Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

ТНВД дизеля ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Топливный насос ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 в сборе показан на рис. 14.

Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238

1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву.

А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче

С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.

Устройство ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе.

Число секций равно числу цилиндров двигателя.

УУстройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15.

Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238

1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый

В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления.

Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно.

Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.

Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17.

Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку

От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД ЯМЗ-238.

Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи.

Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с рейкой 16.

Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций.

Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.

Принцип действия секции ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238

При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство.

При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает.

Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.

При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре.

Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами.

Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.

В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 расположен кулачковый вал.

Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре.

Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса.

Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется через рейку.

Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса.

На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя.

При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.

Смазка ТНВД ЯМЗ-238 - централизованная, от масляной системы двигателя.

Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.

Регулятор частоты вращения ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 (рис. 16) механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.

Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238

1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий рычаг; 6 – пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33 – рейка; 34 – упор

Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме холостого хода.

Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя.

Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.

Рабочие регулировки ТНВД ЯМЗ-238

Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7 (рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16);

Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом 4 (рис. 14).

Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16).

Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 7.

Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного корректора 12.

Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13 (рис. 16).

К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот.

Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двуплечего рычага.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой и фиксируется от проворота шпонкой.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от разрушения.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной высоковязкой жидкости.

Вмятины на корпусе муфты выводят ее из строя.

Топливный насос ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 в сборе показан на рис. 14.

Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238

1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву.

А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче

С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.

Устройство топливного насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе.

Число секций равно числу цилиндров двигателя.

Устройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15.

Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238

1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый

В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления.

Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно.

Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.

Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17.

Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку

От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД ЯМЗ-238.

Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи.

Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с рейкой 16.

Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций.

Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.

Принцип работы секции ТНВД дизеля ЯМЗ-238

При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство.

При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает.

Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.

При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре.

Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами.

Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.

В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 расположен кулачковый вал.

Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре.

Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса.

Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется через рейку.

Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса.

На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя.

При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.

Смазка ТНВД ЯМЗ-238 - централизованная, от масляной системы двигателя.

Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.

Регулятор частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238

Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 16) механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.

Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238

1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий рычаг; 6 – пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33 – рейка; 34 – упор

Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме холостого хода.

Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя.

Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.

Рабочие настройки и регулировки ТНВД ЯМЗ-238

Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7 (рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16);

Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом 4 (рис. 14).

Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16).

Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 7.

Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного корректора 12.

Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13 (рис. 16).

К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот.

Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двуплечего рычага.

Демпферная муфта насоса ТНВД двигателя ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой и фиксируется от проворота шпонкой.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от разрушения.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной высоковязкой жидкости.

Вмятины на корпусе муфты выводят ее из строя.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ, РЕГУЛИРОВКЕ И РЕМОНТУ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНИМАЛЬНОЙ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ С ДИЗЕЛЯМИ

Дата введения 1989-04-01

СОГЛАСОВАНА

Зам. начальника Главного научно-технического управления А.И.Газин 07.02.1989 г.

ВЗАМЕН РТМ-200-РСФСР-12-0024-77


Инструкция разработана в Государственном научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ). В Инструкции приводятся рекомендации по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры автомобилей с дизелями с целью достижения соответствия дымности отработавших газов действующим нормам.

Работу выполняли: В.С.Доброхотов, Ж.Г.Манусаджянц, Е.В.Парфенов (руководитель темы), В.И.Шестухин.

1. Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При работе автомобилей с дизелями (далее автомобилей) происходит выброс в окружающую среду отработавших газов, в состав которых входят токсичные вещества. Часть этих токсичных веществ находится в отработавших газах в виде аэрозолей (мелких, взвешенных, в основном, сажевых частиц), которые создают дымность отработавших газов (далее дымность).

Воздух, загрязненный токсичными веществами отработавших газов автомобилей, оказывает вредное воздействие на здоровье населения, растительность и животный мир. В связи с этим необходимо принимать меры по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха вредными компонентами отработавших газов.

1.2. Дымность автомобилей зависит от количества аэрозолей, содержащихся в отработавших газах. Уровень дымности, даже на автомобилях одной модели, при работе в одних и тех же условиях, различен и, в зависимости от их технического состояния, изменяется в широких пределах. Оценка дымности производится по показателю, характеризующему степень поглощения светового потока отработавшими газами.

1.3. Основными факторами, влияющими на изменение дымности автомобилей, являются техническое состояние двигателя и качество соблюдения регулировочных параметров его систем. Наибольшее влияние на дымность оказывает техническое состояние топливной аппаратуры.

Автомобили с технически неисправной или неправильно отрегулированной топливной аппаратурой, как правило, имеют повышенную дымность. Наряду с этим, на автомобилях с технически исправной аппаратурой дымность не превышает установленных норм.

Следовательно, уже в настоящее время, автотранспортные предприятия имеют возможность путем поддержания надлежащего технического состояния двигателя и правильной регулировки топливной аппаратуры значительно снизить дымность.

1.4. Повышенная дымность свидетельствует как о неисправности систем двигателя, так и о перерасходе топлива данным автомобилем. Таким образом, работы по уменьшению дымности приведут к снижению расхода топлива автомобилями.

