Первенцем четвертого поколения советских самолетов стал сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолет, появившийся на свет более четверти столетия тому назад, до сих пор сохраняет пальму первенства как по скорости, так и по высоте полета.

Основная отличительная черта этой боевой машины заключается в том, что до конца девяностых годов он оставался единственным истребителем, на котором была установлена бортовая радиорелейная станция, имеющая фазированную антенную решетку (ФАР). Более того, возможность применять ракеты большой дальности «воздух-воздух», которой характеризуется данный российский самолет, имеется лишь у американского палубного истребителя F-14.

Технические характеристики МиГ-31 1980 года

  • Годы производства: 1975-1994гг.
  • Всего изготовлено: около 500 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты конца ХХ — начала ХХI вв.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Взлетная масса — 46,75 т.
  • Размеры: длина — 21,6 м, высота 6,5 м, размах крыла — 13,4 м.
  • Вооружение: 23-мм пушка, боекомплект 260 снарядов, шесть точек подвески на которые крепятся ракеты класса «воздух-воздух».
  • Двигатель турбореактивный.
  • Максимальная скорость — 3000 км/ч.
  • Практический потолок — 20,6 км.
  • Дальность полета — 5400 км.

Фото МиГ-31

Модификации самолета МиГ-31

Прототип самолета, появившийся в 1975 году, имел маркировку Е-155МП. Неоднократно проводившаяся модернизация МиГ-31 привела к тому, что на свет появились следующие его модификации:

  • МиГ-31Б, оснащенный системой, позволявшей производить дозаправку в воздухе;
  • МиГ-31БМ, являющийся многоцелевым истребителем, предназначенным для борьбы с РЛС;
  • МиГ-31Д экспериментальной версии, способной запускать противоспутниковую ракету;
  • МиГ-31М, имеющий усиленное вооружение, бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), РЛС.

У данного самолета были и другие модификации, которые являлись проектными и исследовательскими, а также модификации, предназначавшиеся для экспорта.

Боевое применение самолета

Самолет МиГ-31 представляет собой дальнейшее развитие МиГ-25П , также являвшегося истребителем-перехватчиком. Те характеристики, которыми обладает МиГ-31 и его двигатель, позволяют ему в любое время дня и ночи, при любых условиях погоды и даже в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы:

  • выполнять задачи по длительному патрулированию;
  • бороться с аэродинамическими целями всех классов, включая:
    • малоразмерные крылатые ракеты;
    • вертолеты;
    • высотные скоростные самолеты;
    • бомбардировщики.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 является единственным самолетом, характеристики которого дают ему возможность обеспечивать перехват и уничтожение крылатых ракет, летящих на предельно малой высоте.

Немного истории

При создании самолета, чертежи которого начали разрабатываться в конструкторском бюро имени Микояна с 1972 года, в качестве цели были определены следующие характеристики:

  • максимальная дальность перехвата – 700 км;
  • крейсерская скорость – 2 500 км/час, которая в 2,35 раза превышало скорость звука;
  • дозвуковая скорость – 1 200 км/час.

Опытный самолет был построен в 1975 году, а 16 сентября этого же года прошли его первые испытания. После выпуска установочной партии были проведены некоторые технические доработки, а с 1979 года начался серийный выпуск машины под ее окончательным названием МиГ-31.

Технические особенности истребителя-перехватчика

В отличие от МиГ-25П, являвшегося исходным для новой машины, кабина МиГ-31 была рассчитана на экипаж из двух человек, поскольку сложность установленного радиотехнического оборудования потребовала наличия дополнительного человека – штурмана-оператора, на которого возлагались следующие основные задачи:

  • контроль воздушного пространства;
  • разработка тактических приемов, обеспечивающих перехват групповых целей.

Вооружение самолета было усилено применением радиоприцела «Заслон», явившегося важной составной частью бортового радиоэлектронного оборудования.

Первое боевое применение ФАР (фазированной антенной решетки), представлявшей собой новинку в области радиоэлектроники, состоялось в 1978 году, когда в ходе полета было выполнено обнаружение и велось одновременное сопровождение сразу 10 летящих целей.

В 1998 году специалистам был продемонстрирован российский МиГ-31БМ, вооружение и оснащение которого позволяет вести борьбу с радарами.

До настоящего времени аналогов самолету МиГ-31 за рубежом так и не было создано.

Характеристики конструкции МиГ-31

Конструкцию самолета, чертежи которой во многом совпадают с МиГ-25, характеризуют следующие особенности:

  • схема – нормальная аэродинамическая;
  • крыло – трапециевидное высокорасположенное;
  • стабилизатор – цельноповоротный;
  • оперение – двухкилевое.

Технические характеристики МиГ-31 в значительной мере обусловлены и теми материалами, которые использованы для изготовления его планера. В частности, половина корпуса выполнена из нержавеющей стали, 33% из сплавов алюминия, 16% из титана. Алюминиевые сплавы интересны тем, что их рабочая температура может достигать 150°. В тех же местах, которые подвержены высокому кинетическому нагреву, причиной которого является сверхзвуковая скорость, установлены детали из нержавеющей стали и титана. Столь удачный подбор материалов позволил свести к минимуму массу самолетного планера.

Важным достоинством, которым обладает этот российский истребитель-перехватчик, является его возможность взлетать с ледовых и грунтовых аэродромов, что приобретает особую важность при его эксплуатации в малоосвоенных сибирских регионах.

Двигатель самолета

Двигатель Д-30Ф6, установленный на боевой машине, является двухконтурным, в котором за турбиной происходит смешение потоков внутреннего и наружного контуров. Двигатель снабжен форсажной камерой и всережимным регулируемым соплом, имеющим створчатую конструкцию. Всего на самолете имеется два двигателя, каждый из которых характеризуется следующими основными параметрами:

  • максимальная бесфорсажная тяга – 9 270 кгс;
  • максимальная форсажная тяга – 15 510 кгс;
  • сухая масса – 2 420 кг.

Каждый двигатель имеет боковые воздухозаборники прямоугольного сечения, регулируемые с помощью горизонтальных подвижных панелей.

Запас топлива, размещаемый на борту самолета, составляет 1 630 кг. Он распределяется между 7 фюзеляжными, 5 крыльевыми и 2 килевыми баками. На подкрыльевых узлах также могут подвешиваться 2 дополнительных бака по 2 500 литров каждый. Заправка всех емкостей производится централизованно.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 также интересен и наличием системы дозаправки в воздухе. Эта операция производится с помощью самолетов-танкеров Су-24Т и Ил-78 , шланг от которых подсоединяется к выдвижной Г-образной штанге топливоприемника.

