Расчет производится в оптимальной пропорции — 200 граммов лимонной кислоты на 10 литров кипяченой воды. Состав заливают в расширительный бачок до полного заполнения системы, но не выше максимального уровня.

Чтобы раствор прогрелся и вступил в реакцию, нужно проехать несколько километров.

Температуру ОЖ контролируют на датчике. Реакция расщепления накипи эффективна при t в 80 градусов. После охлаждения двигателя повторите процесс с меньшей концентрацией раствора (100 г на 10 литров воды). Следующая промывка проводится чистой водой, а после заливается антифриз или тосол.

Промывка уксусной кислотой

Эффективна процедура и столовым 9%-ным уксусом. Бутылку 0,5 л растворяют на ведро кипяченой воды. Процедура состоит из этапов:

  • прогреть двигатель около 30 мин;
  • оставить заправленную систему минимум на 8 часов или на ночь;
  • слить отработанную жидкость и сделать промывку дистиллятом.

При заливке антифриза стравите пузыри воздуха из охлаждающей системы.

Промывка молочной сывороткой

Вариант с молочной кислотой или сывороткой — эффективный способ очистки ОС. Автомобилю понадобится проработать в активном режиме (на средних оборотах двигателя) около получаса или проехать 40-50 км без остановки.

Домашняя сыворотка эффективнее «покупной». Вам понадобится несколько раз процедить ее через толстый слой марли. Возможно фильтрование через сито, но с мелкой ячейкой.

Сыворотку заливают в радиатор в чистом виде, без разбавления водой. После промывки залить воду и повторно проехать 5-10 км. Это необходимо для удаления запекшихся молочных продуктов в технологических каналах. Убедившись в очищении ОС, залейте чистый дистиллят.

Чистка содой — тщательная и особенная процедура. Халатный подход может привести к чрезмерному окислению металлических и резиновых деталей. К процедуре прибегают 1 раз в году или после прохождения километража в 50-60 тыс. км. Особое внимание уделяют соотношению компонентов комбинированного раствора:

  • 3 % каустической соды;
  • 7-10 % кальцинированной соды;
  • 85-90 % кипяченной или дистиллированной воды.

После заполнения системы понадобится проехать на автомобиле до 100 км, но не следует оставлять содовый раствор в радиаторе больше 1 суток.

На 10 литров воды используют не более 1 кг пищевой соды.

При использовании раствора гидрокарбоната натрия понадобится тщательно промывать систему несколько раз. Убедившись в окончательной очистке от загрязнений и отложений солей, залейте новый дистиллят.

Промывка c помощью Coca-Cola

Народный метод предполагает использование газированного напитка «Кока-Колы». Это эффективный способ со своими нюансами. В напитке содержится ортофосфорная кислота, которая вступает в реакцию с полимерными частями СО ДВС. Минус метода — большое содержания сахара в «Коле», который при перегреве откладывается на внутренних стенках металлических элементов трубопровода.

Особенности способа:

  • перед использованием выпустить весь углекислый газ из газировки;
  • циркуляция жидкости в работающем двигателе — не более 15 мин при t менее 100 градусов.

Несмотря на хорошее качество очистки, не следует часто прибегать к этому варианту. При частом применении выявлено негативное влияние «Колы» на резиновые патрубки.

Промывка с помощью специальных средств

На рынке автомобильных деталей представлено несколько вариантов присадок для СО. Специальные средства бывают 4 типов:

  • кислотные;
  • нейтральные;
  • щелочные;
  • двухкомпонентные.

Отличаются присадки концентрацией химических веществ и агрессивностью влияния на внутренние детали двигателя.

Перед тем как узнать, чем очистить систему охлаждения двигателя от ржавчины необходимо разобраться в причинах ее образования.