1.5. Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха аэрозолями отработавших газов автомобилей необходимо своевременно выявлять автомобили с неисправностями двигателя или неправильно отрегулированной топливной аппаратурой и принимать соответствующие меры. С этой целью в каждом автотранспортном и авторемонтном предприятиях должен быть организован контроль за дымностью.

2. Измерение дымности

2.1. Порядок проверки автомобилей на дымность и нормы предельно допустимого ее содержания регламентированы ГОСТ 21393-75 * "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности" (переиздание, 1986 г., с изм. N 1).
________________
ГОСТ Р 52160-2003 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2.2. Дымность при измерении на режиме свободного ускорения не должна превышать для двигателей без наддува 40%, с наддувом - 50%. При проверке на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя дымность автомобилей не должна превышать 15%.

2.3. В автотранспортных предприятиях проверке подвергаются автомобили не реже чем при прохождении технического обслуживания N 2, а также после ремонта или регулирования топливной аппаратуры и других систем двигателя, оказывающих влияние на изменение дымности.

В авторемонтных предприятиях проверке подлежат автомобили с дизелями, прошедшие капитальный ремонт.

Проверка автомобилей может проводиться на одном из постов технического обслуживания, диагностики или на контрольно-регулировочном пункте (КРП). Осуществляется проверка слесарем по ремонту топливной аппаратуры, механиком или специально выделенным работником.

2.4. В авторемонтных предприятиях проверка автомобилей производится после их обкатки пробегом, а двигателей - после обкатки на стенде, при отсоединенном тормозном (динамометрическом) устройстве.

2.5. Для контроля дымности автомобилей, согласно приведенной ниже методике (п.п.2.6 и 2.7), могут использоваться приборы ИНА-109, МК-3 (фирма "Хартридж", Англия) и другие дымомеры, которые соответствуют основным требованиям, приведенным в приложении 2 ГОСТ 21393-75 .

2.6. Проверка дымности производится на неподвижно стоящем автомобиле, при работе двигателя на двух режимах:

- свободном ускорении (разгон двигателя на холостом ходу от минимальной до максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя);

- максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

2.7. Измерение дымности проводится на предварительно прогретом двигателе до температуры не ниже указанной заводом-изготовителем (но не менее +75 °С).

2.7.1. Порядок проверки:

Заглушить двигатель;

- затормозить автомобиль стояночным тормозом;

- подложить под колеса упоры (башмаки);

- установить рычаг переключения передач (избиратель скоростей для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

- убедиться в исправности выпускной системы (внешним осмотром). Система не должна иметь дефектов, приводящих к утечке газа или подсосу воздуха;

- установить пробоотборный зонд в выпускную трубу или подсоединить к выпускной трубе устройство дымомера в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

- включить и подготовить дымомер к работе;

- завести двигатель;

- при работающем двигателе нажать педаль топлива до упора, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Этот режим необходим для прогрева прибора до температуры, указанной в Инструкции по эксплуатации прибора. Продолжительность работы на данном режиме, как правило, не превышает 20 с, после чего необходимо отпустить педаль подачи топлива и дать двигателю проработать до установления минимальной частоты вращения коленчатого вала.

2.7.2. На автомобилях, имеющих неисправную выпускную систему (заметный прорыв отработавших газов через неплотности в соединениях, прогары и повреждения), проводить проверку дымности запрещается до устранения этих неисправностей.

2.7.3. Измерение дымности на режиме свободного ускорения следует проводить сразу же после прогрева прибора и последующего установления минимальной частоты вращения коленчатого вала:

- для измерения дымности на режиме свободного ускорения необходимо быстро, но не резко, нажать до упора педаль подачи топлива, увеличив тем самым частоту вращения коленчатого вала двигателя от минимальной до максимальной. После достижения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя отпустить педаль подачи топлива и дать установиться минимальной частоте вращения вала двигателя. Такой цикл повторить 10 раз с интервалом не более 15 с;

- замер показаний дымности на этом режиме производить при последних четырех циклах по максимальному отклонению стрелки показывающего прибора дымомера. За результат измерения принимается среднее арифметическое значение дымности на четырех последних циклах. Измерения считаются достоверными, если показания последних четырех замеров не отличаются более чем на шесть единиц измерения по шкале прибора.

2.7.4. Проверка дымности на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала осуществляется не позднее чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения:

- для проверки на этом режиме необходимо при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала двигателя нажать до упора на педаль подачи топлива и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя;

- замер показания дымности производить не ранее чем через 30 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считать достоверным, если колебания стрелки показывающего прибора дымомера не превышают более шести единиц измерения по шкале прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное от крайних значений диапазона допустимых колебаний.

2.8. На автомобилях с двумя впускными трубами дымность определяется в каждой из них отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.

2.9. Результаты измерений дымности заносятся в карточку, составленную по форме приложения 3 ГОСТ 21393-75 .

2.10. При превышении норм ГОСТа 21393-75 автомобиль к дальнейшей эксплуатации не допускается до устранения причин, вызывающих повышенное дымление.