Оборудование МиГ-31

Оборудование, которое самолет имеет на своем борту, позволяет использовать его:

  • автономно;
  • в составе группы, состоящей из однотипных самолетов;
  • в качестве лидера для обеспечения управления истребителями, имеющими менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование.

Радиолокационная станция, установленная на самолете, обладает следующими основными характеристиками:

  • максимальная дальность по обнаружению целей – 200 км;
  • дальность сопровождения целей – 120 км.

Благодаря возможностям РЛС, вооружение самолета может поражать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земли. На автоматическом сопровождении могут одновременно находиться до 10 целей. Вычислитель «Аргон-К», расположенный на борту, выбирает из их числа 4 наиболее значимые, на которые одновременно наводятся 4 ракеты типа Р-33.

МиГ-31 также имеет на борту теплопеленгатор 8ТП, максимальная дальность обнаружения которого достигает 50 км. Наличие этого устройства обеспечивает обнаружение целей даже в условиях радиоэлектронных помех большой интенсивности.

Максимальная боевая эффективность гарантируется при взаимодействии четырех МиГ-31, объединенных через АСУ в единую боевую систему. Возможности информационного обмена, обеспечиваемые аппаратурой самолета, позволяют использовать его для дальнего обнаружения целей и для наведения на них таких боевых машин, как МиГ-29 и Су-27 .

Кабина оператора оснащена крупноформатным индикатором тактической обстановки и навигационным оборудованием, состоящим из радионавигационных систем «Маршрут» и «Тропик». На лобовом стекле кабины летчика имеется цветной индикатор ППИ-70В, обеспечивающий пилота исчерпывающей информацией в виде цветных надписей, реперов, индексов и шкал. Аналогов подобному индикатору за рубежом не существует до настоящего времени.

Вооружение самолета

Вооружение истребителя-перехватчика и включает в себя:

  • управляемые ракеты Р-33 большой дальности;
  • управляемые ракеты Р-40Т средней дальности;
  • управляемые ракеты Р-73, Р-60М или Р-60 малой дальности;
  • шестиствольную пушку ГШ-23-6 калибра 23 мм.

Характеризуя установленные на борту самолета ракеты, необходимо уточнить следующие их параметры:

  • Р-33, имеющие дальность пуска 120 км, установлены на внешней подвеске под фюзеляжем;
  • Р-40Т, имеющие инфракрасную систему наведения, размещаются на подкрыльевых подвесках;
  • Р-73, Р-60М и Р-60 также подвешиваются на подкрыльевых узлах.

Боекомплект пушки составляет 260 патронов массой по 200 г, величина ее скорострельности – 8 000 выстрелов в минуту.

Поскольку истребитель-перехватчик МиГ-31 до сих пор является лучшим представителем самолетов своего класса в мире, он продолжает оставаться на вооружении российской армии, где сейчас насчитывается более 400 таких боевых машин. Всего же за прошедшие годы было изготовлено более полутысячи таких самолетов.

Видео об истребителе

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Миг-31 - боевой самолет, основная задача которого уничтожение воздушного противника на больших дистанциях. Он способен сбивать летательные аппараты противника с широким разбросом высот, от малых, до, практически, стратосферы. Выполняет боевые задания в любую погоду.

Самолет Миг-31 является непревзойденным продуктом 70-х годов XX века знаменитого КБ им. Микояна. Но до сих пор машина находится в боевом строю на охране воздушных рубежей России и не собирается уступать свое место более поздним разработкам боевой военной техники.

С самого начала в этом истребителе были заложены технические и военные возможности, которые намного опередили свое время. Достаточно сказать, что сразу после своего создания самолет стал рекордсменом многочисленных мировых рекордов по высоте полета, скорости и скороподъемности. Фото Миг-31 представлено ниже.

Основные технические характеристики самолета

Перехватчик выполнен по схеме моноплана с высоко расположенным крылом. Имеет два вертикальных киля и два горизонтально расположенных двигателя в хвостовой части. Крыло в форме трапеции. Воздухозаборники двигателей находятся по бокам фюзеляжа, сразу за кабиной пилота. Кабина Миг-31 рассчитана на двух членов экипажа.

При изготовлении конструкции Миг-31 использовалась преимущественно высокопрочная и высокотемпературная сталь, остальные элементы титановые и из алюминиевых сплавов. Впервые в отечественном самолетостроении боевая машина была снабжена антенным локатором с фазированной решеткой. В силовой установке самолета применяются турбореактивные двигатели с двумя контурами и большой степенью сжатия.

Самолет способен летать на скоростях в несколько раз превышающих скорость звука, и выдерживать перегрузки до 5 g. На более поздних модификациях самолета установлено оборудование для дозапавки в воздухе.

Основные технические характеристики Миг-31:

Отдельные ТТХ Миг-31 превосходят аналогичные характеристики современных самолетов.

Хронология создания

Началом создания Миг-31 следует считать 1968 год. Свой первый полет опытный вариант Миг-31 совершил в 1975 году. Испытания самолета на государственном уровне завершились в 1980 году. К 1981 году была подготовлена вся необходимая документация, рабочие чертежи, изготовлена заводская оснастка и отработаны технологии серийного производства. Это позволило начать изготовление серийных машин в том же году (г. Нижний Новгород). Первое боевое дежурство истребителя состоялось в 1983 году. Изготовление 31-х мигов было прекращено в 1994 году, после поступления на вооружение более современных моделей самолетов.

Миг-31 в 1975 году

В общей сложности было изготовлено больше 500 экземпляров Миг-31 и его вариантов.

Вооружение

Вооружение Миг-31: главным элементом вооружения являются ракеты высокой точности, которые способны поражать противника как в воздушном пространстве, так и на поверхности земли, на различном расстоянии. Самолет также может быть вооружен ракетами для уничтожения морских объектов. Некоторые ракеты, находящиеся в составе вооружения Миг-31, действуют по принципу «выстрелил и забыл», который не требует участия пилота в их конечном наведении на цель.

Бортовые средства наведения таких ракет позволяют сделать это самостоятельно. Для защиты самолета от ударов противника, он оснащен системой, предупреждающей о радиолокационном облучении, бортовыми радиоэлектронными средствами противодействия и создания помех, термическими ракетами. Для уничтожения наземных объектов на самолет подвешиваются управляемые по лазерному лучу планирующие авиабомбы. Для стрельбы по ближним целям в корпусе Миг-31 установлена пушка, рассчитанная на комплект из 260 снарядов. Общий вес боевого вооружения самолета может достигать 3 тонн.

