Бывают такие ситуации, когда схема электропроводки КАМАЗ 5511 просто необходима. Ведь вышедший из строя прибор или устройство могут не только создать проблемы с эксплуатацией транспортного средства, но и оставить его на приколе на более длительный срок. А этого допустить никак нельзя, ведь для многих своих владельцев КАМАЗ 5511 незаменимый помощник.

Общая схема

В данной публикации будет представлена общая схема, а также деталировка отдельных подсистем.


В целом же автомобиль доказал свою надежность, однако суровые эксплуатационные условия заставляют владельцев пристально следить за отдельными элементами и узлами электрохозяйства.


Деталировка электрооборудования

Схема электропроводки КАМАЗ 55111 в рамках данной публикации представлена в виде постраничных элементов:

  1. Для удобства общая схема разделена на 10 листов (аналогично тому, как представлена инструкция в заводской документации);
  2. Формат частей пронумерован нами А и В с нумерацией, где А – первый ряд, а Б – соответственно второй;
  3. Такой способ вывода для распечатки в формате А3 и А4 максимально удобен;
  4. Все фото в статье кликабельны и адаптированы под работу не только на ПК, но и на планшетных устройствах.


Ниже представлено, как должна осуществляться склейка публикуемых частей. Цена распечатки 10 листов в разы меньше, чем стоимость инструкции, предлагаемой различными ресурсами и издательствами.

А1 А2 А3 А4 А5
В1 В2 В3 В4 В5

Основные подсистемы

Обратите внимание! Схема проводки КАМАЗ 5511содержит все заводские обозначения, что существенно облегчает идентификацию элементов во время ремонта своими руками.


Также следует помнить о модификациях автомобиля при обслуживании и ремонте, поскольку проводка КАМАЗ 5511 может иметь отличия.

В частности:

  • на отечественных дорогах колесит немало конверсионной техники, имеющей экранированные элементы,
  • ряд модификаций выпускались для жарких стран , поэтому подключение более мощного отопителя кабины невозможно на штатные провода и т.п.


Схема электрооборудования КАМАЗ-5320 цветная, как правило, используется для ремонта электропроводки и устройств автомобиля. Благодаря электросхеме автовладелец может найти вышедшие из строя или неисправные узлы для их дальнейшего ремонта или замены. Подробнее об особенностях электрооборудования, его неисправностях и диагностике вы сможете узнать из этого материала.

Особенности электрооборудования

Начнем с описания — какие элементы и подсистемы включает в себя съема электропроводки КАМАЗ-5320:

  1. Световая сигнализация и поворотные огни.
  2. Система отопления, энергоснабжения, а также очистки лобового стекла.
  3. Наружное освещение, включающее в себя ближний и дальний свет, противотуманные фары, если таковые имеются.
  4. Внутреннее освещение салона авто.
  5. Система запуска мотора.
  6. Также схема проводки включает в себя систему контрольно-измерительных устройств, расположенных на приборной панели автомобиля. На приборке находится не только , но и множество индикаторов, а также датчики, предназначенные для обеспечения более удобного управления машиной.
  7. Звуковая сигнализация.
  8. Аудиосистема, если она имеется.

Нормальная работа электросхемы КАМАЗ 43118 возможна исключительно при правильном функционировании двух основных узлов:

  1. Аккумулятора. Этот прибор обеспечивает систему зажигания напряжением во время запуска двигателя, а также позволяет питать основное электрооборудование при выключенном ДВС.
  2. Генератора. Этот узел обеспечивает питание всех устройств и оборудования во время езды на авто. Также с помощью генератора обеспечивается восполнение заряда аккумулятора, который тот потратил на запуск мотора.

Как определить неисправность?

Выявление поломок в работе оборудования возможно с привлечением специалиста либо в домашних условиях.