2.11. Для предупреждения загрязнения воздуха на посту проверки и улучшения условий труда необходимо оборудовать пост принудительной или естественной вентиляции, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-76*. Уровень шума и вибрации в зоне проведения измерений не должен превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-78**. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.005-88 ;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004 . - Примечание изготовителя базы данных.

3.1. При проверке дымности отработавших газов на соответствие ГОСТ 21393-75 возможны следующие ситуации, при которых необходимо проводить работы, направленные на снижение дымности до установленных норм:

- дымность выше нормы только на режиме свободного ускорения;

- дымность выше нормы только на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;

- дымность выше нормы на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Причины повышенной дымности и способы устранения неисправностей представлены в табл.1.

Таблица 1

Режим работы двигателя с дымностью выше нормы

Возможная причина неисправности

Способ устранения неисправности

Примечания

1. Режим свободного ускорения

Цикловая передача топлива превышает номинальную величину

Снять топливный насос высокого давления (ТНВД) и на стенде отрегулировать его подачу в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя

Мощностные показатели двигателя в пределах нормы

2. То же

Повышенное сопротивление впускной системы (загрязнение или повреждение воздушного фильтра)

Снять воздушный фильтр, разобрать его и промыть фильтрующий элемент, устранить повреждения


Частичное закоксование сопловых отверстий распылителей

Заменить распылители или очистить сопловые отверстия

Увеличение теплового зазора в клапанном механизме


5. Режим максимальной частоты вращения коленчатого вала

Неравномерность цикловой подачи топлива по цилиндрам:

а) поломка пружин толкателей ТНВД;

заменить пружины;

б) неравномерность цикловой подачи топлива по секциям;

снять ТНВД и отрегулировать на стенде;

в) отсутствует герметичность в топливопроводах высокого давления

заменить топливопроводы;

г) засорение и закоксовывание сопловых отверстий распылителей;

заменить распылители или очистить сопловые отверстия;

д) зависание плунжера ТНВД

заменить плунжерную пару и отрегулировать ТНВД на стенде

6. Режим максимальной частоты вращения коленчатого вала

Уменьшение давления начала открытия иглы форсунки

Отрегулировать давление начала открытия иглы форсунки в соответствии с инструкцией завода-изготовителя

7. То же

Попадание масла в камеру сгорания:

а) повышенный уровень масла за счет попадания топлива;

устранить утечку топлива в поддон картера;

б) износ цилиндро-поршневой группы;

заменить цилиндро-поршневую группу;

в) залегание в канавках поршня компрессионных и маслосъемных колец;

заменить компрессионные и маслосъемные кольца;

г) износ стержней впускных и выпускных клапанов;

заменить клапаны;

д) повышенный уровень масла в воздухоочистителе

установить нормальный уровень

8. Режимы свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала

Запаздывание впрыска топлива:

Устранить запаздывание впрыска топлива;

Мощностные и экономические показатели ухудшены

а) запаздывание подачи топлива по секциям

снять ТНВД и на стенде установить номинальное опережение впрыска топлива;

б) запаздывание подачи за счет износа привода кулачкового вала ТНВД;

заменить неисправные детали привода;

в) неправильная установка угла опережения впрыска;

установить угол опережения впрыска в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя;

г) запаздывание впрыска топлива на повышенном скоростном режиме при несрабатывании автоматической муфты опережения впрыска

снять ТНВД с муфтой и на стенде установить нормальное автоматическое опережение впрыска на повышенных оборотах

9. То же

Частота вращения коленчатого вала двигателя выше номинальной

Снять насос и на стенде установить конец выброса рейки в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя

Мощностные параметры двигателя в пределах нормы.
Экономика ухудшается

Уменьшение теплового зазора клапанного механизма

Отрегулировать тепловой зазор в соответствии с инструкцией завода-изготовителя


Зависание или неплотное прилегание к седлу клапанов газораспределительного механизма

Отрегулировать тепловые зазоры в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; притереть клапаны

Мощностные и экономические параметры ухудшаются

12. Режимы свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала

Резкое падение давления открытия запорной иглы форсунки:

Снять и проверить форсунку на стенде:

Мощностные и экономические параметры ухудшаются

а) поломка пружины форсунки;

заменить пружину;

б) зависание иглы или подтекание форсунки

заменить распылитель

13. То же

Увеличение сопротивления выпускной системы:

Устранить повышенное сопротивление:

а) засорение выпускной системы;

очистить выпускную систему;

б) погнутость, вмятины на деталях выпускной системы

устранить механические дефекты

Потеря компрессии двигателя вследствие нагара на поршневых кольцах, залегания колец, потери упругости колец, износа цилиндров, негерметичности прокладки между блоком цилиндров и головкой блока

Необходима замена поршневых колец, поршней, цилиндровых гильз, прокладки

4. Проверка и регулировка форсунок

4.1. Испытание форсунок заключается в проверке величины давления начала подъема иглы распылителя, герметичности распылителя и качества распыливания топлива. Проверку и регулировку форсунок рекомендуется производить на приборе КИ-15-706 или на другом, аналогичном по конструкции приборе.