Основной проблемой загрязнения радиатора является использование неочищенной воды и неправильное обслуживание механизма охлаждения. Вследствие этого, в сотах радиатора и трубопроводах образовывается накипь, происходит ржавление. Также, в состав проточной воды входят соли, которые под действием высоких температур оседают и разрушают внутреннюю часть патрубков радиатора. Использование дистиллированной воды защитит механизм от накипи, но она не способна справится с процессом коррозии.

Эффективную работу охладительного механизма обеспечивает залив качественного тосола, антифриза. Параллельно с этим, неправильно разбавленная охладительная жидкость и не своевременная замена приводит к потере защитных качеств присадок и выпадения их в осадок. Продукты разложения накапливаются на стенках радиатора и патрубках, что приводит к внутреннему разрушению каналов.

Последствия загрязнения радиатора

Проверку технического состояния элементов охлаждения рекомендуется проводить раз в два года или после 70 - 80 тыс. км пробега. При этом нужно выполнить такие действия:

  • почистить элементы системы от пыли и грязи;
  • визуально осмотреть детали и патрубки узла на наличие механических повреждений;
  • заменить жидкость в радиаторе;
  • при необходимости, провести промывку.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины можно узнать в интернет-магазине или сервисном центре.

Несвоевременное проведение технических работ приводит к преждевременной поломке механизма охлаждения.

Образования ржавчины и накипи на сотах радиатора и каналах циркуляции воды приводит к следующим последствиям:

  • перегрев и заклинивание силового агрегата;
  • износ подогревателя ОЖ;
  • выход из строя обогревателя салона транспортного средства;
  • повреждение водяного насоса.

По этому, для бесперебойной эксплуатации автомобиля очень важно знать, чем прочистить систему охлаждения двигателя от ржавчины.

Способы самостоятельной очистки системы

Очистка выполняется в два этапа.

  • Первый этап - это наружная очистка: охлаждающий радиатор, вентилятор и решетку промывают от мусора, пыли, налипшей грязи.
  • На второй этапе проводится внутренняя очистка с применением специальных средств.

Чтобы понять, чем очистить систему охлаждения любого двигателя от ржавчины, необходимо провести визуальный анализ сточенной жидкости из установки. Ее цвет и наличие инородных загрязняющих частиц подскажет, каким способом нужно промывать механизм. Темный цвет, жирные пятна, частицы ржавчины указывают на сильное загрязнение.

В этом случае желательно применять подкисленный раствор. При светлом оттенке без явных осадков, достаточно применить дистиллированную воду.

Промывка дистиллированной водой

Робота начинается со слива отработанной жидкости. Для этого, автомобиль оборудован краном на радиаторе и специальным болтом на блоке мотора. Далее, необходимо залить дистиллированную воду и завести автомобиль. После 20 минут работы на малых оборотах глушим двигатель и сливаем воду. По состоянию воды определяем необходимость повторной промывки:

  • если вода чистая, заливаем приготовленный состав антифриза;
  • в случае присутствия грязи - промываем систему повторно.

Лимонная кислота

Применяется в случае коррозии¸ сильного загрязнения элементов радиатора.

Эффективное действие компонента начинается после прогрева мотора до 70 - 80 градусов. Чтобы не повредить металлические и резиновые детали, раствор нужно готовить в таких пропорциях:

  • на каждые 5 литров воды необходимо добавлять 100 - 120 гр. лимонной кислоты;
  • 80 - 100 гр. - на 4 литра воды.

Применение раствора.

Для начала необходимо слить всю воду с радиатора и блока цилиндров. После этого заливаем приготовленный раствор, заводим мотор и прогреваем до 80 градусов. Общее время выполнения процедуры должно быть в пределах 30 −40 минут. Процедура завершается полным сливом раствора и дополнительным промыванием дистиллированной или кипяченой водой. Делается это для полного удаления остатков раствора.

Промывка каустической содой

Метод подходит для медных радиаторов механизма охлаждения. Способ запрещается использовать, если установленные алюминиевые детали.