В целом существует два состояния транспортного средства, при которых можно определить неисправность цепи:

  1. Мотор не заводится, эксплуатация авто невозможна. Причин поломки в данном случае может быть много. Диагностику оборудования следует начать с , распределительного устройства, свечей, высоковольтных проводов, стартерного узла и, разумеется, аккумулятора. В большинстве случаев причину можно решить путем заряда аккумуляторной батареи, или заменой высоковольтных проводов. Кроме того, причина может заключаться и в вышедшем из строя генераторе. Перед тем, как приступить к демонтажу и разбору узла, следует проверить качество натяжения генераторного ремня. Возможно, ремешок ослаб или его натяжка очень сильная, что также не очень хорошо для авто.
  2. Двигатель можно завести, но оборудование не работает или работает частично. Возможно, не работает группа устройств. Например, в вашем авто одновременно перестали работать повороники и щетки стеклоочистителя. Казалось бы, как эти устройства могут быть связаны между собой? Но нужно учитывать, что эти две системы работают от подрулевого переключателя. И если он вышел из строя или на его схеме плохой контакт, то узлы просто не могут быть запущены. Если мотор заводится, то часть узлов не работают, то сначала следует проверить предохранители в блоке, вполне возможно, что один или часть из них просто перегорела. Если предохранительные элементы рабочие, а в работоспособности электрооборудования вы уверены на 100%, то необходимо заняться диагностикой проводки (автор видео — канал CarEnergy).

Возможные неисправности проводки

Все неисправности в работе электропроводки можно разделить на несколько групп:

  1. Поломка самого оборудования. Такое случается не так часто, но подобная проблема все же может иметь место.
  2. Выход из строя предохранителя. Как известно, в монтажном блоке сосредоточены предохранительные устройства, отвечающие за безопасность проводки КАМАЗ. Если в системе происходят скачки напряжения, то для того, чтобы не допустить поломки оборудования, используются предохранители, которые перегорают в первую очередь. Если в бортовой сети периодически происходят скачки напряжения, то перед тем, как заменить выгоревшие предохранители, необходимо избавиться от причины.
  3. Плохой контакт электроцепи с оборудованием. В данном случае причин может быть несколько. Как правило, плохой контакт обусловлен обрывом провода где-то на участке цепи. Для диагностики вам потребуется мультиметр, который, собственно, используется всегда для обнаружения неисправностей в проводке. Также причина может заключаться в окислении или подгорании контактов. Если это так, то решить проблему можно путем их зачистки либо замены.
  4. Утечка тока. В большинстве случаев такая проблема обусловлена пробоем в проводке. При помощи мультиметра определяется дефектный провод, который в результате нужно будет либо заменить, либо тщательно заизолировать.
  5. Износ составных элементов генератора. Потребуется разборка узла для выявления дефектных деталей с последующей их заменой.
  6. Сел аккумулятор или в нем недостаточно электролита. В этом случае нужно проверить уровень жидкости в банках АКБ, а также произвести замер параметра его заряда.

Электрическая схема



Видео «Подробная инструкция по ремонту подсветки и проводки в КАМАЗе»

Как правильно произвести ремонт подсветки, а также электроцепи в грузовике — смотрите на видео ниже (автор — Никита Вагин).

Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем:

  • электроснабжения, световой сигнализации
  • наружного и внутреннего освещения
  • контрольно-измерительных приборов
  • системы отопления
  • стеклоочистки и звуковой сигнализации
  • пуска двигателя.

Ниже приведены электросхемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображением элементов электрооборудования приведены номера присоединяемых электропроводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; КЧ - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; Ф - фиолетовый; Ч - черный.

Система электроснабжения (рис. 323) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи 6, соединенные последовательно, генераторная установка 2, подключенная параллельно аккумуляторным батареям. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля через выключатель 7 массы с дистанционным управлением.

Схема оборудована реле 1, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выклю­чателя 13 приборов и стартера ток не подается к кнопке 8 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования уста­новкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 324) предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разво­рота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля, влияющих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: аварийная световая сигнализация, сигнализация торможения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие пере­ключатели, выключатели и реле.

Выключатель 8 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указателей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не светить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Контактно-транзисторный реле-прерыватель 3 обеспечивает прерывистый режим работы указателей поворота автомобиля и прицепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке 26 контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля. При этом замыкаются контакты пневмоэлектричес-кого датчика 13 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле 15 сигнала торможения и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.