4.2. Давление начала подъема иглы у форсунок "33" двигателей КамАЗ-740 должно быть равным 18,0+0,5 МПа, для форсунок "33-01" - 21,57-22,16 МПа, а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - 17,22 МПа.

При снижении величины давления начала подъема иглы у форсунок двигателей КамАЗ-740 ниже 17,0 МПа, а двигателей ЯМЗ-236, 238 ниже 15,0 МПа, ЗИЛ-645 - 18,5+0,5 МПа форсунки необходимо отрегулировать.

Регулировка давления начала подъема иглы форсунки двигателей КамАЗ-740 осуществляется регулировочными шайбами, установленными под пружину форсунки, а двигателей ЯМЗ-236, 238 - регулировочным винтом. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала подъема иглы на 0,3-0,5 МПа.

4.3. Герметичность по запирающему конусу проверяется созданием в форсунке давления на 1,0-1,5 МПа (10-15 кгс/см) меньше давления начала впрыскивания, установленного в технических условиях на форсунки*.
________________
* В течение 15 с пропуск топлива через запирающийся конус не допускается.

4.4. Оценку качества распылителя форсунок двигателей КамАЗ-740 производят на приборе при затяжке пружины на давление начала подъема иглы, равное 18,0+0,5 МПа, а у форсунок двигателей ЯМЗ-236, 238 - 16,5+1,5 МПа.

Качество распыливания считают удовлетворительным, если при подводе топлива в форсунку со скоростью 70-80 качаний в минуту оно впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи.

Начало и конец впрыска должны быть четкими. Впрыск топлива форсункой обычно сопровождается характерным резким звуком. Однако отсутствие резкого звука у форсунок при проверке их на ручном стенде не служит критерием, определяющим качественную работу форсунки.

5. Проверка и регулировка ТНВД

5.1. ТНВД на стенде проверяют по следующим параметрам: начало подачи топлива секциями, величина и равномерность подачи топлива.

5.2. Начало подачи топлива секциями проверяют на стенде с помощью моментоскопа. Перед регулировкой проверить герметичность нагнетательных клапанов. Для этого к корпусу ТНВД с помощью топливоподкачивающего насоса стенда подводят топливо под давлением 0,1-0,2 МПа и, вывернув пробки топливного канала в корпусе ТНВД, выпускают воздух. При положении реек, соответствующем выключенной подаче, подтекание топлива из соединительных ниппелей в течение 2 минут не допускается.

Для проверки начала подачи топлива необходимо к штуцеру восьмой секции для ТНВД двигателей КамАЗ-740, а для насосов ЯМЗ-236, 238 - к первой секции, присоединить моментоскоп и провернуть вручную вал насоса до появления топлива в трубке моментоскопа.

Проворачивая вал стенда по часовой стрелке, определить момент начала подачи топлива по началу движения топлива в моментоскопе. В момент начала движения топлива в моментоскопе метки на корпусе ТНВД и ведомой полумуфте должны совпадать.

Если в момент начала движения топлива в моментоскопе метки не совпали, необходимо определить действительное начало подачи топлива, которое у правильно отрегулированного ТНВД двигателя КамАЗ-740 должно происходить за 40°30±30* и 41°30±30* до оси симметрии кулачка.
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Для определения положения оси симметрии кулачка нужно, поворачивая вал стенда по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа и в момент начала его подъема зафиксировать этот момент на лимбе стенда. После этого повернуть вал стенда еще на 90° и, вращая затем вал против часовой стрелки, снова зафиксировать на лимбе момент начала подъема топлива в моментоскопе. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии кулачка.

Регулировка начала подачи топлива у ТНВД двигателя КамАЗ-740 производится путем установки под плунжер пяты толкателя определенной толщины, а у ТНВД двигателей ЯМЗ-236, 238 - болтом толкателя.

Изменение толщины пяты толкателя на 0,05 мм соответствует 0°12" угла поворота кулачкового вала.

Если угол, при котором начинается подача топлива, принять за 0°, то остальные секции должны начать подачу топлива в следующем порядке (см. табл.2).

Таблица 2

Двигатель КамАЗ-740

Двигатель ЗИЛ-645

Двигатель ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-238

Секция N 8 - 0°

Секция N 1 - 0°

Секция N 1 - 0°

Секция N 1 - 0°

Секция N 4 - 45°

Секция N 2 - 45°

Секция N 4 - 45°

Секция N 3 - 45°

Секция N 5 - 90°

Секция N 8 - 90°

Секция N 2 - 120°

Секция N 6 - 90°

Секция N 7 - 135°

Секция N 4 - 135°

Секция N 5 - 165°

Секция N 2 - 135°

Секция N 3 - 180°

Секция N 3 - 180°

Секция N 3 - 240°

Секция N 4 - 180°

Секция N 6 - 225°

Секция N 6 - 225°

Секция N 6 - 285°

Секция N 5 - 225°

Секция N 2 - 270°

Секция N 5 - 270°

Секция N 7 - 270°

Секция N 1 - 315°

Секция N 7 - 315°

Секция N 8 - 315°


Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией ТНВД допускается не более 1/3°.

5.3. Величину и равномерность подачи топлива секциями регулируют с рабочим комплектом форсунок, закрепленных за секциями и соответствующих модели двигателя.