Самолет способен сбивать цели на дальности более 100 км и на высотах от низколетящих огибающих земной рельеф целей до целей на высоте около 30 км. Это один из немногих истребителей, который может сбивать низкоорбитальные космические аппараты. Прорабатывались вопросы оценки возможности использования самолета для запуска небольших спутников.

Бортовое оборудование

Радиоэлектронная бортовая аппаратура Миг-31 представляет собой мощный комплекс по обнаружению противника и наведению на него поражающих средств самолета. Центральным элементом этого комплекса служит радиолокатор с фазированной антенной. Этот локатор отличается от бортовых локаторов параболического типа тем, что способен отслеживать не одну цель, а одновременно вести наблюдение за более чем 20 мишенями и наводить оружие самолета на 8 целей.

Миг-31 способен обнаружить воздушного противника на дальности свыше 300 км, наземного – на дальности до 200 км. Бортовая электронная аппаратура Миг-31 позволяет обмениваться информацией нескольким самолетам. Такая группировка, составленная из нескольких 31-х машин, способна защитить воздушные границы шириной около одной тысячи километров. Характер информационного обмена в такой группировке позволяет одной из машин взять на себя роль наводчика и помогать остальным истребителям наводиться на цель.

В бортовую аппаратуру 31-х мигов входит тепловой пеленгатор, способный отслеживать противника на расстоянии около 50 км.

ФАР и приемник топливозаправки МиГ-31Б

Силовая установка

Силовая установка Миг-31 включает в себя два турбореактивных форсированных авиамотора с двумя контурами сжатия, с нормальной тягой каждого около 9 тонн и с повышенной тягой около 16 тонн. Создали этот авиамотор конструкторы и инженеры конструкторского бюро из Перми. Основные параметры двигателя:

Двигатель Миг-31 имеет в своей конструкции несколько ступенчатых компрессоров низкого и высокого давления, которые с большой силой сжимают воздух перед подачей в камеру сгорания. Туда же, в камеру сгорания, впрыскивается топливо. Полученная воздушно-топливная смесь сгорает при температуре около 1400 градусов. Вырывающиеся из сопла двигателя газы способны толкать самолет с силой около 10 тонн.

Суммарная тяга сдвоенной установки Миг-31 может достигать от 20 до 30 тонн. Количество поступающего в двигатель воздуха при помощи специальных устройств регулируется в зависимости от высоты и скорости полета. Этим достигается устойчивая работа двигателя на всех высотах. Диаметр выходного сечения сверхзвукового сопла двигателя может регулироваться. Что увеличивает или уменьшает скорость выходящих из сопла двигателя газов и, таким образом, регулирует его тягу.

Двигатель Миг-31 имеет большую степень надежности, что обеспечивается специальными защитами от неконтролируемой раскрутки деталей двигателя, ограничения его разогрева, а также своевременным обнаружением дефектов и повреждений его механизмов и отдельных частей. Повышенная надежность достигается также дублированием отдельных систем мотора.

Конструкция авиамотора Миг-31 обладает высокой степенью ремонтопригодности, что во многом связано с модульным исполнением двигателя.


Высота полета

Высота полета самолета во многом зависит от его скорости. С увеличением высоты, плотность воздуха уменьшается, а, следовательно, уменьшается и опора крыла самолета на воздух. Тогда, единственным способом достижения большей высоты становится скорость разгона самолета. Максимальная высота полета Миг-31 составляет около 30 км, при этом его скорость в три раза превышает звуковую.

Скорость полета

Скорость полета самолета определяется многочисленными факторами, к основным из них можно отнести: мощность двигателя, характеристики топлива, аэродинамику обводов корпуса и крыла, массу полезной нагрузки. С учетом всех этих параметров, максимальная скорость Миг-31 может достигать свыше 3 м. На небольшой высоте, она может доходить до 1,5 м.

Довольно долго Миг-31 может лететь на скорости меньше звука в 950 км/час и на скорости, превышающей скорость звука в 2500 км/час. При посадке скорость самолета снижается до 300 км/час.

К исключительным свойствам Миг-31 относится его способность достигать звуковой барьер в горизонтальном полете и при наборе высоты. Переход звукового барьера самолет способен достигать без дополнительного включения форсажа. Самолет способен длительное время лететь на скорости больше скорости звука. Большинству самолетов-аналогов такой полет удается поддерживать в течение не более нескольких десятков минут.

Дальность полета

Дальность полета Миг-31 во многом зависит от количества топлива на борту, веса полезной нагрузки и полетной скорости самолета. При дозвуковой скорости без ракет, дальность полета может составить около 2500 км. При этом продолжительность полета будет 2,5 часа.

С четырьмя ракетами и их запуском на середине дистанции, дальность составит 2400 км, с четырьмя ракетами и пуском в конце дистанции, дальность – 2240 км.

С двумя подвесными баками и их сбросом после израсходования топлива, самолет сможет пролететь 3000 км. Такой же дальности полета Миг-31 достигнет и с однократным пополнением топлива в воздухе от специального самолета-заправщика. Максимальная дальность полета самолета в 8000 км была получена при трехкратном пополнении топливом от самолета-заправщика. При этом продолжительность полета заняла около 7 часов.

Радиус действия Миг-31 при боевой работе – свыше 700 км.

Модификации

Неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.

Конструктивные версии 31-х машин:

Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.

Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.

Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.

Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.

Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.

Миг-31Э – экспортный вариант машины.

Миг-31ФЭ – фронтовой истребитель с широким спектром задач. Добавлена лазерная система наведения для уничтожения объектов на земле. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Самолет может задействовать одновременно, как оружие для уничтожения целей в воздушном пространстве, так и на земле. На самолете стало возможным устанавливать аппаратуру, изготовленную за рубежом.

В последних вариантах 31-х машин для удобства и оперативной информированности экипажа добавлена световая информация на лобовом стекле кабины.

Эксплуатация и боевое применение

Первые 31-е миги стали прибывать в войска противовоздушной обороны с 1980 года. Они были направлены в авиационные полки, базировавшиеся в Правдинске (Калиниградская область) и в Центр ПВО в Саваслейке (Нижегородская область). В дальнейшем им предстояло оборонять рубежи СССР на Дальнем Востоке. Там сложилась опасная ситуация, в связи с провокационными полетами у границ СССР американских самолетов-разведчиков. Эти самолеты имели скорость, которая превосходила скорость истребителей того времени. После появления в небе Дальнего Востока истребителей Миг-31, провокационные полеты прекратились.