Сигнал торможения включается также при включении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика 20, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормоз­ной системы установлен реле-прерыватель 21, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Система наружного и внутреннего освещения (рис.325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.

Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохранителями ПР310, установленными на панели пре­дохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов за­щищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722. Система контрольно-измерительных приборов (рис.326) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля, а также определения скорости движения. Конт­рольно-измерительные приборы состоят из указателей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположены на агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединенный с общей массой автомобиля; приборы соединены между собой параллельно через выключатель приборов и стартера.

Рис. 323 . Электрическая схема системы электроснабжения:1 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 - генератор; 3 - блок предохранителей; 4 - реле стартера; 5 - стартер; 6 - батареи аккумуляторные; 7 - выключатель массы; 8 - кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 - реле электродвигателей отопителя; 10 - амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 - предохранитель ПР310 (10 А); 13 - выключатель приборов и стартера; I - к термореле ЭФУ


Рис. 324. Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 - фонари передние левый и правый; 3 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 4 - предохранитель плавкий ПР 119 (6 А); 5 - переключатель света комбинированный; 6 - предохранитель 13.3722 (7,5 А); 7 - предохранитель ПР 310 (10 А); 8 - выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 - указатели поворота правый и левый; 11, 12 - фонари задние левый и правый; 13 -выключатель сигналов торможения; 14 - выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 - реле сигналов торможения; 16 - сигнал звуковой (зуммер); 17, 18, 19 - выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов; 20 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 21 - реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 22 - выключатель света заднего хода; 23 - фонарь заднего хода; 24 - розетка прицепа 24 В; 25 - выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 -блоки сигнализаторов; 27 - выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра; I - к выключателю приборов и стартера; II - к указателю температуры охлаждающей жидкости; III - к указателю тахометра; IV - к указателю спидометра


Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 - фары противотуманные правая и левая; 3, 11 - фары головного света правая и левая; 4 - плафон вещевого ящика; 5 - выключатель плафонов; 6 - фонари автопоезда; 7 - выключатель фонарей автопоезда; 8 - реле электродвигателей отопителя; 9, 10 - плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 - реле сигналов торможения; 14 - выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 - фонари задние правый и левый; 17, 18 - фонари передние правый и левый; 19 - переключатель света комбинированный; 20 - предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 - предохранитель ПР 310 (10 А); 22 - выключатель освещения приборов; 23 - лампа подкапотная; 24 - выключатель аварийной световой сигнализации; 25 - розетка переносной лампы; 26 - розетка семиконтактная; 27 - указатель давления масла; 28 - указатель уровня топлива; 29 - спидометр; 30 - тахометр; 31 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 - амперметр; 33 - манометр; I - к выключателю приборов и стартера


Рис. 326. Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов: 1 - указатель уровня топлива; 2 - датчик указателя уровня топлива; 3 - предохранитель 13.3722 (7,5 А); 4 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 - датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 - датчик аварийного давления масла; 7 - датчик указателя давления масла; 8 - указатель давления масла; 9, 11 - блоки контрольных ламп; 10 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 -генератор; 13 - тахометр; 14 - спидометр; 15 - датчик спидометра; I - к выключателю приборов и стартера

Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при снижении температуры окружающего воздуха. Электродвигатели 1 (рис. 327) нагнетают воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внимание на направление вращения их валов. В системе применяется реверсивный электродвигатель МЭ 250. При подсоединении положительного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вращение, а отрицательного полюса - левое вращение. Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью клавишного переключателя, расположенного в кабине. Система звуковой сигнализации включает пневмо-и электрозвуковые сигналы 12 (см. рис. 327), предназначенные для обеспечения безопасности движения, и звуковой сигнал 11 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов автомобиля, для внутренней сигнализации в кабине.

Звуковой пневмосигнал включается нажатием кнопки справа на комбинированном переключателе света.

