Камский автомобильный завод, выпускающий известные на весь мир грузовые автомобили КамАЗ, является одним из самых успешных российских предприятий.

Скоро будем отмечать 40-летие запуска конвейера - первый бортовой КамАЗ-5320 был собран в феврале 1976 года. С тех пор было выпущено более двух миллионов единиц грузовых автомобилей.

Модельный ряд КамАЗ включает в себя огромное количество различных автомобилей - базовых моделей и их модификаций. Если говорить точно, то их количество составляет чуть более 100. Казалось бы, что разобраться со всем этим разнообразием очень сложно, однако всю продукцию КамАЗ можно разделить на следующие классы:

Не лишним будет заметить, что на КамАЗе выпускают еще тракторы, автобусы, спецтехнику, бронемашины, двигатели и запчасти.

Отечественный компактный хэтчбек «Ока» также был разработан на Камском автозаводе.

Классификация автомобилей КамАЗ

Разобраться с техническими характеристиками и грузоподъемностью автомобилей КамАЗ, на самом деле, не так сложно, как это кажется, поскольку все они маркируются по отраслевой нормали ОН 025270-66, которая была введена еще в 1966 году.

Достаточно взять любой автомобиль КамАЗ и посмотреть на его цифровое обозначение - индекс.

Первая цифра обозначает полный вес ТС:

  • 1 - до 1,2 тонны;
  • 2 - до двух тонн;
  • 3 - до восьми тонн;
  • 4 - до 14 тонн;
  • 5 - до 20 тонн;
  • 6 - от 20 до 40 тонн;
  • 7 - от сорока тонн.

Вторая цифра в индексе обозначает сферу применения и тип ТС:

Зная значение этих индексов, можно легко разобраться с той или иной модификацией, причем не только КамАЗ, но и ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ (ЗИЛ-130 или ГАЗ-53 маркировались по более ранней классификации, которая действовала до 1966 года). После первых двух цифр идут цифровые обозначения заводского номера модели, а через тире дописывается номер модификации.

Например самый первый КамАЗ 5320 - это бортовой грузовой автомобиль, полная масса которого находится в промежутке между 14 и 20 тонн. Полная масса - это вес автомобиля с пассажирами, полным баком, с полным оснащением и полезным грузом.

Грузоподъемность бортовых автомобилей КамАЗ


На сегодняшний момент выпускается около 20-ти моделей бортовых грузовиков, большое количество также снято с производства. Базовые модели и модификации:

  • КамАЗ 4308: полная масса составляет 11500 кг, грузоподъемность - пять с половиной тонн. 4308-6037-28, 4308-6083-28, 4308-6067-28, 4308-6063-28 - 5,48 т;
  • КамАЗ 43114: полная масса - 15450 кг, грузоподъемность - 6090 кг. У данной модели есть модификации: 43114 027-02 и 43114 029-02. Грузоподъемность та же;
  • КамАЗ 43118: 20700/10000 (полная масса/грузоподъемность). Модификации: 43118 011-10, 43118 011-13. Более современные модификации: 43118-6013-46 и 43118-6012-46 грузоподъемностью 11,22 тонны;
  • КамАЗ 4326 - 11600/3275. Модификации: 4326 032-02, 4326 033-02, 4326 033-15;
  • КамАЗ 4355 - 20700/10000. Данная модель относится к семейству «Мустанг» и отличается тем, что кабина находится за мотором, то есть имеет двухобъемную компоновку - выступающий вперед капот и непосредственно кабину;
  • КамАЗ 53215 - 19650/11000. Модификации: 040-15, 050-13, 050-15.
  • КамАЗ 65117 и 65117 029 (бортовой тягач) - 23050/14000.

Среди бортовых грузовиков в отдельную группу выделяют бортовые автомобили повышенной проходимости, которые используют для нужд армии и для работы в сложных условиях:

  • КамАЗ 4310 - 14500/6000;
  • КамАЗ 43502 6024-45 и 43502 6023-45 грузоподъемностью 4 тонны;
  • КамАЗ 5350 16000/8000.

Грузоподъемность самосвалов КамАЗ

Самосвалы - самая большая и востребованная группа автомобилей КамАЗ, насчитывающая порядка сорока моделей и их модификаций. Стоит также сказать, что есть как самосвалы в привычном значении этого слова, так и бортовые самосвалы (с откидывающимися бортами) и поэтому в их маркировке присутствует индекс 3.