В настоящее время на вооружении армии и военно-морского флота России находится 247 самолетов Миг-31 различных модификаций. География их дислокации сосредоточена в центре России (Тверская и Владимирская области), на Севере (Мончегоск), в Районе Урала (Пермь), Восточной Сибири (Красноярский край), на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловск-Камчатский). На вооружении Республики Казахстан находятся 32 Миг-31.

В 1999-2000 годах 31-е миги принимали участие во второй чеченской войне, контролируя воздушное пространство над республикой.

: в ноябре 2016 года на Миг-31 была возложена обязанность прикрытия базы Хмеймим, основной базы базирования воздушно-космических сил России в Сирии.

Перспективы самолета

Учитывая уникальные летно-технические характеристики и боевые возможности Миг-31, продолжаются работы по его дальнейшей модернизации. В основном это связано с совершенствованием бортовой аппаратуры и электроники, а также возможностей двигателя. Аэродинамика самолета в сочетании с материалами, из которых изготовлен самолет, доказали свое неоспоримое преимущество даже перед более поздними конструкциями самолетов-истребителей. Некоторые характеристики Миг-31 остаются не превзойденными до сих пор. В ближайшее время предполагается модернизировать 60 истребителей 31-х мигов до уровня БМ, а в правительственных кругах и в Государственной думе России рассматриваются планы по возобновлению производства Миг-31.

Вконтакте

Для России все большую актуальность приобретает вопрос обеспечения стратегической безопасности нашего государства на северном направлении и защиты интересов страны в Арктическом регионе. Борьба за Арктику носит геополитический характер, поскольку защищать там действительно есть что: по данным ООН, запасы нефти в Арктике составляют 90–100 миллиардов тонн. Эта цифра превышает ресурсы России и Саудовской Аравии вместе взятых и объясняет, почему в условиях климатических изменений Арктика становится зоной столкновения интересов мировых держав.

Арктика богата не только залежами энергоресурсов: в регионе добывается почти половина рыбной продукции мира. Также огромные экономические перспективы по мере таяния льдов создает развитие торгового судоходства по Северному морскому пути между Атлантическим и Тихим океанами. В арктической зоне расположены важнейшие предприятия российской оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры. Кроме того, по Северному Ледовитому океану на протяжении 20 тысяч километров проходит государственная граница нашей страны.

“ Cегодня в мире нет и в ближайшие 10–15 лет не будет авиационного комплекса, сопоставимого с МиГ-31 по скорости, скороподъемности, практическому потолку и другим летно-техническим характеристикам ”

В 2008 году президентом России были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Учитывая взятый страной курс на постоянное военно-морское присутствие в Арктике и защиту своего статуса как ведущей арктической державы, президент Владимир Путин призвал уделить особое внимание развертыванию воинских частей и инфраструктуры на арктическом направлении.

В то же время серьезную тревогу вызывает состояние воздушно-космической обороны России. Проведенные Комитетом Государственной думы по обороне совместно с фракцией КПРФ в апреле и ноябре 2013 года парламентские слушания о состоянии и проблемах совершенствования боевых возможностей Войск ВКО, а также по вопросам использования авиационных комплексов МиГ-31 в ВКО страны показали наличие серьезных проблем на направлении обеспечения национальной безопасности России.

Важнейшая из них – развал авиационной составляющей системы ВКО, основа которой – сверхзвуковые истребители-перехватчики дальнего действия МиГ-31. Под различными предлогами эти самолеты поспешно уничтожаются.

Лучший по всем характеристикам

Анализ открытых военных программ ведущих стран мира позволяет говорить о том, что на сегодня в мире нет и в ближайшие 10–15 лет не будет авиационного комплекса, сопоставимого с этим самолетом по скорости, скороподъемности, практическому потолку и другим летно-техническим характеристикам, а также по эффективности в заданном интервале его боевого применения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения крылатых ракет во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полета (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), низколетящих спутников, самолетов-невидимок, других воздушных целей любых типов на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.

Он представляет собой высокоплан с трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и цельноповоротным стабилизатором. Для повышения устойчивости на нем установлены два дополнительных подфюзеляжных киля. В связи с высоким нагревом обшивки самолета при полете на сверхзвуковых скоростях конструкция планера изготовлена в основном из жаропрочных сталей и титановых сплавов (50 процентов – нержавеющая сталь, 16 – титан, 33 – алюминий и один процент – другие конструкционные материалы).

Самолет имеет трехстоечное шасси, носовая стойка снабжена двумя пневматиками, основные стойки имеют конструкцию двухколесных тележек. Створки ниш основных стоек используются в качестве тормозных щитков. Для сокращения пробега самолета при посадке в хвостовой части фюзеляжа поставлен контейнер тормозного парашюта.

Установленная на самолете РЛС «Заслон» обеспечивает возможность обнаружения воздушных целей на дальности 200 километров, сопровождения целей класса стратегический бомбардировщик – 200 километров, класса истребитель – 120 километров.

Возможно также обнаружение малоразмерных целей на фоне земли, что позволяет применять истребитель для борьбы с крылатыми ракетами. При этом предусмотрено одновременное сопровождение до десяти целей и одновременное наведение управляемых ракет на четыре цели.

Для скрытого поиска и сопровождения целей может быть использован и теплопеленгатор, датчики которого размещены в полуутопленном положении под носовой частью фюзеляжа и в полете выдвигаются в рабочее положение.

Самолет оборудован современным комплексом радионавигационного оборудования, цифровой системой закрытой связи и системой индикации данных на лобовом стекле кабины летчика. Для перехвата малоразмерных целей вооружен встроенной шестиствольной пушкой ГШ-23-6 калибром 23 миллиметра (боекомплект – 260 патронов, скорострельность – 8000 выстр/мин). Пушка установлена под фюзеляжем и в небоевом положении прикрыта створкой-обтекателем.

Основное вооружение состоит из управляемых ракет дальнего действия класса «воздух-воздух». Обычно четыре ракеты подвешиваются в полуутопленном положении под фюзеляжем и две – на пилонах под консолями крыла. Это могут быть ракеты Р-27, Р-30, Р-33, Р-40Т, Р-40Д, Р-60М.