Способ использования:

  • 50 - 60 гр. соды разводят в 1 литре воды;
  • промывают смесью демонтированный радиатор.

После работы устройство нужно промыть кипяченой водой.

Авто химические средства

Преимущество их использования в том, что в их состав входят присадки, которые эффективно бурятся с последствиями коррозии и не вредят двигателю.

Надежным средством для защиты радиатора от коррозии - это водный раствор этиленгликоля.

Для обеспечения надежной защиты от ржавчины, необходимо учитывать значения зависимости процентного состава этиленгликоля от температуры кристаллизации охлаждающей жидкости.

Промывка системы охлаждения двигателя – одна из ключевых процедур для поддержания автомобиля в рабочем состоянии, но большинство автолюбителей зачастую пренебрегают этим не слишком трудоёмким процессом.

Это может привести к плачевным последствиям: устройство радиатора подвержено не только внешнему загрязнению – изнутри он так же может засориться. Ржавчина, жировые и масленые наслоения, продукты разложения антифризов, накипь, образующаяся при промывании недистиллированной водой – все это может стать причиной загрязнения, и, как следствие, падения работоспособности радиатора.

[ Скрыть ]

Зачем и как часто нужно делать промывку?

Неисправность радиатора влечет за собой поломки двигателя и выход автомобиля из строя. Поэтому содержание радиатора в чистоте поможет как поддержать двигатель в надлежащем состоянии, так и избежать дорогостоящего ремонта или даже замены. Этот процесс может занять некоторое время, однако он не является сложным. Существует достаточное количество текстовых материалов и видео о том, как правильно и безопасно ее осуществлять.

Промывание с полной заменой антифриза или другой охлаждающей жидкости рекомендуется делать в среднем раз в 2 года, с поправкой на марку и производителя автомобиля, а также срок его эксплуатации. Такая периодичность позволяет предотвращать скопление продуктов разложения охлаждающих жидкостей и ржавчины в системе.

Несвоевременная промывка системы охлаждения может привести к поломке двигателя

Чем можно промывать?

Сейчас существует широкий выбор очистительных средств. Наиболее доступным из них является вода. Однако она же является и наименее подходящим средством. Из-за солей, находящихся в составе воды в растворённом состоянии, после промывки может образоваться накипь, которая в перспективе станет причиной загрязнения и повторной чистки. По этой причине стоит использовать только дистиллированную или, в крайнем случае, прокипяченную воду.

Специальные жидкости для промывки

Ассортимент очищающих жидкостей различного состава и концентрации достаточно обширен. Большинство из них позволяет качественно очистить систему охлаждения двигателя. Но к выбору средства тоже стоит отнестись серьезно, поскольку для удаления разных видов грязи нужны вещества разного состава.

Чистящие средства можно разделить на 4 категории:

  • Нейтральные – не содержат агрессивных компонентов, менее эффективны при чистке системы охлаждения, чем другие жидкости, и их чаще всего используют в профилактических целях.
  • Кислотные – почти не встречаются в чистом виде из-за их крайней агрессивности к деталям системы. Кислотные промывочные жидкости хорошо подходят для нейтрализации накипи и неорганических образований.
  • Щелочные – как и предыдущая категория веществ, не встречаются в неразбавленном состоянии. Эффективно убирают органические загрязнения.
  • Двухкомпонентные – содержат и кислоту, и щелочь. Последовательно заливаются в систему и хорошо очищают её от всех видов загрязнения.

Стеллажи с охлаждающей жидкостью

Лучше не использовать два разных средства одновременно, поскольку кислота и щелочь нейтрализуются при взаимодействии, что может не только не принести ожидаемого результата, но и стать причиной неисправности. Не следует также использовать вещества с повышенной концентрацией кислот или щелочей, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые детали.