Перечислим базовые модели.

Бортовые самосвалы:

  • КамАЗ 43255 - двухосный самосвал с бортовым кузовом - 14300/7000 (полная масса/грузоподъемность в килограммах);
  • КамАЗ 53605 - 20000/11000.

Самосвалы:

  • КамАЗ 45141 - 20750/9500;
  • КамАЗ 45142 - 24350/14000;
  • КамАЗ 45143 - 19355/10000;
  • КамАЗ 452800 013-02 - 24350/14500;
  • КамАЗ 55102 - 27130/14000;
  • КамАЗ 55111 - 22400/13000;
  • КамАЗ 65111 - 25200/14000;
  • КамАЗ 65115 - 25200/15000;
  • КамАЗ 6520 - 27500/14400;
  • КамАЗ 6522 - 33100/19000;
  • КамАЗ 6540 - 31000/18500.

У каждой из приведенных базовых моделей есть большое количество модификаций. Например, если мы возьмем базовую модель 45141, то ее модификация 45141-010-10 отличается наличием спального места, то есть увеличенным размером кабины.

Грузоподъемность седельных тягачей КамАЗ


Седельные тягачи предназначены для транспортировки полуприцепов разных видов: бортовых, тентованных, изотермических. Сцепка происходит с помощью шкворня и седла, в котором имеется отверстие для фиксации шкворня. В характеристиках указывается как полная масса полуприцепа, которую может потянуть тягач, так и нагрузка непосредственно на седло.

Тягачи (базовые модели):

  • КамАЗ 44108 - 8850/23000 (снаряженная масса и полная масса автоприцепа). То есть данный тягач может тянуть автоприцеп весом 23 тонны. Также указывается масса автопоезда - 32 тонны, то есть вес полуприцепа и прицепа;
  • КамАЗ 54115 - 7400/32000 (масса автопоезда);
  • КамАЗ 5460 - 7350/18000/40000 (масса самого тягача, полуприцепа и автопоезда);
  • КамАЗ 6460 - 9350/46000 (автопоезд), нагрузка на седло - 16500 кгс;
  • КамАЗ 65116 - 7700/15000 кгс/37850;
  • КамАЗ 65225 - 11150/17000 кгс/59300 (автопоезд);
  • КамАЗ 65226 - 11850/21500 кгс/97000 (почти 100 тонн может тянуть данный тягач!!!).

Тягачи используются для самых разных нужд, их выпускают также и по армейскому заказу для транспортировки военной техники, которая весит немало.

Автомобили специального назначения КамАЗ

Шасси КамАЗ имеют очень широкую область применения, их используют как для транспортировки автопоезда, так и установки на них различного оборудования (краны, манипуляторы, бортовые платформы, ракетно-зенитные комплексы и так далее). Среди шасси мы можем увидеть платформы на основе практически всех выше указанных базовых моделей КамАЗ 43114, 43118, 4326, 6520, 6540, 55111, 65111.

Есть также вахтовые автобусы КамАЗ - специально приспособленная будка устанавливается на шасси тягача. Базовые модели - КамАЗ 4208 и 42111, рассчитаны на 22 посадочных места плюс два места для пассажиров в кабине.

Платформы КамАЗ используются и для многих других нужд:

  • цистерны;
  • лесовозы;
  • бетоносмесители;
  • перевозка взрывчатых веществ;
  • топливовозы;
  • контейнеровозы и так далее.

То есть мы видим, что продукция Камского автозавода востребована во всех сферах жизни и отраслях народного хозяйства.

На этом видео модель КАМАЗ-а 65201 поднимает кузов и выгружает щебень.

Хотя российские грузовики сложно назвать машинами, которые занимают первые позиции по транспортировке самых тяжелых грузов, они эксплуатируются очень часто. Грузоподъемность КамАЗа может отличаться в зависимости от версии автомобиля.

Первый грузовик этой марки создали на основе двух машин ЗИЛ, причем в моторном отсеке новой модели установили двигатель, разработанный специалистами Ярославского моторостроительного предприятия. Грузоподъемность КамАЗа-5320 составляла 8 тонн. Сегодня эта машина хранится в музее завода. Примечательно, что в течение первых трех лет работы Камский автомобильный завод смог выпустить 100 000 грузовых машин.