В качестве силовой установки на МиГ-31 используются мощные высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф6, развивающие тягу на форсаже по 15 500 килограммов. Запас топлива во внутренних топливных баках составляет 16 350 литров, могут быть подвешены топливные баки общей емкостью 4000 литров. Самолет модификации МиГ-31Б оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

МиГ-31 способен переходить звуковой барьер в горизонтальном полете и в режиме набора высоты, в то время как большинство сверхзвуковых самолетов переходят скорость М=1 в пологом пикировании. Более того, МиГ-31 может на средних и больших высотах выходить на сверхзвук без включения форсажа. А ведь данным свойством, как считается, обладают лишь истребители пятого поколения.

На малых высотах полет на сверхзвуке для летчика МиГ-31 комфортен. Самолет на этом режиме вполне устойчив и не склонен к болтанке, обычной для аппаратов, чье крыло оптимизировано для дозвукового воздушного боя. К примеру, те же Су-27 (а также МиГ-29, F-15, F/A-18, «Рафаль» и т. д.) у земли даже на высокой околозвуковой скорости способны лететь всего несколько минут.

Су-35С в плане аэродинамики мало отличается от Су-27 и, значит, по скороподъемности на больших скоростях и способности проходить звуковой барьер уступает МиГ-31. Можно поставить на самолет совершенную систему управления, оснастить новыми УР «воздух-воздух» большой дальности, однако для настоящего перехватчика этого мало – перехватчик должен обладать способностью достигнуть рубежа атаки в кратчайший срок. Т-50 так же, как и Су-35С, скорее ориентирован на воздушные бои, чем на перехват.

Все современные истребители (кроме самолетов пятого поколения) не являются в полной мере сверхзвуковыми, так как у них время полета на сверхзвуке ограничено 5–15 минутами из-за разного рода ограничений по конструкции планера. Длительность же полета МиГ-31 на сверхзвуке лимитирована только запасом топлива.

История машины и применение

В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 метров. Всего на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов.

Производство МиГ-31 началось в 1981 году на заводе «Сокол» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). К концу 1994-го построено более 500 таких машин, после чего их производство было свернуто.

Появление МиГ-31 в частях привело к существенному изменению тактики поведения иностранной авиации и воздушной обстановки в целом в тех районах, где боевая авиация ранее неоднократно нарушала советское воздушное пространство, позволяла себе «поиграть на нервах» как у ПВО, так и у экипажей гражданских кораблей и военных судов.

В ходе многочисленных учений была отработана тактика групповых действий четырех МиГ-31, связанных между собой каналами шифрованной связи, обменивающихся информацией и осуществляющих целенаведение отдельных самолетов, входящих в состав группы. Эта тактика позволяет группе из четырех самолетов МиГ-31 контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту до тысячи километров. Возможно также использование МиГ-31 в качестве лидера для координации действий истребителей-перехватчиков с менее мощным радиоэлектронным оборудованием.

Целевое оборудование самолета и вооружение обеспечивают обнаружение и поражение воздушных целей на дальностях порядка до 200 километров в зависимости от ракурса, под которым выполняется атака, и эффективной отражающей поверхности цели. МиГ-31 оснащен аппаратурой передачи данных (АПД), позволяющей вести обмен информацией между перехватчиками внутри отряда, между ведущими самолетами отрядов и между ведущими и наземным КП в реальном масштабе времени в автоматическом (без вмешательства штурмана) режиме.

На практике это означает частичную скрытность боевого применения. Достаточно часто противник обнаруживает атакующий самолет не путем включения на облучение собственной бортовой РЛС, а фиксацией сигнала РЛС атакующего самолета. В случае выполнения атаки отрядом или парой МиГ-31 поиск цели с помощью РЛС может выполнять один перехватчик, а пуски ракет – другой (или другие). Таким образом, противник некоторое время остается в неведении, откуда и когда прилетит ракета, и может не успеть поставить помехи или выполнить противоракетный маневр.

Благодаря АПД легко нейтрализуются противоракетные маневры, которые выполняет противник. Наличие АПД в сочетании с совершенной БРЛС «Заслон» позволяет МиГ-31 с высокой вероятностью уничтожать самолеты – постановщики помех. В большинстве случаев помехи ставятся направленно – на работающую РЛС. Поставить помехи четырем работающим в унисон РЛС сложнее хотя бы из-за необходимости в четыре раза увеличить мощность передачи помех. На практике не увеличивается мощность передачи помех, а уменьшается эффективная дальность постановки помех, а работа БРЛС МиГ-31 на разных частотах заставляет еще снизить мощность помехового сигнала из-за необходимости расширения частотного диапазона передачи. Сложнее отслеживать переход работающих БРЛС с одной частоты на другую в случае четырех перехватчиков – у экипажей появляется время, в течение которого помехи не действуют. Время – секунды, но их хватит для успешного пуска Р-33. Наконец, координаты постановщика помех можно определить путем простой пеленгации с четырех МиГ-31, а дальше – варианты поражения цели могут быть различными.

Постановщик помех является целью наивысшего приоритета, так как такой самолет способен не только срывать атаки, но что самое главное – скрывать боевой порядок ударных самолетов. Уничтожение постановщика помех – первый шаг в направлении уничтожения всей группы самолетов противника. В наших ВВС такую задачу эффективно может выполнить только МиГ-31.

В ходе проектно-конструкторских работ был создан ряд модификаций серийного самолета, существенно повышающий его характеристики:

  • МиГ-31Б – истребитель-перехватчик с дозаправкой в воздухе;
  • МиГ-31Д – одноместный истребитель с противоспутниковой ракетой;
  • МиГ-31Ф (Э) – многоцелевой фронтовой истребитель;
  • МиГ-31Э – дальний истребитель-перехватчик.

Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984 году, привели к созданию МиГ-31М – модернизированного истребителя-перехватчика с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, двигателем и вооружением, позволяющим надежно перехватывать самолеты-невидимки и крылатые ракеты, летящие на малых и сверхмалых высотах. Он стал вершиной развития военной авиации в СССР, ряд сведений о нем до сих пор носит закрытый характер. О показателях боевой эффективности МиГ-31М сегодня в строевых частях и не мечтают.