Лимонная кислота

Одним из популярных «подручных» средств очистки является раствор лимонной кислоты. При соблюдении правильных пропорций, он хорошо справляется с накипью внутри радиатора и не повреждает резиновых комплектующих. Оптимальным соотношением считается 100 г кислоты на 1 литр воды.

Лимонную кислоту можно заменить молочной сывороткой. Она содержит достаточную для эффективной и мягкой очистки концентрацию молочной кислоты. Также промывка сывороткой более щадящая к неметаллическим деталям радиатора.

Как и в случае с составами, специально предназначенными для чистки, сам процесс лучше осуществлять в несколько непродолжительных приёмов – это поможет избежать откалывания крупных кусков накипи.


Промывка ОС сывороткой

«Кока-кола» и последствия подобной промывки

Еще одно распространенное чистящее средство. Входящая в состав напитка ортофосфорная кислота эффективно убирает накипь с внутренних деталей. Однако такое средство стоит применять осторожно, ведь помимо вышеупомянутой кислоты в «Кока-колу» входит также сахар, который может засорить систему. Поэтому после использования «Кока-колы» необходимо повторно очистить систему водой, чтобы удалить оставшийся сахар. Концентрация ортофосфорной кислоты отрицательно сказывается на резиновых и деталях.

Ещё один недостаток «Кока-колы» в качестве моющей жидкости – содержание газа. Расширение газа вследствие нагревания при работе двигателя может привести к отрицательным последствиям для автомобиля. Поэтому, если вы все же решили использовать в качестве очистительной жидкости именно «Кока-колу» или не имеете возможности использовать более подходящие вещества, необходимо избавиться от содержащегося в ней газа.


Coca-Cola для промывки охладительной системы

Содержание системы охлаждения двигателя в чистоте – один из важных факторов исправности автомобиля. Для этого доступен широкий спектр специализированных чистящих жидкостей, которые при правильном выборе помогут сохранить оптимальное состояние этой системы, а также всевозможные подручные их альтернативы. Но при использовании последних стоит соблюдать осторожность и прибегать к ним в случае отсутствия более подходящих веществ.

Видео «Инструкция по замене охлаждающей жидкости и промывке системы охлаждения»

Подробнее о том, как сменить охлаждающую жидкость и промыть систему охлаждения двигателя смотрите в нашем видео на примере ВАЗ.

А какое средство для промывки используете вы?

Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит радиатор, накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня антифриза, но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе помпы;
  • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
  • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
  • проблемы в работе “печки”;
  • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть систему охлаждения, и выбирать для этого время и возможности.

КАК ПРОМЫТЬ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Процесс промывки системы охлаждения достаточно простой, и он состоит из следующих этапов: Двигатель автомобиля немного прогревается, после чего выключается и требуется подождать некоторое время, пока он чуть остынет; Далее откручивается пробка, из мотора сливается старая охлаждающая жидкость. Внимание: Не сливайте охлаждающую жидкость на горячем двигателе – это чревато ожогами и разбрызгиваем антифриза под давлением; После этого требуется залить средство для очистки системы охлаждения. Некоторые из них необходимо разбавлять с дистиллированной водой. Если вы используете для промывки лимонную кислоту или кока-колу, конкретные рекомендации по использованию данных жидкостей для промывки двигателя будут даны ниже.

В случае, когда применяются специализированные средства, необходимо следовать инструкциям на упаковке; Далее некоторое время необходимо дать двигателю поработать с залитым средством для очистки системы охлаждения. Рекомендация по времени зависит от типа применяемой жидкости; После промывки жидкость сливается, и в систему охлаждения заливается чистая вода, чтобы удалить остатки моющего средства. Процедуру слива-залива воды может потребоваться повторить несколько раз; Последним шагом в систему охлаждения заливается новая охлаждающая жидкость. Внимание: выбрать антифриз лучше такой же, который был залит в системе охлаждения до промывки. Тщательная промывка системы охлаждения необходима, чтобы вывести образовавшиеся осадки, грязь, коррозийные элементы и вредные примеси, которые могут привести к нарушению стабильности работы системы. Настоятельно рекомендуем после промывки системы охлаждения заливать новый антифриз, поскольку в старой жидкости, даже если машина проехала на ней не так много километров, имеются частицы загрязнений.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Промыть систему охлаждения двигателя можно следующими жидкостями:

Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.

Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:

Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).

Химия для промывки системы охлаждения двигателя

Средство ЛАВР для очистки системы охлаждения Главное при промывке системы охлаждения соблюдение мер безопасности и четкой инструкции. Если сравнивать «народные» средства со специальными заводскими составами, то, конечно, последние лучше. Какие промывки для системы охлаждения представлены на рынке? Различные. От совсем копеечных до дорогих, от неизвестных до брендов с именем. В принципе, откровенно ужасных составов среди них нет, если только это не жидкость с подпольного производства. Чтобы было понятно, что брать, обозначим несколько лучших промывок системы охлаждения двигателя. Промывка системы охлаждения составом Liqui Moly, как и другие продукты бренда, хорошо себя зарекомендовала. Обычно продается в виде концентрата, который нужно разбавлять водой (триста грамм на три литра) либо добавлять в старый антифриз.

Гонять по системе десять - тридцать минут, затем слить, промыть дистиллированной. Из целого класса сееминутных промывок можно выделить промывку системы охлаждения Hi Gear. Она мягко очищает и даже размягчает резиновые части системы. Заливается на семь минут, разбавляется водой, дозировка которой зависит от объема, который вмещает конкретная система охлаждения (системы охлаждения двигателя есть семилитровые и шестнадцатилитровые). Промывка системы охлаждения средством Lavr представляет разные составы: для разных уровней загрязнения, с различными присадками, разного времени действия, средства для промывки радиатора системы охлаждения двигателя. К каждому средству прилагается инструкция, в которой подробно описано, как нужно действовать.

Народные средства промывки охлаждающей системы

Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

Лимонная кислота

Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Уксусная кислота

Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь. Поэтому после промывки сделайте ревизию трубопроводов системы.

Молочная кислота или сыворотка

Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

Использование молочной сыворотки

  • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
  • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
  • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
  • проехать с ней километров 50-60;
  • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
  • дать двигателю остыть;
  • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
  • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
  • дать остыть двигателю;
  • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
  • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

Каустическая сода

Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

Каустическая сода

  • снять с автомобиля радиатор;
  • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
  • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
  • нагреть состав минимум до +90°С;
  • залить в радиатор приготовленный состав;
  • дать ему настояться 30 минут;
  • слить раствор;
  • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Хотим сразу отметить, что это самый недорогой метод промывки системы охлаждения двигателя, но при том он и наименее эффективный. По затратам времени и сил промывка дистиллированной водой занимает также не первое место. Однако в некоторых случаях такой способ будет вполне оправдан.

Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).

Промывка системы охлаждения проводится элементарно:

Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.

Требуется автомобилю довольно регулярно. Это связано с тем, что данный элемент конструкции транспортного средства нужен для поддержания рабочей температуры мотора, для защиты его от перегрева и так далее.

В процессе активного использования радиатор начинает забиваться мусором и грязью. В этом случае тепло, исходящее от радиатора, передается окружающей среде не полностью, а возвращается обратно к двигателю.

Вследствие этого может произойти перегрев силового агрегата. Почистить радиатор автомобиля необходимо в зависимости от того, насколько сильно он засорен. Если этого не сделать, то рано или поздно транспортное средство выйдет из строя.

Необходимо сказать, что засориться может и радиатор охлаждения отопителя, автоматическая коробка передач автомобиля, испаритель кондиционера и так далее.

Радиатор засоряется во время использования автомобиля вследствие того, что в машину так или иначе с дороги летят пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

В радиатор также могут попасть насекомые, которые в дальнейшем вместе с пылью превращаются в довольно твердую массу.