Сегодня продукция этого предприятия, несомненно, занимает топовые позиции на рынке российского грузового машиностроения. В сегменте наиболее крупных мировых компаний, занимающихся выпуском грузовых машин, КамАЗ занимает 13-ю строчку. Инженеры завода занимаются разработкой не лишь транспортных средств, предназначенных для перевозки различных грузов. Они также принимают активное участие в работе над раллийными проектами, где грузоподъемность КамАЗа не имеет серьезного значения.


Сегодняшние грузовики производятся в различных версиях. С конвейера постоянно сходят седельные тягачи, машины спецназначения, самосвалы и др. транспортные средства. Благодаря тому, что грузовики отличаются высокой надежностью и неприхотливостью к обслуживанию, они пользуются стабильным спросом.

Колесная формула моделей также может серьезно отличаться. Доступны следующие варианты: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, а также 8х4. Машины с колесной формулой 8х4 обеспечивают широкие возможности для транспортировки различных грузов. Так, грузоподъемность КамАЗа-самосвала может достигать 20 тонн. С помощью такой техники можно оперативно реализовывать разные задачи.

Грузовики КамАЗ просто незаменимы в строительстве, сельскохозяйственной отрасли, а также современной промышленности. Эта техника может с легкостью преодолевать серьезные расстояния, причем она неплохо показывает себя в тех местах, где нормальных дорог попросту нет. Спросом сегодня пользуются самосвалы КамАЗ с задней разгрузкой. Управление их работой осуществляется из кабины с использованием гидравлического привода.

Таблица грузоподъемности автомобилей КамАЗ

Седельные тягачи КАМАЗ 44108 6х6 9275
КАМАЗ 5460 4х2 8700
(*10500)
КАМАЗ 6460 6х4 16500
КАМАЗ 65116 6×4 15000
КАМАЗ 65221 6х6 27150
(*28700)
КАМАЗ 65226 6х6 33300
КАМАЗ 65225 6х6 11000
(*22000)
KAMAZ 5490 4х2 10550
KAMAZ 65206 6х4 16775
Самосвалы КАМАЗ 43255 4х2 7750
КАМАЗ 53605 4х2 7200
(*11000)
КАМАЗ 65111 6х6 14000
КАМАЗ 65115 6х4 15000
КАМАЗ 6520 6х4 14400
(*20000)
КАМАЗ 65201 8х4 25500
КАМАЗ 6522 6х6 13400
(*19000)
КАМАЗ 65222 6х4 19500
Автопоезд в составе KAMAZ-6460 с самосвальным полуприцепом НЕФАЗ-9509-30 6х4 33700
KAMAZ 45144 6×4 13575
KAMAZ 65205 6×4 15400
Спецтехника Автопоезд-зерновоз 68901R 6х4 14500
Автомобиль вакуумный 579060 4х2 7350
Автотопливозаправщик 66062-113-24 6х6 10715
Автоцистерна КАМАЗ-56274-02.00 6х4 15000
Автобетоносмеситель КАМАЗ-581495 6х4 14300
Автофургон КАМАЗ-5308 6х2 9600
Автокран КАМАЗ-65117 6х4 15500
Мусоровоз KO-427 6х4 14650
Автофургон АФ-575199 4х2 6900
Грузопассажирский автомобиль АРОК с КМУ РМ8022 6х4 12500
Дорожно-уборочная машина 4х2 10200
Кран-манипулятор UNIC (43118) 6х6 10000
Кран-манипулятор UNIC (65117) 6х4 11400
Автопоезд 4х2 15500
Мусоровоз MINIPAC МК-2 4х2 6900
Автобус АС-4240 6х6 11400
Автомобиль грузопассажирский с краном-манипулятором 6х6 11400
Автопоезд: тягач и полуприцеп-цистерна ППЦ-25 6х6 11100
Автокран КС-55733-24 на шасси KAMAZ-43118 6×6 32000
Автокран КС-55713-5К-1 на шасси KAMAZ-43118 6×6 25000
KAMAZ-43118 сКМУ Palfinger PK 15500A 6×6 9700
Автобетоносмеситель 58147G 6×4
Автобетоносмеситель 58146P 6×6
Автогудронатор ДС-43253 4×2
Автокран КС-55713-5В 6×6 25000
Автокран КС-55713-5К-1 6×6 25000
Автоцементовоз в составе АЦЦ-8.8 6×6 20000
Автоцистерна для перевозки молока 565862 6×4
Автопоезд-зерновоз СЗАП-6385 6х4 13000+15500

Грузоподъемность КамАЗа разнится в зависимости от модификации. Данный автомобиль не является лидером по перевозке наиболее тяжелых грузов. Однако он пользуется большой популярностью.