Преимущества МиГ-31М перед другими самолетами-истребителями мира:

  • МиГ-31М по максимальной скорости опережает все подобные самолеты мира не менее чем на 500 километров в час;
  • максимальная боевая нагрузка на шесть тонн больше, чем у МиГ-31;
  • подвеска ракет Р-37 на МиГ-З1М полуутоплена и практически не ухудшает аэродинамику самолета, что позволяет достигать максимальную расчетную скорость 3000 километров в час и высоту 20–22 километра, а также увеличивает дальность полета на сверхзвуковом режиме;
  • для других самолетов-истребителей с указанными или подобными ракетами максимальная скорость – не более 2000 километров в час и высота на три – пять километров меньше, в результате чего энергия, придаваемая ракете при старте с такого носителя, меньше, чем у МиГ-З1М, в три раза, что существенно уменьшает дальность полета ракеты;
  • в дуэльной ситуации это обусловливает возможность уничтожать самолеты противника без риска собственного поражения за счет большей дальности ракет, запущенных с большей высоты и с большей скоростью.

Оказался не нужен

На авиазаводе «Сокол» во второй половине 80-х годов была построена установочная партия МиГ-31М в количестве шести опытных самолетов. В марте 1992-го на авиабазе «Мачулищи» под Минском МиГ-31М показали военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. В апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным в программе создания МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск с этого самолета ракеты, которая безупречно поразила цель на дистанции более 300 километров, что до сих пор недоступно ни одному перехватчику в мире. В августе 1995 года машина кратковременно появилась на авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики.

Но России 90-х годов такой самолет оказался не нужен. МиГ-31М не пошел в серию. Было остановлено производство и других машин этого типа. К тому же акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели к нему, очутились во владении американцев – завод прекратил изготовление таких силовых установок.

Из 500 произведенных машин к настоящему времени в строю осталось около сотни. При этом одной из причин прекращения производства и модернизации МиГ-31 называется отсутствие уникальных двигателей повышенной мощности Д-30Ф6, разработанных специально для этого самолета конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель» и выпускавшихся ранее Пермским моторным заводом.

Проведенная нами проверка показала, что данные об отсутствии двигателей не соответствуют действительности. Выяснилось, что на ПМЗ и базах хранения находится свыше 600 таких двигателей, техническое состояние которых после восстановительного ремонта позволит обеспечить модернизацию и производство не менее 300 самолетов этого типа с обеспечением предусмотренного техническими параметрами эксплуатационного ресурса на срок 15–20 лет. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области и на авиаремонтных заводах сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав и документация, необходимые для возобновления работ. По расчетам специалистов, все это более чем на треть снизит время и общие производственные затраты на восстановление столь необходимых для защиты воздушно-космических рубежей истребителей-перехватчиков дальнего действия.

Варианты

В 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31 в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности и несущий высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

Бортовая РЛС МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большем расстоянии. Дальность обнаружения воздушных целей доведена до 320 километров. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 километров, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Бортовой радиолокационный комплекс? МиГ-31БМ способен сопровождать до десяти воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука, улучшены другие характеристики комплекса. Государственные испытания модификации комплекса МиГ-31БМ завершены в 2012 году.

Уместно напомнить и о модификации МиГ-31Д в варианте носителя противоспутниковой ракеты. После распада СССР работы по этой тематике прекратились. Возобновление данной программы на новом технологическом и научном уровне способно превратить самолет в важный элемент противоракетной и противокосмической обороны.

Необходимо иметь в виду и то, что авиационный комплекс МиГ-31 с системой дозаправки топливом в воздухе и его уникальной возможностью «собирать» радиолокационную информацию о воздушной обстановке, обмениваться ею с другими бортами, управлять оружием, как никакой другой современный истребитель, подходит для решения задачи сопровождения стратегических ракетоносцев дальней авиации и преодоления ПВО противника. В целях наиболее полной реализации боевых возможностей МиГ-31 при сопровождении дальних бомбардировщиков следует подумать и о взаимном обмене данными между стратегическими ракетоносцами, самолетами-заправщиками и истребителями. Это уже будет авиационный комплекс, состоящий из носителей ядерного оружия, сил его прикрытия и обеспечения в воздухе.

Мнение специалистов

На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных специалистов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной основе. Ряд ключевых летно-технических характеристик самолета и его уже созданных модификаций ни сегодня, ни в будущем десятилетии, вероятнее всего, не будет в комплексе превзойден ни в России, ни за рубежом по следующим параметрам:

1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М), максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается не более 1800 км/ч, Су-35 могут выполнять лишь кратковременный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.

2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).

3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).

4. Статический потолок – 20,6 километра (Су-35 – 18 км, Т-50 – 20 км), динамический потолок – 25 километров.

Следует отметить, что по максимальной скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только российские Су-35С и Т-50, но и зарубежные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».

По мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении следующих задач:

  • перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
  • обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
  • оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
  • эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
  • сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
  • уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 килограммов на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
  • только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По мнению специалистов, возможна транспортировка двух-трех боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В этом случае разгонная ступень не требуется, благодаря чему дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза в зависимости от габаритов и веса боевого блока.

По оценкам авиационных специалистов, военных ученых и экспертов, самолет МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д. Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.

Учитывая изложенное, для наращивания эффективности системы ВКО представляется целесообразным принять решение о начале ОКР по созданию новой модели самолета на базе МиГ-31 и включить в Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы раздел «ОКР по созданию перспективного самолета – комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО». С учетом новых технологий материалов, развития двигателестроения, авионики боевая эффективность указанной машины может быть весьма высокой.

Кроме того, полагаю необходимым модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и двигатели к ним целесообразно использовать в качестве опытных образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследований, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.

Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно короткий период.

Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Создан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ"») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, при абсолютно любых погодных условиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1000 км.

С самого начала предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 на протяжении нескольких лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

История

Работы по проектированию истребителя-перехватчика МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП), стартовали в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе во главе работ стоял главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич приступил к разработке «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, используемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой.

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, располгавшихся один за другим.

Прототип МиГ-31 впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

22 апреля 1976 года стартовали государственные совместные испытания (ГСИ) МиГ-31. Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 года и завершился в сентябре 1980 года.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. Серийное производство начато в 1979 году.

МиГ-31 заменил перехватчик Ту-128.

Конструкция

Планер

Планер самолёта МиГ-31 создан на базе планера МиГ-25. МиГ-31 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.

Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25. является основным силовым элементом планера, однако на МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали из-за уменьшения максимальной скорости самолета и меньшего нагрева силовой части конструкции. В средней части фюзеляжа расположены семь топливных баков. Топливо размещается также в четырех крыльевых и двух килевых баках.

Корпус МиГ-31 может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана 16 %, алюминиевых сплавов 33 %.