Чтобы почистить радиатор, не снимая его, можно использовать обыкновенную воду, которая очистит его наружную поверхность, однако зачастую добраться до этой детали автомобиля бывает не слишком просто.

Для произведения качественной очистки радиатор нередко снимают.

Бывает даже и такое, что обыкновенная чистка водой снаружи оказывается недостаточной, так как грязь засела настолько прочно, что убрать ее с поверхности традиционными методами не получается.

Чтобы избавиться от загрязнения, применяют специальное средство для очистки радиатора транспортного средства снаружи.

Как правило, отопительный радиатор или же радиатор кондиционера промывается проточной водой, но на автомойках это делают под довольно большим давлением. При этом операцию необходимо производить максимально осторожно, так как здесь можно нанести повреждение сотам, что вызовет попросту протечку радиатора. Он в итоге потеряет свою герметичность.

В случае, если одновременно с грязью на радиатор сядет соль, то ее следует убирать с поверхности детали максимально быстро. Дело в том, что деталь выполнена из алюминия, а солевой раствор способен его разъесть буквально за несколько минут. В результате это закончится такой же протечкой радиатора автомобиля.

Стоит также отметить, что вода вряд ли сумеет убрать стойкие отложения, а это значит, что придется использовать специальное средство для того, чтобы избавить его от грязи.

Химических веществ, разработанных непосредственно для того, чтобы химическую очистку радиатора можно быть произвести, не снимая данную деталь, довольно-таки много.

Среди водителей широкой популярностью пользуются химические средства, выпускаемые следующими производителями:

  • Хадо;
  • VERYLUBE;
  • Liqui Moly.

Имеются в продаже и универсальные очищающие вещества, с помощью которых можно вычистить не только грязь из радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля, но и из всего мотора.

Стоимость подобного вещества бывает самой разной – это зависит от того, какая фирма выпустила данное средство. В частности, стоимость одного флакончика, объем которого будет составлять порядка 250 мл, может достигать тысячи рублей.

Слишком дешевые средства приобретать нежелательно, так как в недорогих препаратах могут применяться слишком активные вещества, которые могут оказаться такими же вредными, как и само загрязнение.

Помыть радиатор охлаждения кондиционера или двигателя внутреннего сгорания можно за счет снятия теплообменника. Если загрязнение не слишком значительное, то можно воспользоваться самым простым способом – продуть его сжатым воздухом, причем делают это снаружи машины, не вынимая и не отключая сам радиатор.

Последовательность действий здесь будет следующей.

  1. Сначала необходимо снять верхнюю переднюю облицовку.
  2. Удаляют решетку радиатора, которая закреплена в автомобиле на четырех шурупах, к тому же снизу она держится дополнительно на трех клипсах. Здесь же убирают привод замка капота.
  3. Теперь специальным ключом убирают крепления воздухозаборников, которые находятся спереди автомобиля, а также снимают все находящиеся снаружи пластиковые элементы.
  4. Берут шланг, на конце которого должна располагаться трубка, и из него продувают все соты радиатора, после чего их промывают проточной водой.

Автомобильная мойка понадобится в случае, если под рукой отсутствует компрессор со сжатым воздухом и устройство, необходимое для промывки элемента. Работники аккуратно снимут радиатор и качественно очистят его от всех загрязнений.

Стоит отметить, что самостоятельно снимать радиатор весьма нежелательно, так как он на многих моделях автомобилей расположен не слишком удобно. Снять его будет весьма проблематично, а еще сложнее будет вернуть его на свое место.

Радиатор отопления далеко не всегда снаружи забивается грязью, бывает, что пыль пробивается вовнутрь. Это, в свою очередь, также приводит к перегреванию мотора.

Чтобы теплообменник забивался грязью как можно реже, специалисты советуют минимум один раз в год менять охлаждающую жидкость.