При давлении воздуха и в пневмосистеме 392,3... 686,5 кПa (4...7 кгс/см2) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы 12 расположены под кабиной на передней поперечине рамы и включаются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов 12 осуществляется через промежуточное реле 13, установленное на нижней панели приборов.

Сигнал 11 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок контрольных ламп и датчики падения давления воздуха;звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 100.

Схемы электрооборудования автомобилей моделей 5320 и 55102 различаются наличием дополнительного электрооборудования механизма подъема платформы на автомобиле мод. 55102:

  • двух электромагнитных клапанов подъема и опускания платформы;
  • электромагнитного клапана распределителя гидросистемы;
  • электромагнитного клапана коробки отбора мощности;
  • выключателя коробки отбора мощности;
  • переключателя распределителя гидросистемы;
  • переключателя механизма подъема платформы.

В отличие от автомобиля мод. 55102 на автомобиле мод. 55111 отсутствуют:

  • опознавательные фонари автопоезда и их выключатель;
  • розетка прицепа;
  • электромагнитный клапан пневматического звукового сигнала;
  • электромагнитный клапан распределителя гидросистемы и его переключатель.

На автомобиле-тягаче мод. 53212 в отличие от автомобиля мод. 5320 устанавливаются:

  • плафон освещения спального места (дополнительно);
  • выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

На седельном тягаче мод. 5410 по сравнению с автомобилем мод. 5320 установлены дополнительно плафон освещения спального места и фара освещения седельно-сцепного устройства.

Седельный тягач мод. 54112 в отличие от автомобиля мод. 5410 имеет выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.


Рис. 327. Электрическая схема систем отопления, звуковой сигнализации и стеклоочистки: 1 - электродвигатель отопителя; 2 - переключатель электродвигателей отопителя; 3 - стеклоочиститель; 4 - реле электродвигателей отопителя; 5 -предохранитель 13.3722 (7,5 А); 6 - предохранитель ПР 310 (10 А); 7 - переключатель стеклоомывателя; 8 - стеклоомыватель, 9 - переключатель стеклоочистителя; 10 - переключатель света комбинированный; 11 - сигнал звуковой (зуммер); 12 -сигналы тональные; 13 - реле звуковых сигналов; I - к выводу AM выключателя приборов и стартера; II - к выводу КЗ выключателя приборов и стартера; III - к реле сигналов торможения; IV - к блоку сигнализаторов