Носовая часть фюзеляжа выполнена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Члены экипажа размещаются тандемом, в передней кабине - летчик, в задней - штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм; в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ. Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты.

Трехлонжеронное крыло с углом стреловидности по передней кромке 41 град. имеет корневой наплыв с углом стреловидности 70 град.. На верхней поверхности каждой консоли крыла оборудован аэродинамический гребень. Крыло имеет щелевые закрылки, элероны и по всей длине консоли четырехсекционные отклоняемые носки с углом отклонения 13 град.. На внешних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух внешних баков емкостью по 2500 л.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8 град., оборудовано рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12 град. расположены аэродинамические гребни.

Система управления самолетом МиГ-31 - механическая. Гаргрот расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жесткие тяги).

На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм; убираются вперёд. Заднее колесо основной опоры расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего.

Передняя опора шасси снабжена двумя колесами 660х200 мм; в отличие от МиГ-25 убирается назад.

Двигатели

Двигатели Д-30Ф6 (1979 г.) были созданы на базе гражданского Д-30 от Ту-134 (1967 г.), с форсажной камерой и соплом, двигатель модульный; степень двухконтурности равна 3.

Двигатель имеет пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Максимальная температура газов на входе в турбину составляет 1660 К.

Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединённого коллектора».

В двигателе применены сплавы титана, никеля и стали. Сухая масса двигателя - 2416 кг.

Воздухозаборники двигателей - боковые, увеличенного, по сравнению с МиГ-25, сечения; количество поступающего к двигателям воздуха регулируется нижними створками и верхним горизонтальным клином автоматически в зависимости от высоты и скорости полета.

Система управления вооружением

Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) . МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981 по 2000 год (до поступления на вооружение истребителя Рафаль).

МиГ-31 способен перехватывать низколетящие крылатые ракеты (включая сверхскоростные), создана модификация для поражения спутников на высоте от 120 км, может перехватывать цели, летящие со скоростями до M = 5.

Самолёты ДРЛОиУ А-50 и МиГ-31 могут автоматически обмениваться между собой целеуказанием. МиГ-31 способен наводить на цель наземные комплексы ПВО.

Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон» разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский).

Модификации

Серийная модификация МиГ-31, оборудованная системой дозаправки в воздухе; принят на вооружение в 1990 году.

МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе.

Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.

Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012. Модернизированные самолёты будут оснащены новой системой управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.

Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт». Серийно не выпускался.

Серийный истребитель-перехватчик, оснащённый системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

-МиГ-31И (изделие «Ишим»)

Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов.

Летающая лаборатория в Жуковском.

Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; имел характерную «округлую наружу» форму корневых наплывов. Серийно не производился.

Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта).

Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ. Серийно не выпускался.

Экспортный вариант с упрощённым БРЭО. Серийно не производился.

Состоит на вооружении

Россия:
-Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации - 12 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Воздушно-космические силы Российской Федерации - 40 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 40 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Военно-морская авиация Северного флота - 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-6-я армия ВВС и ПВО Балтийского флота - 31 МиГ-31, по состоянию на 2016 год
-14-я армия ВВС и ПВО ВВС ЦВО - 50 МиГ-31Б/МиГ-31БС/МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Военно-морская авиация Тихоокеанского флота - 12 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год
-11-я армия ВВС и ПВО Тихоокеанского флота - 20 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год

По данным на 2013 год, 80 % парка нуждались в ремонте. По словам бывшего командующего ВВС, из 252 Миг-31 планируется модернизировать и оставить только 100 самолетов в разных модификациях, 60 из них - до уровня МиГ-31БМ. Перехватчики базируются:

790 Гв. ИАП - аэродром совместного базирования Хотилово (возле города Бологое, Тверская область) (24 ед. МиГ-31ДЗ и МиГ-31БМ);
-эскадрилья - 3958-я авиабаза Саваслейка (возле Мурома) (12 ед. МиГ-31БМ);
-764 ИАП - аэродром совместного базирования Большое Савино (Пермь) (МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС, МиГ-31БМ);
-712 Гв. ИАП - Канск (возле города Канск, Красноярский край) (МиГ-31БМ);
-22 Гв. ИАП - Центральная Угловая (северная окраина города Владивосток) (14 ед. МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС и МиГ-31БМ);
-865 ИАП - аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед. МиГ-31);
-98 ОСАП - аэродром Мончегорск (Мурманская область) (14 ед. МиГ-31БМ).
-Казахстан:

Силы воздушной обороны Республики Казахстан - 32 Миг-31/Миг-31БМ на 2016 год

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
-Длина: 22,69 м
-Длина фюзеляжа: 20,62 м
-Размах крыла: 13,46 м
-Высота: 6,15 м
-Площадь крыла: 61,60 м2
-База шасси: 7,11 м
-Колея шасси: 3,64 м
-Масса:
-пустого: 21820 кг
-с полной заправкой: 39150 кг
-максимальная взлетная масса: 46750 кг
-топлива: 17330 кг
-полезной нагрузки: до 5000 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ Д-30Ф6
-тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 9500 кгс
-на форсаже: 2 х 15500 кгс
-масса двигателя: 2 х 2416 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

Лётные характеристики

Максимальная допустимая скорость:
-на малой высоте: 1500 км/ч
-на большой высоте: 3000 км/ч (M=2,83)
-Крейсерская скорость:
-дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)
-сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)
-Посадочная скорость: 280 км/ч
-Практическая дальность:
-на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км
-без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
-с одной дозаправкой: до 5400 км
-на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км
-Боевой радиус: 720 км
-Продолжительность полёта: до 3,3 ч
-Практический потолок:
-до 30000 м (динамический)
-до 20600 м (практический)
-Нагрузка на крыло:
-с полной заправкой: 635 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 759 кг/м2
-Тяговооружённость:
-с полной заправкой: 0,79
-при максимальной взлётной массе: 0,66
-Скороподъёмность:
-у земли 160 м/с:
-на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с
-Разбег: 950-1200 м
-Пробег: 800 м

Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

Одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 снарядов);
-боевая нагрузка - 3000 кг;
-4 УР большой дальности Р-33;
-2 УР средней дальности Р-40Т;
-4 УР малой дальности Р-60. Р-60М

Применяемые ударные комплексы.

Пушечное:
-1х6-23мм ГШ-6-23:
-боекомплект: 260 снарядов.
-скорострельность:
-при НУ: не менее 8000/мин
-при t = ?60 град. C: не менее 6400/мин
-Ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
4 точки на корпусе и 4 на пилонах на крыльях допускает в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса до 4 ракет большой дальности + ещё до 4 ракет средней или малой дальности (в том числе 4 ракеты большой дальности и 4 средней Р-77).