Кроме того, желательно также производить промывку всей системы, которая производится по мере того, как тосол будет мутней.

Есть различные народные средства, используемые для промывки охладительной системы: некоторые автолюбители советуют промывать ее с помощью молочной сыворотки, раствора лимонной кислоты или электролита, кока-колой, едким натром и так далее. Однако все они непроверенны и могут привести к тому, что радиатор полностью разъест.

Наиболее надежное средство, позволяющее очистить охладительную систему от всякого рода загрязнений, заключается в ее промывке чистой водой.

Технология в данном случае будет следующей.

  1. Сначала требуется прогреть мотор до рабочей температуры.
  2. Всю загрязненную охладительную жидкость нужно будет полностью слить, причем это делают как с радиатором, так и с блоком цилиндров.
  3. Нужно подождать немного времени, чтобы из автомобиля стекла вся эта жидкость.
  4. Все сливные пробки возвращаются на свои места, в систему снаружи заливают чистую воду и дают мотору поработать приблизительно 15 минут.
  5. Мотор останавливают и удаляют воду из системы. Если она вытекает грязной, то операцию следует повторить вплоть до тех пор, пока не будет возвращаться чистая вода.
  6. Теперь можно залить свежую охлаждающую жидкость.

Очистка радиатора снаружи с помощью специальных химических средств

В продаже сегодня можно найти автомобильную химию самого разного предназначения, в частности, есть вещества, позволяющие довольно эффективно промыть охлаждающую систему с первого раза. Однако стоит сказать, что далеко не каждое средство позволяет сделать это качественно. Бывают вещества, серьезно нарушающие работу как двигателя, так и автомобиля в целом.

В этом случае хорошо работает правило – чем дешевле средство, тем хуже оно взаимодействует с радиатором. Лучше всего использовать для промывки товары, которые предлагают всемирно известные предприятия, занимающиеся выпуском автомобильной химии, которые к тому же успели завоевать себе положительную репутацию.

По составу и предназначению данные средства бывают довольно разными. В частности, некоторые из них добавляют к охлаждающей жидкости, чтобы они работали наподобие присадки и не допускали образования накипи и ржавчины.

Кроме того, в продаже можно найти химические вещества, которые позволяют убрать течь тосола с патрубков или из радиатора. Однако использовать ее следует как можно осторожнее, так как она довольно вязкая и неаккуратное ее применение приводит к забивке трубок и тонких шлангов системы.

По ряду внешних признаков можно определить, что радиатор начинает забиваться.

  1. Вентилятор, охлаждающий двигатель, начал запускаться довольно часто, причем он делает это не только на холостых оборотах, но и на ходу.
  2. Мотор начинает нагреваться очень быстро. При этом когда открывают расширительный бачок системы отопления, из него вытекает охлаждающая жидкость.
  3. Нижняя часть радиатора вместе с нижним патрубком имеют нормальную температуру окружающей среды, а верхние шланги, относящиеся к системе охлаждения, весьма горячие.
  4. Печка нагревает салон очень медленно.

Снаружи можно почистить конструкцию при помощи специального спрея. Для этого на решетку радиатора распыляют данное вещество и оставляют приблизительно на пять минут.

Берут обыкновенный садовый опрыскиватель и смывают данную жидкость. Делать это следует несколько раз вплоть до того момента, пока грязь не смоется с его поверхности.

Садовый опрыскиватель используют для того, чтобы не повредить соты устройства. Они довольно чувствительны к разного рода нагрузкам, поэтому от сильного давления могут лопнуть.

Такой опрыскиватель не создает чересчур сильного давления, поэтому его можно смело использовать.

Стоит отметить, что самостоятельная чистка радиатора вряд ли поможет полностью избавиться от загрязнений, однако основную долю мусора она убрать сможет.

Это уже позволит в дальнейшем нормально ездить и не бояться перегрева или даже полной поломки мотора.