Регулировку ТНВД производят при давлении топлива на входе в насос 0,05-0,1 МПа при 1300 мин для двигателей КамАЗ-740 и 0,05-0,1 МПа при 1050 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238.

Проверку и регулировку величины и равномерности подачи топлива секциями ТНВД необходимо выполнять в следующей последовательности:

- проверить и при необходимости отрегулировать, в пределах 350-400 мин для двигателей КамАЗ-740 и 250-300 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238, частоту вращения кулачкового вала насоса () при полном включении подачи топлива регулятором при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения минимального скоростного режима;

- повернуть рычаг управления регулятором до упора в болт ограничения максимального скоростного режима, и проверить , при которой начинается выброс реек в сторону уменьшения подачи.

Начало выброса реек должно происходить у двигателей автомобилей КамАЗ-740 при 1350+10 мин, а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - при 1070+10 мин. Вывертывание болта ограничения максимального скоростного режима увеличивает частоту вращения вала для начала выброса рейки.

При том же положении рычага управления регулятором проверить частоту вращения для полного включения подачи, которая должна быть равной 1500+50 мин для двигателей КамАЗ-740 и 1120+30 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238.

Чтобы снизить частоту вращения при конце выброса реек, следует несколько вывернуть регулировочный болт пружины регулятора у двигателей КамАЗ-740 или винт двуплечного рычага - у двигателей ЯМЗ-236, 238. После этого необходимо снова установить болтом ограничения максимального скоростного режима у соответствующего двигателя частоту вращения для начала выброса реек, равную 1350+10 мин или 1070+10 мин;

- при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима и 1290±10 мин для двигателей КамАЗ-740, а для двигателей ЯМЗ-236, 238 - при 1030±10 мин кулачкового вала насоса, проверить производительность секций ТНВД. Объем подаваемого топлива должен быть: для двигателей КамАЗ-740 - 73,0-74,5 мм/цикл, для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 105-107 мм/цикл.

В случае необходимости подачу топлива отдельной секцией у двигателей КамАЗ-740 следует регулировать поворотом корпуса секции относительно корпуса ТНВД, а двигателей ЯМЗ-236, 238 - изменением положения поворотной втулки секции относительно ее зубчатого венца;

- для двигателей КамАЗ-740 проверить и отрегулировать корпусом корректора на режиме 700 мин величину средней цикловой подачи, которая для двигателей КамАЗ-740 должна быть 76,0-80,5 мм/цикл, для ЗИЛ-645 - 65,0 мм/цикл;

- проверить величину пусковой подачи двигателя. Величина пусковой подачи для двигателей КамАЗ-740 должна быть 195-210 мм/цикл при 100+10 мин и для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 220-240 мм/цикл при 80+10 мин кулачкового вала;

- проверить выключение подачи рычагом выключения подачи.

Проверка и регулировка ТНВД ЗИЛ-645

Перед проведением проверки начала и величины подачи топлива секциями ТНВД необходимо проверить давление топлива в магистрали низкого давления на входе в ТНВД. Давление должно быть в пределах 0,07-0,1 МПа при частоте вращения кулачкового вала насоса 1410+20 мин.

Герметичность нагнетательных клапанов нужно проверять при работающем ТНВД и включенной подаче топлива. Нагнетательный клапан в течение 30 с не должен пропускать топливо под давлением 0,15-0,2 МПа. В случае течи нагнетательный клапан следует заменить.

Регулировать ТНВД рекомендуется с эталонным комплектом форсунок.

Начало подачи топлива секциями ТНВД определяется углом поворота кулачкового вала ТНВД при вращении его по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода). В момент начала подачи топлива первая секущая метка на муфте опережения впрыска и метка на корпусе ТНВД должны совпадать. Начало подачи топлива определяется с помощью моментоскопа, установленного на штуцере первой секции ТНВД. Момент начала движения топлива в моментоскопе фиксируется на лимбе стенда.

Если угол, при котором начинается подача топлива первой секцией, условно принять за 0°, то остальные секции должны начинать подачу топлива в порядке, указанном в таблице 2 (в градусах поворота кулачкового вала).

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией ТНВД относительно первой должна быть не более ±30".

Регулировка начала подачи топлива производится регулировочными прокладками толкателя. Величина подачи топлива каждой секцией (при 1400 мин должна быть 64,0-66,5 мм/цикл) ТНВД регулируется поворотом плунжера через зубчатый сектор, связанный с рейкой ТНВД. При перемещении рейки в сторону муфты происходит увеличение подачи, а при перемещении в сторону регулятора - уменьшение подачи топлива. После регулировки следует надежно затянуть стяжные винты.

Неравномерность подачи подсчитывается в процентах для всех ТНВД по следующей формуле:

где - цикловая подача секции с наибольшей производительностью;

- цикловая подача секции с наименьшей производительностью.

По окончании регулировки ТНВД производят пломбирование регулировочных болтов.