Зона Поз.обоз Наименование Кол. Примечание
B1 Датчик вспомогательного тормоза ММ125Д-3810600 ТУ37.003.546-76 1 .
B2 Датчик уровня топлива СЯ МИ 407 611-114-01 (или СЯ МИ 407 611-114-02) ТУ4573-002-12258598-93 1 .
B3 Датчик спидометра 2001.3843 ТУ37.003.1270-75 1 .
* B4, B5, B6, B13 Датчик падения давления в 1, 2, 3, 4 тормозных контурах ММ124Д-3810600 ТУ37.003.546-76 4 *5А, 5В, 5B,1А
B7 Датчик контрольной лампы засоренности масляного фильтра 1 .
B8 Датчик давления масла ММ370 ТУ37.003.387-78 1 .
B9 Датчик аварийного давления масла ММ111Д-3810600 ТУ37.003.546-76 1 .
B10 Датчик указателя температуры ТМ-100А ТУ37.003.568-77 1 .
B11 Датчик сигнализатора температуры ТМ111 ТУ37.003.569-90 1 .
B12 Датчик контрольной лампы стояночного тормоза ММ124Д-3810600 ТУ37.003.546-76 1 .
5В,2В E1, E25 Фара противотуманная ФГ152А ТУ37.003.751-80 2 .
5В,2В E2, E24 Указатель поворота передний 26.3726 2 .
5В,1В E3, E30 Повторитель боковой указателя поворота УП101В 2 .
5В,1В E4, E23 Фара дополнительная 2012.3711 ТУ37.458.043-80 2 .
5В,1В E5, E26 Фара 342.3711 ТУ37.003.1000-80 2 .
E7 Фонарь задний левый ФП130-В 1 .
E8 Фара рабочая 781.3711 ТУ 4573-024-05808936-95 1 .
4В,3В E9, E16 Фонарь габаритный 26.3712. 2 .
E10 Фонарь заднего хода ФП135-Г 1 .
Е11 Фонарь задний противотуманный 2412.3716 ТУ37.003.1104-82 1 .
E13 Фонарь автопоезда УП101-В 3 .
E14,E15 Плафон кабины П1.3714010 2 .
E18 Плафон вещевого ящика ПК142Б 1 .
E19 Плафон спального места ПК142Б 1 .
E20 Фонарь задний правый ФП130-Г 1 .
E21,E22 Свеча факельная штифтовая 1102.3740 2 .
E27 Лампа подкапотная ПД308-Б-О ТУ37.003.187-80 1 .
F1 Блок предохранителей 111.3722 ТУ37.003.754-76 1 .
F2, F3 Блок предохранителей ПР112 ТУ37.003.775-76 2 .
F4 Предохранитель ПР119-01 ТУ37.003.731-76 1 .
G1 Генератор 6562.3701 (2 кВт) ТУ37.003.1412-91 1 .
G1 Генератор Г273В (800 Вт) ТУ37.003.790-77 1 .
G2, G3 Батарея 6СТ-190А ТУ16-729.384-83 2 .
Н1 Блок контрольных ламп тормозной системы 2312.3803010-23 ТУ37.003.1109-92 1 .
Н2 Реле - сигнализатор 733.3747-10 ТУ37.003.709-80 1 .
Н3 Блок контрольных ламп 2312.3803010-24 ТУ37.003.1109-92 1 .
Н9 Комплект сигналов С306Г/С307Г ТУ37.003.533-79 1 .
Н10 Лампа контрольная подъема, опускания прицепа 2212.3803-29 ТУ37.003.1109-92 1 .
К1 Реле стартера 738.3747-20 ТУ37.469.023-97 1 .
К2 Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС493 ТУ37.003.588-77 ТУ37.003.1010-80 1 .
К3 Реле электродвигателей отопителя 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К4 Реле звуковых сигналов 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К5 Реле сигналов торможения 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К6 Реле дополнительных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К7 Реле противотуманных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К8 Термореле электрофакельного устройства 1202.3741 ТУ37.003.711-79 1 .
К9 Реле ближнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К10 Реле дальнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К12 Реле включения ЭФУ 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К13 Реле останова двигателя 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К14 Реле заднего противотуманного фонаря 901.3747 ТУ 37 003.1418-94 1 .
К16 Реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
К17 Выключатель аккумуляторной батареи 1400.3737 ТУ37.003.574-74 1 .
К18 Реле стеклоочистителя 201.029.000 ТУ4573-014-12617929-95 1 .
К19 Реле прицепа 901.3747 ТУ37.003.1418-94 1 .