Ракеты класса воздух-воздух:
-большой дальности: 4 Р-33 до 304 км (2012), 6 Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G, Р-33 с дальностью 120км (1981) и Р-33С 160 км (1999)
-средней дальности: Р-40) 2 максимум 4 с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км маневрирование цели 4G, 4 Р-77 дальность 100 км маневрирование цели 12G.
-малой дальности: 4Р-60(М), 4 Р-73 инфракрасного спектра.
Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты, Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее. Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более). Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во‑первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во‑вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей. Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р-33.

Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет давнюю историю: он приступил к работе 1 февраля 1932 года. Первым детищем предприятия стал истребитель-биплан И-5. В цехах завода до сих пор можно увидеть исторические панно и плакаты.

Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного — истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете. Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10−15 часов в год. Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации — основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ. Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать. Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?


«В конце концов самолет — это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, — говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол». — В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет. Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Пять штук на Францию

МиГ-31 барражирует над Арктикой, высматривая возможные цели, — мчатся ли они в стратосфере, идут на средних высотах или крадутся у поверхности, а значит, главное для него — бортовая РЛС, способная обнаружить все эти цели. Поэтому ключевым моментом модернизации высотных перехватчиков стало оснащение их новой РЛС «Заслон-М» с фазированной антенной решеткой. Таким образом, значительно (до 320 км) повысилась дальность обнаружения ЛА вероятного противника, со 120 до 280 км выросла дальность поражения. Теперь самолет может одновременно отслеживать 24 цели и атаковать восемь из них. МиГ-31 вполне готов к «сетецентрической» войне, так как имеет возможность работать с наземной автоматизированной системой управления «Рубеж» и координировать свои действия с другими боевыми объектами. Например, обнаружив далекую цель, экипаж перехватчика способен передать ее координаты многофункциональным истребителям, не имеющим РЛС с таким дальним обзором, или другому МиГ-31. При этом один перехватчик может контролировать небо на фронте 500 км и более. Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию. В рамках модернизации самолет также оборудуется новой кабиной с современной индикацией. Точнее, кабинами: экипаж самолета состоит из двух человек — командира и штурмана. Обновлен навигационный комплекс — теперь в нем есть система спутниковой навигации и международная система посадки.


Немного о родстве

В том же, что касается планера, МиГ-31 обнаруживает родство с МиГ-25. Оба самолета — высотные сверхзвуковые перехватчики, оба имеют цельносварной корпус с широким применением деталей из стали и титана. Использование этих металлов вместо более традиционных алюминиевых сплавов связано с необходимостью придать корпусу высокую термостойкость — при движении на сверхзвуке корпус подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву, вплоть до того, что кромки воздухозаборников начинают светиться.

«С МиГ-25 определенно есть преемственность, — говорит ведущий инженер-конструктор ОКБ Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» Виктор Степанов, — и в плане материалов, и во внешнем виде, и в аэродинамике, но самолет это другой, с другим БРЭО, другими двигателями, сделанный под другие задачи».


Характерные черты модернизированного МиГ-31 — РЛС с большей дальностью обнаружения, повышенное быстродействие всего комплекса БРЭО, прогрессивные средства навигации. На базе старой, проверенной временем платформы появляется современный самолет с новыми задачами.

МиГ-25 начинали разрабатывать еще в 1950-х годах в ответ на планы США создать сверхзвуковые бомбардировщики (типа North American Valkyrie) и сверхзвуковые высотные разведчики SR-71. Поэтому приоритетом была скорость, и МиГ-25 мог разгоняться до 3,2 Маха. Для МиГ-31, как уже говорилось, главной задачей считается патрулирование арктического воздушного пространства и прикрытие его от крылатых ракет. В связи с этим для барражирования перехватчику потребовался экономичный дозвуковой режим. И если на МиГ-25 стояли турбореактивные Р15Б-300, то МиГ-31 оснастили силовыми установками Д-30Ф6. Это более экономичный (в силу двухконтурности) двигатель, построенный на основе Д-30, который устанавливали на гражданские самолеты (в частности, на Ту-134). Для сверхзвукового режима двигатель получил форсажную камеру.


«МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир, — говорит ведущий инженер по летным испытаниям НАЗ «Сокол» Яков Исаенко. При этом задачи у 31-го гораздо сложнее: он должен обеспечивать перехват целей в диапазоне от минимальных и до максимальных высот. Машина устойчивая, хорошо пилотируется. В барражирующем режиме самолет использует механизацию крыла. Изменившиеся аэродинамические параметры позволяют увеличить подъемную силу и летать во время дежурства на большой высоте с меньшей скоростью».

Еще одним важным отличием от одноместного МиГ-25 можно считать экипаж из двух человек. Управление системами самолета и прицеливанием настолько сложно, что несовместимо с пилотированием. Обычно двухместные истребители («спарки») — это учебно-боевые самолеты, в которых предполагается дополнительное место для инструктора, и только в МиГ-31 два расположенных тандемно кресла — это и есть стандартная боевая комплектация.


Посреди неподвижности

«МиГ-31 с максимальной взлетной массой свыше 46 т уже подходит под классификацию «корабль», — добавляет заслуженный летчик-испытатель Сергей Томбак. — Если сравнивать с легким истребителем типа МиГ-29, у которого усилие на ручке не превышает 3,5 кг, то на МиГ-31 это значение может доходить до 15 кг. То есть 31-й определенно не пилотажная машина. Однако в целом управлять самолетом легко. Мой отец, тоже летчик-испытатель, шутя называл МиГ-31 «самолетом для пенсионеров»: в нем много автоматики, отличная навигация, сам приведет к полосе — только выровняй машину и садись. Конечно, для высшего пилотажа этот перехватчик мало подходит, хотя несложные фигуры можно выполнять и на нем. Вот только петля Нестерова получится гораздо больше, чем у пилотажного самолета. Ну и, разумеется, воздушный бой не стихия МиГ-31, хотя на всякий случай 23-мм автоматическая пушка на борту имеется».

«Особенности пилотирования МиГ-31 проявляются и во время полета в стратосфере. Когда ты несешься там на больших скоростях, стихает шум и появляется ощущение, что все вокруг абсолютно неподвижно. МиГ-31 — это очень надежный самолет. Он и сегодня способен противостоять любым силам и средствам воздушного нападения», — говорит Виктор Степанов.