В 60-х годах СССР крайне нуждался в машинах грузоподъемностью от восьми до двадцати тонн на дешевом дизельном топливе. Автомобильные заводы того времени не могли восполнить эту потребность. Руководством государства было принято решение о строительстве нового профильного предприятия. Для возведения завода были выбраны Набережные Челны в Татарской ССР, поскольку через город проходят две судоходные реки, хорошая автомагистраль и железная дорога. Первый автомобиль сошел с главного конвейера предприятия в середине февраля 1976 года. Это был бортовой грузовик КамАЗ-5320.

Немного истории Камского автозавода

Первоначальный проект Камского автомобильного завода предполагал выпуск 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год. Машины были предназначены для того, чтобы играть значительную роль в народном хозяйстве страны. Проектирование завода осуществлялось не только ведущими организациями СССР, но и опытными специалистами с предприятий США, ФРГ и Франции.

Был разработан на базе двух моделей ЗИЛа с использованием мотора, сконструированного на Ярославском моторостроительном заводе. Грузоподъемность КамАЗа-5320 была 8 тонн. Он долго трудился в Башкортостане, а теперь находится на заслуженном отдыхе в заводском музее КамАЗ. Предприятие развивалось стремительно. Через три года с конвейера сошел стотысячный грузовик. Этот факт был беспрецедентен не только для СССР, но и для мировой промышленности.

Перестроечные времена

Девяностые годы двадцатого века были тяжелыми для предприятия, впрочем, как и для всей промышленности.

К началу XXI века руководство КамАЗа при поддержке правительств Татарстана и России смогло превратить долг завода (один миллион рублей) в акции, что позволило восстановить производство и приблизиться к безубыточному уровню существования. Вскоре с конвейера вышел 1 600 000-й автомобиль. Грузоподъемность КамАЗа оставалась на прежнем уровне. В первый год наступившего века предприятие получило существенную прибыль - около шестидесяти миллионов рублей. стал интересен для крупнейших игроков рынка, началась интенсивная интеграция с другими компаниями.

Преимущества грузовых автомобилей КамАЗ

На сегодняшний день Камский автомобильный завод является лидером грузового машиностроения в Российской Федерации и на территории стран СНГ, а также занимает тринадцатое место в мире в списке ведущих производителей тяжелых грузовиков. Руководство и специалисты предприятия постоянно разрабатывают новые перспективные мероприятия и участвуют во всех проектах, таких, например, как тенденция была изначально присуща КамАЗу. Так, еще в 1975 году проходили масштабные испытания автопоездов из седельных грузоподъемность которых составляла 14,5 тонны, а снаряженная масса - более 10,5 тонн.

Модификации

На сегодняшний день тяжелые грузовые автомобили Камского автомобилестроительного завода выпускаются в различных вариантах исполнения.Это самосвалы, грузовики, спецтехника и машины специального назначения. Предприятие продолжает оставаться в своей нише, которую определяет грузоподъемность КамАЗа. Техника, сходящая с конвейера предприятия, имеет различную колесную формулу: 4*2, 4*4, 6*6, 6*4 и 8*4. Последние автомобили могут перевести большее количество грузов. Например, грузоподъемность КамАЗа-самосвала с колесной формулой 8*4 измеряется уже 25,5 т. Эти машины способны решать масштабные задачи в короткие промежутки времени. Они максимально востребованы в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве. Их отличительные характеристики: способность преодолевать большие расстояния, легко следовать по бездорожью, надежность, легкость в эксплуатации и неприхотливость. Наиболее востребованы самосвалы с задней разгрузкой. Они бывают цельнометаллическими, ковшовыми, коробчатыми, а управляются с помощью гидравлического механизма из кабины.

Самая востребованная модель

На сегодняшний день наиболее популярная модель КамАЗ - 65115, грузоподъемность которой составляет 14,5 тонны. Она обладает широкими возможностями и мощным оснащением. Объем кузова данного самосвала вмещает более десяти кубических метров, что позволяет машине легко и быстро решать любые строительные или промышленные задачи. Данный грузовик прекрасно работает с прицепом в составе автопоездов. Выпускается в различных стандартных модификациях, а также по индивидуальным заказам. Самосвал отличается хорошей проходимостью и надежно работает в самых сложных дорожных условиях.