5.4. Автоматическую муфту опережения впрыска следует проверять на стенде для испытания ТНВД, оборудованном стробоскопическим устройством, при номинальной подаче и с рабочим комплектом форсунок по углу разворота муфт. Углы разворота должны быть следующие:

Модель двигателя

Частота вращения кулачкового вала насоса, мин

Угол разворота ведомой полумуфты относительно ведущей, град.

КамАЗ-740, 7403, 7408

ЯМЗ-236М

ЯМЗ-238М, 238ПФ, 238ФМ, 642

1°15" ±30"

________________
* В диапазоне 500-1200 мин необходимо контролировать плавность хода муфты.


Регулировка углов разворота полумуфт производится регулировочными прокладками, устанавливаемыми под стакан пружины. Увеличение суммарной толщины прокладок вызывает уменьшение угла разворота полумуфт.

После регулировки муфта должна быть зачеканена в двух местах.

5.5. Насос низкого давления следует проверять в сборе с ТНВД, на котором он установлен. Для двигателей КамАЗ-740 производительность насоса низкого давления должна быть не менее 2,5 л/мин при 1290±10 мин кулачкового вала насоса высокого давления, противодавлении 0,5-1,0 кгс/см и разрежении у входного штуцера 170+5 мм рт.ст., а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - не менее 2,2 л/мин при 1050 мин, противодавлении 0,5-1,1 кгс/см и разрежении 180 мм рт.ст.

6. Установка ТНВД, проверка и регулировка угла опережения впрыска топлива на двигателях КамАЗ-740

6.1. Установка угла опережения впрыска производится с помощью фиксатора, расположенного с правой стороны картера маховика, и по меткам, находящимся на корпусе ТНВД, муфте опережения впрыска и метке на фланце ведущей полумуфты (рис.1). Фиксатор имеет два положения: глубокий паз, используемый при установке угла опережения впрыска, и мелкий - при работе двигателя.

Рис.1. Установка ТНВД на двигатель КамАЗ-740 по меткам

Рис.1. Установка ТНВД на двигатель КамАЗ-740 по меткам:

1 - автоматическая муфта опережения впрыска; 2 - ведомая полумуфта; 3 - фланец ведомой полумуфты; 4 - болт; 5 - задний фланец ведущей полумуфты; 6 - ТНВД

6.2. Для установки угла опережения впрыска топлива при установке ТНВД необходимо:

- установить поршень первого цилиндра на такт сжатия. Положение метки на заднем фланце 5 ведущей полумуфты вверху соответствует установке первого цилиндра на такте сжатия;

- установить ТНВД в развал блока цилиндров на специальные поверхности так, чтобы метки на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска совместились, закрепить ТНВД, затянуть болты крепления ТНВД в определенной последовательности, обеспечивая их равномерную затяжку, и затянуть верхний болт 4 полумуфты привода;

- перевести фиксатор в мелкий паз и, повернув коленчатый вал на один оборот, затянуть второй болт полумуфты привода;

- присоединить масляные трубопроводы, топливопроводы низкого давления и топливоприводы высокого давления и прокачать топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса;

- повернуть коленчатый вал двигателя на 1/2 оборота против хода вращения и перевести рукоятку фиксатора в глубокий паз. Медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор под действием пружины войдет в отверстие на маховике. При этом метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте должны совместиться, что соответствует правильной установке угла опережения впрыска топлива;

- фиксатор перевести в мелкий паз;

- проверить работу двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, величина которой не должна превышать 600 мин.

6.3. Регулировка осуществляется болтом ограничения минимального скоростного режима, расположенным на крышке ТНВД (рис.2). Если метки не совместились, необходимо произвести регулировку в следующей последовательности:

- ослабить верхний болт ведомой полумуфты привода, повернуть коленчатый вал по ходу вращения и ослабить второй болт;

- развернуть муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода);

- опустить фиксатор в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора с отверстием на маховике;

- медленно повернуть муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения привода ТНВД до совмещения меток на корпусе насоса и муфте опережения;

- в положении, соответствующем совпадению меток, закрепить верхний стягивающий болт полумуфт привода, установить фиксатор в мелкий паз, повернуть коленчатый вал и закрепить второй болт;

- проверить правильность установки угла опережения впрыска, как указывалось выше.

Рис.2. Рычаги управления регулятором

Рис.2. Рычаги управления регулятором:

1 - регулировочный болт ограничения минимального скоростного режима; 2 - болт ограничения максимального скоростного режима; 3 - рычаг управления регулятором; 4 - контргайка; 5 - болт регулировки хода рычага выключения подачи; 6 - рычаг выключения подачи; 7 - болт регулировки пусковой подачи

7. Установка и проверка угла опережения впрыска на двигателях ЯМЗ-236, 238

7.1. Для установки угла опережения впрыска топлива необходимо:

- проверить совмещение меток на автоматической муфте опережения впрыска и ведущей полумуфты валика привода ТНВД. Метки должны быть с одной стороны;

- закрепить топливный насос;

- отвернуть гайку и снять трубку высокого давления первой секции и установить моментоскоп на штуцер этой секции;

- установить скобу останова двигателя в положение включенной подачи и прокачать топливную систему;

- ослабить гайки топливопровода высокого давления у всех остальных форсунок;

- провернуть коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа;

- провернуть коленчатый вал против хода примерно на 1/8 оборота. Затем, медленно поворачивая по часовой стрелке коленчатый вал двигателя, внимательно следить за уровнем топлива в стеклянной трубке. В момент начала движения топлива в трубке прекратить вращение вала и проверить взаимное расположение меток: риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой "20" на крышке шестерен распределения, или риска с цифрой "20" на маховике должна совпадать с указателем картера маховика.