М1 Стартер СТ142Б1 ТУ37.003.1375-88 1 .
М2 Стеклоомыватель 1112.5208-01 ТУ37.003.639-87 1 .
3В,2А M3, M4 Электродвигатель отопителя МЭ250 ТУ37.003.789-76 2 .
М5 Стеклоочиститель 271.5205 1 .
Р1 Тахометр 2511.3813 ТУ37.003.1251-85 1 .
Р2 Показывающий прибор 1211.3802 ТУ37.003.691-81 1 .
Р3 Указатель давления 1908.3830 1 .
Р4 Комбинация приборов 28.3801 ТУ37.003.670-75 1 .
R1 Выключатель света щитка приборов с реостатом ВК416-Б-01 ТУ37.003.1174-83 1 .
S1 Выключатель света заднего хода ВК403Б ТУ37.003.108-76 1 .
S2, S3 Выключатель к.л. блокировки межколесного дифференциала ВК403Б ТУ37.003.188-76 2 .
S4 Выключатель к.л. блокировки межосевого дифференциала ВК403Б ТУ37.003.108-76 1 .
S5 Выключатель сигналов торможения 15.3720 ТУ37.003.1159-83 1 .
S6 Кнопка дистанционного выключателя массы 11.3704-01 ТУ37.003.710-80 1 .
S7 Центральный переключатель света 581.3710-01 ТУ37.003.1211-86 1 .
S8 Выключатель дополнительных фар 3842.3710-02.06 ТУ37.003.1222-82 1 .
S9 Выключатель противотуманных фар 3842.3710-02.03 ТУ37.003.1222-82 1 .
S10, S31 Выключатель плафонов 3842.3710-02.09 ТУ37.003.1222-82 2 .
S11 Выключатель заднего противотуманного фонаря 3842.3710-02.04 ТУ37.003.1222-82 1 .
S12 Выключатель фонарей автопоезда 3842.3710-02.38 ТУ37.003.1222-82 1 .
S14 Выключатель аварийной световой сигнализации 32.3710 ТУ37.003.1106-82 1 .
S15 Кнопка включения свечей электрофакельного устройства 11.3704-01 ТУ37.003.710-80 1 .
S17 Выключатель межколесного дифференциала ВК343-01.14 ТУ 37.003.701-75 1 .
S18 Переключатель коробки отбора мощности П602 ТУ37.467.525-77 1 .
S21 Выключатель приборов и стартера ВК353 ТУ37.003.529-77 1 .
S21 Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством 1902.3704 ТУ37.461.010-93 1 .
S20, S22 Переключатель света комбинированный 89.3709 ТУ37.003.1336-87 2 .
S23 Переключатель электродвигателей отопителя П147-04.11 ТУ37.003.701-75 1 .
S24 Переключатель подъема и опускания платформы П147-06.15 ТУ37.003.701-75 1 .
. S38 Выключатель распределителя гидросистемы ВК343-02.15 ТУ37.003.701-75 1 .
V1, V6 Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79 2 .
V2 Реле блокировки стартера 2612.3747 ТУ37.003.1316-86 1 .
V3 Прерыватель указателей поворота РС951А ТУ37.453.056-82 ТУ37.003.990-80 1 .
V4 Регулятор напряжения 2712.3702 ТУ37.463.120-91 1 .
* X1, X6, X7, X9, X15,
X19, X23, X24, X27, Х28, X29, Х47. Х48
Разъем одноконтактный 13 * 5В, 5А, 5В, 5В, 2А, 1В,
1В, 1А, 1В, 4В, 2В, 1В, 1В
* X2, X4, X5, X20,
X21, X22, X30
Разъем шестиконтактный 7 * 5В, 5В, 5В, 1В, 1В, 1В, 3А
* X3, X10, X11, Х12,
Х41, Х44, Х45, Х46, Х48.
Разъем двухконтактный 9 *5В, 4В, 4В, 3В, 3А,
4А, 4Х, 1В, 4А.
Х25, Х26, Х38 Разъем четырехконтактный 3 .
Х31 Розетка переносной лампы 47К ТУ16-526.359-74 1 .
Х32 Розетка прицепа ПС326-3723100 ТУ37.003.616-80 1 .
Х33 Розетка прицепа ПС300А3-3723100 1 .
Х33 Розетка прицепа ПС325-3723100 ТУ37.003.616-80 1 .
Х35 Розетка внешнего запуска ПС315-3723100 ТУ37.003.229-79 1 .
Y1 Клапан электромагнитный блокировки межколесного дифферинциала КЭБ420 ТУ1-5540036-93 1 .
Y2 Клапан топливный электромагнитный 1102.3741 ТУ37.003.740-79 1 .
Y4 Клапан электромагнитный коробки отбора мощности КЭБ420 ТУ1-5540036-93 1 .
Y5 Клапан электромагнитный подъема и опускания платформы КЭБ420 ТУ1-5540036-93 1 .
Y6 Клапан электромагнитный опускания платформы КЭБ420 ТУ1-5540036-93 1 .
Y10 Клапан электромагнитный останова двигателя ЭМ17 ГЧ 1 .
Y11 Клапан электромагнитный распределителя гидросистемы КЭБ420 ТУ1-5540036-93 1 .


Рис. 328. Функциональная схема электроснабжения для всех автомобилей с генератором 800вт.Схема имеет два варианта выключателя


Рис. 329. Функциональная схема электроснабжения для всех автомобилей семейства КамАЗ с генератором 2квт.Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера


Рис. 330. Функциональная схема пуска двигателя распространяется на все автомобили КамаЗ


Рис. 331. Функциональная схема контрольно-измерительных приборов имеет вариант исполнения для автомобилей с двумя топливными баками


Рис. 332. Функциональная схема стеклоочистки, отопления и звуковой сигнализации.


Рис. 333. Функциональная схема внутреннее освещение распространяется на все автомобили


Рис. 334. Функциональная схема наружнего освещения. Распространяется на все автомобили


Рис. 335. Функциональная схема наружней световой сигнализации и блокировки колес. Распространяется на все автомобили


Рис. 336. Функциональная схема световой и звуковой сигализации тормозной системы. Распространяется на все автомобили


Рис. 337. Функциональная схема подъема и опускания платформы распространяется на все автомобили самосвалы, имеет вариант cамосвала с прицепом

Схема состоит из трех листов- Лист 1 электрической схемы Камаз содержит описание внешнего освещения (повороты),схему аварийной сигнализации ,распиновка подключения реле-прерывателя указателей поворотов, соединение термопредохранителей,фонарей заднего хода ,стояночного тормоза,электрическую схему стоп сигналов,зумер отсутствия воздуха в контурах ,распиновка,розетки прицепа,электросхему соединений задних плафонов,схема блока сигнальных лампочек на приборной панели,систему блокировки дифференциала,выключатель клапана прицепа.

Лист 2 электрической схемы Камаз 5320 ,5410 ,5511 содержит описание подключения ближних и дальних фар,схему соединений габаритов,соединения фонарей автопоезда,схему противотуманных фар ,электросхему соединений подсветки приборов,распиновку комбинированного переключателя света, датчика уровня топлива,датчика температуры охлаждающей жидкости,датчика перегрева,датчика аварийного давления масла,датчика указателя давления масла,датчика спидометра,схему подключения амперметра,указателей на щитке приборов,подключение термопредохранителей.

Для увеличения нажмите на изображение


Лист 3 электрической схемы Камаз 5320,5410,5511 содержит описание подключения электродвигателя отопителя,генератора, реле отключения генератора,схему звуковых сигналов,реле стартера ,схему подключения стартера, аккумуляторов,подсоединение дистанционно управляемого отключателя массы, распиновку стеклоочестителя и стеклоомывателя, обозначение электрических контактов замка зажигания, электрическую схему подсоединения ЭФУ-электрофакельного устройства , соединение предохранителей (плавких вставок),термопредохранителей (бимметалических) .

Для увеличения нажмите на изображение


На электрических схемах с условным изображением электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов и их цвет. Б-белый, Г-голубой, Ж- желтый, З-зеленый, К-красный, Кч-коричневый, О-оранжевый, Р-розовый, С-серый, Ф-фиолетовый, Ч-черный.

Питание бортовой сети 24 вольта (две аккумуляторных батареи соединенных последовательно),шасси (рама и кузов) отрицательный потенциал-масса.через понижающий инвертор 24\12 вольт напряжение 12 вольт запитывает прикуриватель (рацию,магнитолу,видеорегистратор и прочие потребители)

Основные разъемы связи кабины с двигателем и рамой находятся с переди под капотом.