7.1.1. Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо, расшплинтовав и ослабив болты крепления муфты валика привода топливного насоса, повернуть муфту валика привода на фланце против направления ее вращения, после чего затянуть болты крепления и вновь провернуть установку угла опережения. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления.

7.1.2. Если в момент начала движения топлива в моментоскопе риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо развернуть по направлению ее вращения. После окончания регулировки подтянуть гайки топливопроводов высокого давления.

7.2. Проверка установки угла опережения впрыска топлива на двигателе ЗИЛ-645.

7.2.1. Для установки угла опережения впрыска топлива необходимо:

- проверить совмещение меток на муфте опережения впрыска топлива, ведущей и ведомой полумуфтах привода ТНВД;

- снять трубку высокого давления первой секции топливного насоса;

- на штуцер первой секции насоса установить моментоскоп;

- рычаги управления регулятором перевести в среднее положение;

- прокачать топливом систему питания двигателя, для чего отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса. Прокачать систему низкого давления топлива;

- ослабив два болта ведущей полумуфты привода, развернуть муфту опережения в направлении обратном ее вращению до упора болтов в стенке пазов;

- провернуть коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совпадения стержня фиксатора с выточкой в маховике, проверить при этом положение клапанов механизма газораспределения (клапаны должны быть закрыты);

- медленно провернуть муфту опережения впрыска топлива за ведущую полумуфту привода в направлении вращения вала ТНВД, следить за уровнем топлива в моментоскопе. В положении, соответствующем началу движения топлива в моментоскопе, закрепить стягивающие болты муфты. Во избежание ошибки в установке угла опережения не следует допускать проворота муфты опережения впрыска в сторону, обратную рабочему положению;

- проверить точность установки угла опережения подачи для чего необходимо:

1) вывести фиксатор из выточки на маховике, не фиксируя его в верхнем положении;

2) провернуть коленчатый вал на 1,5 оборота;

3) медленно поворачивая коленчатый вал, внимательно следить за уровнем топлива в стеклянной трубке моментоскола и в момент начала движения топлива в трубке моментоскопа стержень фиксатора должен войти в выточку на маховике.

После проверки и установки угла опережения впрыска топлива установить ручки фиксатора в верхнее положение.

8. Регулировка клапанного механизма

8.1. Тепловые зазоры механизма следует регулировать на холодном двигателе. Величина теплового зазора у двигателя КамАЗ-740 для впускного клапана составляет 0,15-0,20 мм, для выпускного - 0,25-0,30 мм. У двигателей ЯМЗ-236, 238 величина теплового зазора впускных и выпускных клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25-0,30 мм.

8.2. Перед регулировкой зазора необходимо выключить подачу топлива, снять крышки головок цилиндров и проверить затяжку болтов или гаек крепления стоек коромысел. Момент затяжки для двигателей КамАЗ-740 должен быть в пределах 4-5 кгсм, а для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 12-15 кгсм.

8.3. Зазоры в клапанном механизме двигателей автомобилей КамАЗ-740 регулируются одновременно в двух цилиндрах. Для этого необходимо установить коленчатый вал последовательно в положения I, II, III, IV на двигателях КамАЗ-740.

8.3.1. Для определения положения I необходимо повернуть фиксатор на картере маховика на 90° и провернуть коленчатый вал до зацеплений фиксатора с маховиком. При этом риски на торце муфты опережения впрыска топлива и на фланце полумуфты привода ТНВД должны находиться в верхнем положении. Затем повернуть коленчатый вал по ходу вращения на угол 60°.

8.4. Последовательность регулировки зазоров по цилиндрам в каждом из положений определяется порядком работы двигателя:

КамАЗ-740

I
1-5

II
4-2

III
6-3

IV
7-8

Остальные положения вала определяются поворотом коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 на 180° относительно предыдущего положения. Для удобства отсчета на маховике имеется 12 отверстий, расположенных с интервалом в 30°.

8.5. Для регулировки зазора необходимо ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.

Производя регулировку зазоров в клапанном механизме двигателей ЯМЗ-236, 238, необходимо, поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, внимательно наблюдать за движением впускного клапана первого цилиндра. После того как клапан полностью закроется, повернуть коленчатый вал еще на 1/4-1/3 оборота. В этом положении следует регулировать клапаны первого цилиндра, как указано выше.

В следующем цилиндре клапанные зазоры регулируют после поворота коленчатого вала до момента полного закрытия впускного клапана и дополнительно на 1/4-1/3 оборота.

8.6. Регулировку клапанного механизма следует производить в соответствии с порядком работы цилиндров 1-4-2-5-3-6 (для двигателей ЯМЗ-236) и 1-5-4-2-6-3-7-8 (для двигателей ЯМЗ-238).