С форума
Еду груженный, иногда не могу включить передачу, особенно с повышенной на пониженную тай на оборот тоже бывает, вроде-бы что-то мешает, делаю полную остановку автомобиля, потом трогаюсь нормально.(чаще всего такое бывает когда с третей на вторую, и с пятой на четвертую) Делитель работает нормально, может иногда пропадает сцепление или что еще может быть.
Когда идёшь груженный нужно включать повышенные 3,4,5, или только 1 и 2, а остальные пониженные? Как правильно ехать груженным.
Я новичок, только купил машину, нужна ваша помощь!
-----
когда идёшь гружёный, трогаешься с 1Н (пониженной) потом 2Н-3Н-4Н-4В (повышенная)-5Н-5В, ну ещё в зависимости сколько тянешь. Когда переключаешься на низшую передачу перегазовку делаешь? Если нет то и на вряд-ли включишь.
-----
Признаки кончины синхронизаторов.Как временная мера,езди с двойным выжимом и перегазовкой.Ну и готовся к вскрытию КПП.
-----
Если крякнут синхроны,скоростя просто будут трещать,как на газоне...Вполне может быть коробка выбора передач или яблоко(какой у тебя люфт кулисы?)возможно ты просто не поподаешь в передачу..Либо нужна элементарная перегазовка,на камазе пониженную передачу при движении на скорости обязательно нужно включать с перегазовкой,очень редко обороты двигателя совпадают с оборотами трансмисии..Лично я вобще переключаю не используя сцепления,только для переход на повышенную и.т.д.А двойной выжим там не нужен,тем более если двух дисковое сцепление,это-ж Камаз,а не Краз...Коробки на камазах очень живучие!!
-----
Я всё же склоняюсь к тому что у него износ синхронов,но без вскрытия не обойтись.Для начала вскрыть верх. крышку коробки.Снять коробку можно и без делителя, много времени не займёт.
-----
Ребята всем спасибо за проявленную инициативу.
причина была в том что был не отрегулированый шток на ПГУ, недовыжималось сцепление.
Отъездил еще 10 рейсов, и теперь буду снимать коробку, после регулировки ПГУ все стало работать в 10 раз лучше, но хочу еще проверить синхроны (иногда еще выделяються)

В статье представлены разные схемы оборудования автомобиля Камаз

Общие схемы Камаза



Другие схемы Камазов, вы можете посмотреть на странице конкретного Камаза в наших разделах/

Цветная схема электрооборудования КАМАЗ



В цветной схеме электрооборудования КАМАЗ моделей4308, 43118 и 6522 подсоединяемые провода маркируются в соответствии с их цветами: Б - белого; Г - голубого; Ж - желтого; 3 - зеленого; К - красного; КЧ - коричневого; О - оранжевого; Р - розового; С - серого; Ф - фиолетового; Ч - черного.

Источники питания - 2 АКБ G1 и G2. Минус АКБ монтируется к корпусу авто через К17. При включенном S21 ток не подается к S6.
В схеме электроснабжения КАМАЗ S14 отвечает за работу световой системы аварийного оповещения.

Реле V3 делает возможным работать в прерывистом режиме поворотным указателям. Работоспособность указателей поворота контролируется блоком H3.

Сигнал торможения в общей схеме проводки КАМАЗ включается выключателем S5 и реле К5.

При работающей стояночной системе тормоза в общей схеме проводки КАМАЗ работает датчик В12 и реле К2.

Работа фар Е5 и Е6, Е1 и Е25 происходит посредством выключателя S22 в схеме электроснабжения КАМАЗ.

Система реверсивного двигателя МЭ 250 позволяет: соединяя + с проводом красного цвета - правое вращение; соединяя - с проводом красного цвета - левое.

Система звукового оповещения Н9 работает при помощи реле Н2, питание реализовано при помощи реле К4.

Схема смазочной системы двигателя КАМАЗ



Система оснащена «мокрым» картером. В схеме Камаза из картера 13 посредством масляного насоса 1 подается масло в очищающий фильтр 3. Далее в водомасляном теплообменнике 6 по главной магистрали оно поступает к потребителям. Клапан 2 обеспечивает необходимое давление. В схеме смазочной системы двигателя КАМАЗ перепускной клапан 4 при работе терм клапана 11 при перепаде давления включает водомасляный обмен ник.

Схема двигателя КАМАЗ



Блок цилиндров отлит из чугуна с отфрезерованными гильзами цилиндра. ГБЦ представляет собой цельнолитую деталь с четырьмя клапанами для каждого цилиндра. Работа клапанов осуществляется коромыслами, соединенными с распределительным валом. Привод в схеме двигателя КАМАЗ распределительного вала имеет промежуточную шестерню.


Если у вас остались вопросы по схемам автомобиля Камаз, вы можете написать нам и мы ответим вам.