8.7. Регулировка зазоров между коромыслами и клапанами двигателя ЗИЛ-645.

Величина зазора на холодном двигателе устанавливается для впускного и выпускного клапанов 0,40-0,45 мм. Регулировка зазоров выполняется на холодном двигателе при выключенной подаче топлива. Последовательность операций при регулировке величины зазоров следующая:

- снять крышки головок цилиндров;

- снять крышку люка в нижней части картера маховика;

- установить фиксатор маховика, расположенный на картере маховика, в нижнее положение;

- поворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором поршень первого цилиндра будет находиться в В.М.Т. такта сжатия (риски на муфте и на ТНВД должны совпадать).

Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена , обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Страница 1 из 3

Конструкция топливной системы ЯМЗ-238

Топливоподающая аппаратура двигателя - разделенного типа. Она состоит из топливного насоса высокого давления с всережимным регулятором частоты вращения и встроенным корректором для корректирования подачи топлива, топливоподкачивающим насосом, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводов низкого и высокого давления.

Из бака через фильтр грубой очистки топливо засасывается топливоподкачивающим насосом и подается в фильтр тонкой очистки и далее к топливному насосу высокого давления.

Топливный насос в соответствии с порядком работы цилиндров подает топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам, которые распыливают его в цилиндрах двигателя.

Через перепускной клапан в топливном насосе и жиклер в фильтре тонкой очистки излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух отводятся по топливопроводу в топливный бак. Просочившееся в полость пружины форсунки топливо отводится по сливному трубопроводу в бак.

Топливный насос в сборе показан на рис. 2. С топливным насосом высокого давления в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Топливный насос высокого давления состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе. Число секций равно числу цилиндров двигателя.

Рис. 3

Устройство секции насоса высокого давления показано на рис. 3.

В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления. Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно. Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.

Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17. Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку, От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса.

Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи, Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 3), входящей в зацепление с рейкой 16. Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций. Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.

Работа секции протекает следующим образом. При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство. При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки. При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает.

Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.

При дальнейшем движении плунжера вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре. Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами. Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.

В нижней части корпуса топливного насоса расположен кулачковый вал.

Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре. Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса.

Связь секций с регулятором частоты вращения насоса осуществляется через рейку. Рейка топливного насоса перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса. На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 2), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя. При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.

Смазка топливного насоса - централизованная, от масляной системы двигателя. Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.

Надежный топливный насос монтируется в дизели МАЗ, МТЗ и автомобилей других марок.

Агрегат входит в систему впрыска двигателя.

Имеет сложную конструкцию. Также ТНВД ЯМЗ:

Определяет начало впрыска;

Выполняет постепенное нагнетание горючего.

Сегодня особой популярностью пользуются ТНВД ЯМЗ 238, 236.

Детали имеют практически идентичное строение.

Принцип работы ТНВД ЯМЗ 238

Основные этапы работы топливного насоса:

  • Через штуцер перекачивается горючее. Деталь соединяется с трубкой пониженного давления.
  • Небольшой кулачковый вал, а также пружина начинают двигаться. Поэтому поршень перемещается вверх-вниз;
  • Начинает работать вал кулачка.

Он расположен внизу ТНВД ЯМЗ 238. Деталь вращается в опоре и подшипниках.

Прочный регулятор, отвечающий за перемещение, связывается с секциями агрегата через рейку, которая также вращается в нескольких втулках.

Пуск сокращается при поступательном выворачивании из рейки соответствующего болта.

Смазка и ее схема ТНВД ЯМЗ 238 следующая: центрального типа от масляной системы мотора. Масло поступает только по наддуву к поверхности корректора.

С этого места перемещается в регулятор, а затем - в кулачковый вал насоса.

Устройство ТНВД ЯМЗ 238

На данном рисунке вы можете рассмотреть внимательно схему ТНВД ЯМЗ 238.


Основные элементы системы:

  1. Корпус ТН;
  2. Клапан;
  3. Болт (используется для ограничения максим. вращения);
  4. Регулятор и муфта;
  5. Болт (используется для ограничения миним. вращения);
  6. Скоба, а также рычаг;
  7. Насос для подкачивания топлива;
  8. Болт (используется для регулирования пусковой подачи);
  9. Корректор подачи горючего по наддуву.

Устройство ТНВД ЯМЗ 238 включает в себя специальные секции (их число приравнивается к количеству цилиндров).


Устройство плунжерной пары смоделирована так, что дозировка горючего проводится корректировкой моментов подачи.

Поэтому основная конструкция ТНВД ЯМЗ включает:

  • Плунжер и втулку. Именно данные элементы соединяются в плунжерную пару. Не забывайте, что зазор между деталями должны быть минимальными.
  • Как только поршень перемещается внутри цилиндра возникает быстрое нагнетание горючего.

Схема ТНВД ЯМЗ 238 не может функционировать без втулки и, конечно же, плунжера.

Если запчасти выйдут из строя, топливный насос высокого давления мотора сломается.

Поэтому для эффективной работы необходимо следить за минимальным расстоянием между элементами, проводить регулировку ТНВД ЯМЗ 238.